Новости

Удар в лицо «понимающим Путина»: как в Германии реагируют на перемены в России

Формирование нового правительства РФ продолжило череду изменений в российской власти. За этими изменениями пристально наблюдают за рубежом. Содержание Послания Владимира Путина Федеральному собранию и последующие кадровые перестановки стали неожиданностью для международных, в том числе немецких наблюдателей. Первые публикации немецких газет о речи президента России и о последовавшей за ней отставкой правительства были наполнены эпитетами «неожиданный», «внезапный» и прочими. Прессе понадобилось некоторое время, чтобы осмыслить произошедшее в России и вынести свой вердикт.

В общих чертах, аналитики ФРГ пришли к двум тезисам, характеризующим последние события российской политики.

Во-первых, отставка правительства Дмитрия Медведева вызвана резким падением популярности как самого премьер-министра, так и его кабинета. Причины этого рассматривают прежде всего в сохраняющихся проблемах развития российской экономики и ряде законов, вызвавших неоднозначную реакцию в обществе. Чаще всего здесь вспоминают пенсионную реформу, в соответствии с которой было анонсировано повышение пенсионного возраста. Sueddeutsche Zeitung приводит данные Левада-центра, согласно которым 53% опрошенных убеждены в том, что правительство не интересует жизнь простых людей.

Фигура нового премьер-министра Михаила Мишустина мало известна немецким экспертам. Краткие биографические справки, представленные в их материалах, лаконично указывают на его статус «технократа» и успехи в сфере цифровизации государственного управления на посту главы Федеральной налоговой службы. При этом подчеркивается, что Мишустин не имеет политических амбиций, что, впрочем, не отменяет того, что на новом посту ему предстоит сложная работа. В центре его внимания будут административные вопросы, стимулирование экономического развития и реализация президентских указов.

Во-вторых, немецкие эксперты считают, что предложенная Владимиром Путиным конституционная реформа изменит баланс политических сил внутри российского государства. Предложенные российским лидером меры призваны укрепить роль парламента и премьер-министра, помочь переосмыслить функции Госсовета, повысить статус региональных властей.

Анонсированные нововведения при этом не должны значительно ограничить и полномочия президента, за которым сохраняются такие ключевые для государственного управления функции, как контроль над силовыми ведомствами, определение основных направлений работы правительства, право отставки главы правительства и другие.

Учитывая, как правило, критичное отношение германских СМИ к российской политике, среди их публикаций вполне предсказуемо преобладали негативные оценки предстоящей конституционной реформы с точки зрения немецких представлений о демократии.

Большинство авторов, среди которых можно встретить русские и украинские фамилии, считают, что основная цель предстоящей реформы — обеспечить возможность для Владимира Путина сохранять контроль над политической ситуацией в стране после 2024 года, когда закончится срок его полномочий в качестве президента России. Издание Welt дало такую характеристику предстоящей конституционной реформе: «Удар в лицо всем "понимающим Путина”» (Putin-Versteher).

Критику со стороны журнала Spiegel вызвал состав рабочей группы по конституционной реформе в составе 75 человек. В издании отмечают, что только четверть ее участников имеют юридическое образование и обладают надлежащей компетенцией в законотворчестве. Никто из них не принимал участия в разработке действующей российской Конституции 1993 года. В журнале сомневаются, что участники рабочей группы обладают достаточной компетенцией и реальными возможностями для предметного обсуждения предложенных поправок.

Любопытно, что немецкие СМИ не стали акцентировать свое внимание на озвученном президентом России тезисе о приоритете национального законодательства над международным.

Это положение либо прошло незамеченным на фоне отставки правительства, либо удостоилось лишь краткого упоминания без подробного анализа. Напротив, в российской информационной среде вопрос взаимоотношения национального и международного законодательства получил широкий отклик экспертного сообщества и продолжительную рефлексию.

В качестве взвешенной оценки конституционной реформы со стороны немецких аналитиков можно привести в пример интервью руководителя Фонда имени Фридриха Эберта в России Пеера Тешендорфа для журнала «Международная политика и общество».

Эксперт призывает рассматривать предстоящие нововведения не как шаг в сторону классической системы «сдержек и противовесов», но как движение к новому этапу консолидации элит на основе нового баланса между органами государственной власти, реальные итоги которого еще предстоит оценить.

Тешендорф считает, что отставка правительства не связана с изменением Конституции, а вызвана, прежде всего, решением президента России, принятого с учетом снижения популярности действующего кабинета в глазах населения страны.

Пеер Тешендорф отметил, что приоритет национального законодательства над международным приведет к тому, жалобы в ЕСПЧ будут приниматься в расчет в России, только если они будут связаны с нарушением прав человека, закрепленным и в российском законодательстве.

Впрочем, эксперт признает, что Конституция России гарантирует все права и свободы человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

В этом смысле не стоит ожидать существенных противоречий между российским законодательством и международным правом.

Конституционная реформа в России стала неожиданностью для немецких наблюдателей.

Часто представленная в германской прессе аналитика будущего российской политической системы демонстрирует поверхностность и идеологизированность.

В то же время очевидно, что политическая трансформация в России не повлияет на российско-германские отношения. Какие бы критические публикации ни появлялись в ФРГ. 

Артем Соколов