Новости

Угроза остановки транзита газа из РФ напомнила Киеву о главной проблеме

Украина частично преувеличивает потери от остановки транзита российского газа из-за газопровода «Северный поток – 2» такое мнение выразил заместитель генерального директора Института развития национальной энергетики Александр Фролов.

Серьезным ударом по экономике Украины может стать окончание строительства магистрального газопровода «Северный поток – 2». По словам депутата Верховной рады от партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Нестора Шуфрича, которые он озвучил в эфире телеканала «Наш», проблема затронет каждого жителя страны.

Украинский парламентарий отметил, что киевские власти не смогли обезопасить себя и вместо этого рассчитывали, что трубопровод не достроят. По мнению Шуфрича, украинцы должны были бороться «за обеспечение себя транзитным контрактом не на четыре года, а на 14-25 лет».

«В очередной раз поговорить о потерях, которые понесет Украина, дал президент Владимир Зеленский, начавший «разгонять зраду» перед встречей Байдена и Путина: он заявил, что страна потеряет 6 миллиардов долларов США, то есть деньги, идущие на национальную армию. Исходя из этой нехитрой мысли украинские политики, эксперты начали вновь обсуждать возможные потери государства», — объяснил причину волнений на Украине эксперт Александр Фролов.

Паника охватила киевскую политическую элиту после того, как президент Российской Федерации Владимир Путин 4 июня текущего года анонсировал завершение укладки первой нитки «Северного потока – 2», уточнив, что вторую нитку предположительно достроят к августу. Отметим, что скорость работ составляет 1,1 морской мили.

«Если посмотреть на последствия остановки транзита с точки зрения будущего газотранспортной системы Украины, разумеется, увидим, что до 2024 года есть гарантия поставок, прописанная в действующем контракте с «Газпромом».

Даже если компания не будет поставлять газ через украинскую территорию, все равно будет оплачивать прокачку 40 млрд кубических метров газа в соответствии с принципом «качай или плати», прописанном в соглашении. Что будет после 2024 года – большой вопрос, однако Украину в целом успокаивает то, что хоть какие-то объемы через нее пойдут», — уточнил эксперт.

США толкают Киев к сомнениям

Продолжение строительных работ вынудило Соединенные Штаты Америки в марте 2021 года заявить о новых санкциях, которые распространились на две российские компании, учреждение 13 судов, причастные к процессу реализации проекта «Северного потока – 2».

Однако ограничивать деятельность Nord Stream 2 AG и ее исполнительного директора Маттиаса Варнига Вашингтон не стал, якобы опасаясь испортить отношения с Европейским союзом и Германией в частности. Президент США Джо Байден заявил, что строительство трубопровода «почти завершено» и введение новых санкций против проекта было бы «непродуктивным» для геополитических связей страны.

Тем временем российская сторона не намерена отступать и делает все, чтобы строительство завершилось как можно скорее. Пока идут работы, «Газпром» продолжает реализовывать газ на европейский рынок привычным способом.

«Россия сначала контрактует, а после начинает добывать и поставлять. Это означает, что после запуска нового газотранспортного маршрута при сохранении текущего уровня потребления какие-то поставки из имеющихся направлений будут снижены. Но до 2024 года включительно Украина от этого защищена, в отличие газопровода «Ямал – Европа», проходящего по территории Белоруссии и Польши в Германию.

У «Газпрома» с польской стороной с мая 2020 года не действует контракт на транзит – компания взаимодействует с Варшавой через бронирование мощностей на аукционе исходя из потребностей. Но так как потребностей, видимо, больше не возникнет, «Газпром» перенаправит объемы на «Северный поток – 2», — разъяснил эксперт

Однако киевским властям уже удалось заручиться поддержкой канцлера ФРГ Ангелы Меркель, которая на полях саммита G7, который сейчас проходит в английском городе Карбис-Бэй обсудила ситуацию с президентом США. В результате договора Берлин заявил о намерении продолжить заступаться за проект магистрального газопровода через Балтийское море из России в Германию, но и Украина при этом должна остаться партнером в поставках газа из России.

Прибыль в обход государственной казны

Объемы финансовых средств от транзита российского газа через украинскую территорию, которые так боится потерять Киев, подсчитать сложно, как и выяснить, сколько принесет труба украинским властям.

Но главный вопрос заключается в технической возможности поставок газа в отдельные регионы Украины в случае резкого падения прокачки через ее территорию. Это может произойти при остановке транзитных поставок, которые обеспечивают давление в газотранспортной системе страны (ГТС).

Компания «Магистральные газопроводы Украины», являющаяся одним из владельцев ГТС этой страны, должна сейчас озаботиться предстоящей проблемой, несмотря на то, что уровень государственных потерь окажется существенно меньшим, чем озвучивал Владимир Зеленский.

«Российская компания платит не государству, а оператору газотранспортной системы Украины, у которого есть многообразные текущие расходы. Поэтому поступления от транзита газа в казну не крупные», — подчеркнул эксперт.

Вопрос мог встать ребром для Киева, если власти решились модернизировать ГТС, ведь работы привели бы к снижению мощностей и энергоемкости ради улучшения параметров, экономических показателей.

«Но подобное на Украине не делают и не планируют. Если оценивать модернизацию с точки зрения увеличения поставок газа на территорию этого государства и повышения конкурентоспособности ГТС как международного игрока на рынке транзита ресурса, то можно было бы назвать запуск «Северного потока – 2» вызовом для всей страны.

Только о состоянии ГТС говорили еще при Викторе Януковиче, задумавшемся о модернизации системы в 2011 году, глядя на успехи «Северного потока – 1». Работы требовали 7,5 млрд долларов США, сегодня сумма может превысить 10 млрд американских долларов», — предположил эксперт.

Однако политическая и экономическая обстановка в этой стране вряд ли заставит киевских властей повернуть головы в сторону ГТС и запустить модернизацию. Особенно необъяснимыми выглядят страхи политической элиты потерять доходы на фоне массовой внутренней дегазификации.

Контракт с «Газпромом» позволит оператору ГТС получать в течение трех с половиной лет до 1,5 млрд долларов США в год, а может быть, и больше. Потери же не превысят 500 млн американских долларов.

Андрей Фролов