Новости

Угрозы правых украинской журналистке могут стоить карьеры семейству Супрун

Основательница украинского издания «Заборона» (Zaborona.com, русс. «Запрет») 32-летняя журналистка Екатерина Сергацкова была вынуждена бежать вместе семьёй из собственного дома в Киеве из-за угроз убийства со стороны ультраправых. 

Она стала мишенью украинских радикалов после публикации «Забороной» материала о связях между украинскими неонацистами и местной организацией по проверке фактов в Facebook StopFake. Об этом пишет британское издание The Independent.

В статье «Забороны», вызвавшей истерику националистов, подробно описаны несколько случаев, когда один из соучредителей неправительственной организации (НПО) StopFake Марко Супрун, муж бывшей и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун, контактировал с известными представителями националистических и неонацистских кругов, среди которых есть и отрицающие Холокост. В частности, с Арсением Белодубом, основателем популярного среди ультраправых бренда одежды SvaStone и лидером музыкального хейткор-коллектива «Сокира Перуна», а также и Андреем Середой – фронтменом группы «Кому вниз», признавшегося в одном из интервью, что считает себя частично антисемитом. Супрун также контактировал с бывшими членами радикальной неонацистской группировки С14, «Правый сектор» и другими крайне правыми фигурами, в том числе осужденными за убийство на расовой почве. Об этом он откровенно и подробно рассказывал на своём канале в YouTube. Евгений Федченко, директор StopFake и руководитель школы журналистики Киево-Могилянской академии, также ранее неоднократно писал в защиту неонацистской группировки C14, внесённой в базы данных США и Израиля как террористическая организация.

Интересно, что «Заборона», как и StopFake Украина, создана и финансируется на иностранные средства. До 2018 года она получала средства от USAID (Агентства международного развития Государственного департамента США), но финансирование было прекращено и проект временно прекратил работу. С 2020 года «Заборона» возобновила деятельность благодаря финансированию Фонда «Открытое общество» (Open Society Foundations), который является одной из структур Джорджа Сороса. Также поддерживают «Заборону» Free Press Unlimited из Нидерландов, BBC Media Action из Великобритании и Journalismfund.eu из ЕС.

Конфликт между «Забороной», с одной стороны, и StopFake Украина и украинскими радикалами – с другой, назревал некоторое время. Ранее Facebook удалил у себя статью «Забороны» о крайне правом активисте Денисе Никитине. Сделано это было по инициативе StopFake, которая злоупотребила предоставленными ей правами для предотвращения распространения нелицеприятной для украинских неонацистов, но правдивой информации.

Как пишет The Independent в материале от 14 июля, новая статья «Забороны» о связях между неонацистскими группировками и украинской НПО StopFake, работающей в качестве партнера по проверке фактов в Facebook, вышла 3 июля. А 11 июля популярный националистически ориентированный журналист Роман Скрыпин опубликовавал фотографии Сергацковой и её пятилетнего сына на фоне их дома в Киеве. В посте он обвинил журналистку в том, что она является агентом Кремля. Фактически Скрыпин опубликовал личную информацию (раскрыл место жительства) и натравил националистов на представителя журналистской профессии.

В комментариях в ответ на сообщение Скрыпина в Facebook националистически настроенные пользователи угрожали Сергацковой местью – вплоть до убийства. Аналогичные угрозы она стала получать и в личных сообщениях. Пост Скрыпина в Facebook был удалён администрацией, но сам он в ответ обещал опубликовать, если понадобится, хоть десять аналогичных постов.

Опасаясь за свою жизнь, главный редактор «Забороны» покинула столицу Украины со своей семьей в понедельник, 13 июля.

При этом в StopFake заявили, что никогда не блокировали материалы «Забороны», и сразу обвинили издание и её редактора в пророссийском заговоре. Это стандартный ход украинских ультраправых, не утруждающих себя приданием своим измышлениям хоть сколько-нибудь правдоподобного вида и не желающих отказываться от методов угроз, насилия и давления.

Сергацкова сообщила The Independent, что заявила об угрозах в полицию, но не ожидает реальной защиты. «Мы не чувствуем себя в безопасности, а чиновники молчат», - сказала она.

В своей статье The Independent отмечает, что случай с Сергацковой хорошо укладывается в обычную для Украины схему насилия со стороны ультраправых и неонацистских группировок, прикрываемых правоохранительными органами.

Издание напоминает, что в 2015 году киевский журналист и писатель Олесь Бузина был убит через день после публикации его адреса, а также адресов и личных данных сотен других журналистов, веб-сайтом «Миротворец», связанным с украинским министерством внутренних дел Арсеном Аваковым. Год спустя журналист Павел Шеремет был убит в своей машине в центре Киева. Официальное расследование, несмотря на заявления властей о задержании исполнителей, оказавшихся участниками АТО, пока не дало результатов. Также британское издание напоминает о связи украинской спецслужбы СБУ с этим убийством.

The Independent приводит мнение преподавателя Венского университета и эксперта по крайне правым движениям в Восточной Европе Антона Шеховцова, который утверждает, что украинское государство не ведёт систематической борьбы с националистическими движениями. Более того, иногда создаётся впечатление активной поддержки радикальных и даже неонацистских организаций со стороны государственных структур.

Что касается StopFake Украина, то её предубеждённая поддержка украинских радикалов такова, что это замечают даже иностранные спонсоры. Та же «Заборона» писала, что в 2018 году Великобритания сократила финансирование StopFake из-за искажений фактов и публичных нападок на журналистов и свободу прессы со стороны соучредителя организации Евгения Федченко.

На самом деле у StopFake просто чуть-чуть поменялись спонсоры. Когда от финансирования из-за опасения потери лица отказалась правительственная организация – посольство Великобритании в Украине, его взял на себя Совет международных исследований и обменов (IREX) при поддержке тех же посольств Великобритании и США и участии украинского Министерства образования и науки. То есть финансирование просто сделали опосредованным, немного уменьшили и частично переложили на саму Украину. При том IREX, по некоторым данным, действует под прямым кураторством ЦРУ, поощряющей радикализм прямо или косвенно находящихся от него в зависимости организаций.

Получается, что конфликт между двумя подконтрольными Западу инструментами информационной борьбы на Украине вызван их разнонаправленностью и, частично, эксцессом исполнителя. Если «Заборона» специализируется на раскрытии и распространении компрометирующей информации в интересах заказчиков, то StopFake изначально направлен на подавление нежелательных публикаций. Руководители структур наступили друг другу на ногу из-за несогласованности и разного понимания методов работы.

В контексте случая с Сергацковой в интересном свете предстаёт семейство Супрун. Оказывается, они внесли большой вклад не только в уничтожение украинской системы здравоохранения, но и в подавление свободы слова. Причём, как писали СМИ, двоюродный брат Ульяны Тарас Возняк является куратором Украины в ЦРУ.

Статья во влиятельнейшей британской газете The Independent, аудитория которой составляет более 200 миллионов человек в месяц, 65% которых приходится на США, написана в ключе, что деньги британских и американских налогоплательщиков тратятся на подавление свободы слова и поддержку неонацистов в Украине. И, как пишет телеграм-канал Разведчик, статья может иметь далеко идущие, в том числе кадровые последствия. Судя по логике происходящего – это начало конца карьеры гражданки США Ульяны Супрун по прозвищу Доктор Смерть в Украине со всеми связанными лицами, включая убийцу Сергея Стерненко.

Игорь Георгиев