Новости

Угольная отрасль Украины на пороге больших потрясений

На днях Венский институт международных экономических исследований (WIIW) опубликовал экономический прогноз для стран Восточной Европы с учетом пандемии COVID-19. Согласно прогнозам экспертов WIIW, на Украине теперь ожидается рост ВВП на 1,9%, хотя до эпидемии рост должен был составить 3,6%. К сожалению, приходится признать, что прогнозы венских экспертов слишком оптимистичны. На самом деле ещё до объявленного карантина и принятия чрезвычайных мер ситуация в ряде отраслей украинской экономики была крайне критичной. Причём исправлять накопившийся ворох проблем собирались классическим либертарианским способом – ликвидацией тех предприятий, которые оказались якобы «нерентабельными» в условиях рынка.

Одним из таких оказался угольный государственный сектор, который буквально накануне эпидемии взывал о помощи. Но звучали лишь бестолковые обещания создать новые рабочие места на замену закрывающимся градообразующим шахтам. Сейчас, в условиях необходимости срочно перекраивать государственные расходы, сворачивать ряд программ, даже теоретический шанс спасти угольный госсектор исчезает.

Чего же ожидать украинским шахтёрам в ближайшее время? Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Одним из первых решений Кабмина, которое было принято 18 марта по инициативе новоназначенного главы Минэкономики Игоря Петрашко, стал фактический запрет на импорт электроэнергии и угля из РФ, он начнет действовать с 1 апреля. Это решение поддержал В. Зеленский и ряд украинских экспертов угольной отрасли. Истинные причины запрета ведут к главному олигарху страны Р. Ахметову, который с момента изгнания «соросят» из ключевых постов в украинском правительстве стал ближе к украинскому президенту.

Угольный король Украины Ринат Ахметов

Угольный король Украины Ринат Ахметов

На сегодня Р. Ахметов является одним из основных владельцев угольных предприятий на Украине. Его компании добывают до 85% украинского угля и производят до 25% электроэнергии. Ему принадлежат 34 шахты и девять из 14 ТЭС. Добычей и обогащением угля в структуре ДТЭК занимается его основное подразделение «ДТЭК Энерго», в состав которого входят угледобывающие мощности в лице объединений «Павлоградуголь», «Добропольеуголь», шахта «Белозёрская», а также четыре углеобогатительные фабрики.

Война в Донбассе существенно изменила расклад сил собственников угольной отрасли, вернув её фактически в реалии 90-х. За последние четыре года добыча угля на предприятиях, находящихся на подконтрольных Киеву территориях, снизилась почти на четверть. При этом значительно уменьшилась доля в общей добыче угля государственных предприятий – за этот период она упала вдвое. Так, в прошлом году госшахты выдали на-гора порядка 3,7 млн тонн угля, тогда как добыча по всей отрасли составила 32 млн тонн.

Однако бизнес-империя Р. Ахметова серьёзно не пострадала. Даже наоборот. По данным Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг, только на формуле расчёта цены угля для теплоэлектростанций «Роттердам плюс» олигарх заработал свыше 40 млрд гривен ($1,6 млрд). Но такая ситуация не устраивала другого олигарха – Игоря Коломойского, бизнес которого нёс убытки из-за созданной благодаря политической связке Порошенко-Ахметов угольной монополии ДТЭК на украинском рынке.

С 1 октября 2019 года благодаря принятой поправке авторства главы парламентского комитета по вопросам энергетики и ЖКУ Андрея Геруса Украина впервые с 2015-го возобновила импорт электроэнергии из России. Такое решение пролоббировал близкий ещё тогда к В. Зеленскому олигарх И. Коломойский, ферросплавные заводы которого нуждаются в дешёвых энергоносителях.

Олигарху Коломойскому нужна дешёвая электроэнергия

Олигарху Коломойскому нужна дешёвая электроэнергия

В нынешней олигархической украинской модели так складывается, что экономический «плюс» у одной финансово-промышленной группы зачастую приводит к «минусам» у другой. В 2019 году «ДТЭК Энерго» сократила чистую прибыль в 1,9 раза, до $100 млн. Ухудшение показателей напрямую было связано с со снижением производства электроэнергии в четвёртом квартале на 40% из-за падения спроса и начала импорта.

Безусловно, последнее решение Кабмина о введении специальных пошлин на товары (в случае с электроэнергией и углем – 65% от заявленной стоимости), произведённые в РФ, улучшит ситуацию для бизнес-империи Р. Ахметова. Однако это «улучшение» ударит резким повышением цен на электроэнергию на внутреннем рынке, усилив инфляционные процессы в экономике на фоне обвала курса гривны. А самое главное, никаким образом не сможет помочь конкурентам Р. Ахметова в угольной отрасли – государственным шахтам, находящимся сегодня в тяжелейшей ситуации.

Добыча угля в государственном угледобывающем секторе за 2019 год снизилась на 6,2% по сравнению с 2018 годом. В прошлом году власти дважды выделяли деньги на погашение долгов по зарплате (последний раз – в декабре 2019 года дали 1 млрд грн.), но они всё равно нарастают, как снежный ком. На многих шахтах платят частями, людям должны за 4-5 месяцев. Задолженность по зарплатам на госшахтах достигла рекордной отметки в 1,1 млрд грн ($40,5 млн). А их продукция оказалась никому не нужной – на складах скопилось порядка 2,5 млн тонн «лишнего» угля.

Протесты украинских шахтёров

Протесты украинских шахтёров

За последние годы шахтёры не раз перекрывали автотрассы, устраивали забастовки, отказывались подниматься из забоев. Но их проблем так и не решили. К слову, начиная с конца 80-х украинские шахтёры периодически проводят акции протеста, походы на Киев, голодовки у стен парламента и правительства. К сожалению, единственный «положительный» успех подобных акций был в перестроечные времена. Но тогда горняки волею судьбы оказались вовлечены в стратегию раскачивания общественных настроений в СССР, приведших в итоге к демонтажу социализма. После чего в их «услугах» либералы уже никогда не нуждались.

Только в текущем году в конце января протестовали шахтёры Львовской области, перекрыв трассу Львов – Рава-Русская. А 4 февраля 14 горняков шахты «Капитальная» ГП «Мирноградуголь» после смены отказывались подниматься на поверхность до тех пор, пока им не погасят долги по зарплате (более 93 миллионов грн). Но проблему решить не удалось.

Горняки перекрыли трассу Львов – Рава-Русская

Горняки перекрыли трассу Львов – Рава-Русская

В собственности государства находится 33 шахты. Вывести из системного кризиса государственную угольную отрасль не получается в первую очередь из-за установившегося механизма «смотрящих», когда курирующий сектор олигарх с помощью своих министров выкачивает все активы из госшахт, обескровливая таким образом предприятия.

До начала эпидемии короновируса правительство обещало провести аудит на всех предприятиях для того, чтобы закрыть ряд шахт ввиду их очевидной нерентабельности. Проблема только в том, что нерентабельными их делают неэквивалентные отношения с покупателями своей продукции. Структуры, относящиеся к «смотрящим», приобретают уголь не по рыночным ценам. Меняются политические расклады в Киеве – меняются «смотрящие». Но система продолжает жить.

Как показывают результаты аудита Счётной палаты эффективности использования средств бюджета, несмотря на то что на поддержку угольной промышленности на Украине в 2017-2019 годах ежегодно направляли сотни миллионов гривен, угольные госпредприятия только наращивали убытки.

Так, средств, которые предусматривались в 2018 году для финансирования оплаты труда шахтёров, оказалось недостаточно, и их исчерпали уже в первом полугодии. В итоге после многочисленных протестов и забастовок шахтёров Кабмин и ВР внесли изменения в бюджет, перебросив средства с программы поддержки рынка электроэнергии – 1,4 млрд грн ($51,5 млн). Но и этого не хватило. После чего Кабмин увеличил финансирование еще на 100 млн гривен за счет фонда охраны труда и техники безопасности на угледобывающих предприятиях. К слову, с тех пор деньги на безопасность и охрану труда вообще не выделяли.

Сегодня на ГП «Мирноградуголь», в состав которого входят четыре шахты, добывающие энергетический уголь для электростанций, наметился масштабный отток персонала. Если в 2017 году там работало почти 5,4 тыс. человек, то в первом квартале 2019 года – уже 4,1 тысяча. При этом плановые показатели добычи угля ежегодно не выполняются. Предприятие в 2017 году ввело только три из пяти запланированных лав. А в 2018 году вообще ни одной. Более того, на шахтах «Центральная» и «5/6» добывают уголь только на двух из 15 существующих пластов, а добыча идёт с помощью отбойных молотков. Ежегодно предприятие терпит убытки: в 2017 году они составили 642,1 млн гривен (порядка $23,8 млн), в 2018-м – 700,4 млн гривен (порядка $25,3), а в первом квартале 2019-го – 175 млн гривен (порядка $6,5 млн).

Причина такй ситуации на поверхности. В течение всего этого времени предприятие продавало готовую угольную продукцию по заниженным ценам, не покрывающим даже себестоимости угля. Данная схема осуществлялась через подконтрольные угольному «смотрящему» времен П. Порошенко предприятия ГП «Госуглепостав» и ООО «Шахтёрсктранс». В результате из-за этого ГП «Мирноградуголь» за отчётный период недополучило в целом 628 млн грн. ($23,1 млн.). Разница между ценой и себестоимостью готовой угольной продукции в итоге возросла в 1,8 раза. При такой «экономике» никакая господдержка неспособна вывести из кризиса!

Не лучше ситуация на ГП «Селидовуголь», которое является градообразующим для семи расположенных рядом населенных пунктов, в которых проживает около 50 тыс. человек. На этом предприятии также наблюдается отток персонала. Так, если в 2017 году там работало 8,6 тыс. человек, то в начале 2019-го – уже 6,7 тысяч. За это время на предприятии произошло значительное падение планового и фактического показателей объёмов добычи, а также производительности труда.

Снижение этих показателей привело к дефициту оборотных средств. Как следствие, по состоянию на 1 апреля 2019 г. по сравнению с началом 2017-го просроченная задолженность только за электроэнергию выросла вдвое и составила 484,9 млн грн ($17,8 млн.). Фактическая себестоимость угольной продукции при этом возросла за 2017-2018 годы почти в три раза: с 1848,8 грн/т до 5424,5 грн/т, а в 2019 г. еще в 1,2 раза – до 6312,3 грн/т. Предприятие ежегодно терпит убытки: в 2017 году – 636,9 млн грн ($23,5 млн), в 2018-м – 810,6 млн грн ($29,8 млн), а за первый квартал 2019-го – 366,6 млн грн ($13,5 млн).

Как показывают результаты аудита, получив за отчётный период 1,3 млрд грн государственной поддержки, которые были использованы на выплату зарплат, ГП «Селидовуголь» понесло масштабные убытки вследствие продажи угля по заниженной цене, в сумме недополучив дохода более чем на 1,2 млрд гривен.

Подобная ситуация на ГП «Львовуголь», куда входит семь шахт. Оттуда также увольняется персонал. Правда, не в таком количестве: если в 2017 году работало 7,9 тыс. человек, то в 2019-м – 7,6 тысячи. Как и остальные предприятия угольной промышленности, ГП «Львовуголь» сбывало готовую продукцию по заниженной стоимости, что привело к финансовым потерям на сумму 111,6 млн грн ($4,8 млн).

Аналогичная картина наблюдается на ГП «Волыньуголь». В составе предприятия работают две шахты, добывающие энергетический уголь. Результаты аудита свидетельствуют, что показатели деятельности ГП «Волыньуголь» ежегодно только ухудшаются.

В частности, по сравнению с 2016 годом фактическая добыча угля в 2018 году уменьшилась почти вдвое: с 185,5 тыс. тонн до 98,8 тыс. тонн. А объём товарной продукции – на треть: с 111,5 тыс. тонн до 70,8 тыс. тонн. Количество работников за отчетный период на предприятии сократилось почти на четверть: с 1,9 тыс. человек до 1,5 тысячи. Как и в предыдущих случаях, одной из главных причин неудовлетворительного финансового состояния ГП «Волыньуголь» стал сбыт готовой продукции по заниженной цене через ГП «Госуглепостав», из-за чего предприятие недополучило более 119,2 млн гривен.

В целом, как показывает отчет о деятельности Государственной аудиторской службы Украины за 2019 год, вследствие такой олигархической схемы Украина теряет огромные суммы денег из-за продажи угля ниже себестоимости. В частности, в 2019 году госшахты недополучили 686 млн грн. прибыли ($24,2 млн), имея огромные долги перед шахтёрами по зарплате и кредитные обязательства.

Приход Зе-команды к власти не поменял сложившуюся систему «смотрящих». Вместо порошенковского куратора сначала пришёл Игорь Коломойский. Теперь на это место прочат ахметовского кадра. А это лишь означает, что госотрасль ждут дальнейшая деградация и превращение населённых пунктов при шахтах в депрессивные.

Сергей Вяземский