Новости

Украина: доступ к правосудию ничтожен

Союз политэмигрантов и политзаключенных Украины, возглавляемый Ларисой Шеслер, участвует в создании документов, в т.ч. для ОБСЕ, о нарушении прав человека в стране, где уже три года господствует пришедший на волне госпереворота режим. Совместно с другими украинскими общественными организациями – Центром свободы слова, Институтом правовой политики и социальной защиты, Антифашистской правозащитной лигой и Комитетом спасения Украины - Союзом политэмигрантов и политзаключенных подготовлен для Европарламента доклад «Мониторинг некоторых аспектов нарушения прав человека на Украине в 2017 г.».

фото:ritmeurasia.org

Из доклада следует, что после евромайдана в процессуальный и уголовный кодекс были внесены изменения, которые прямо исключили возможность выхода из заключения под подписку о невыезде или под залог тем, кто обвинялся по статьям, признанным как политические. При этом покушением на территориальную целостность, по мнению нынешних украинских правоохранителей, является даже требование федерализации, то есть большей самостоятельности территориям и регионам Украины.

В числе арестованных Службой безопасности Украины много журналистов, выполнявших свой профессиональный долг. До 2014 г. на Украине лица, обвиненные по политическим мотивам, исчислялись единицами, однако после евромайдана таких набралось тысячи. Политические преследования стали обычной практикой, как аресты и задержания журналистов. Преследованиям подверглись Руслан Коцаба, Елена Глищинская, впоследствии освобожденные, но не оправданные. До сегодняшнего дня более года в тюрьме находится журналист Дмитрий Василец, которому вменяют в вину связь со СМИ ДНР. Журналисты Евгений Тимонин и Василий Муравицкий брошены за решетку за публичную критику войны в Донбассе.

В. Муравицкий был задержан сотрудниками СБУ в Житомире в начале августа этого года по подозрению в государственной измене. Член исполкома Международной федерации журналистов (IFJ) Тимур Шафир считает такие обвинения новым доказательством того, что власти пытаются исключить из информационного пространства иную точку зрения.

Особым цинизмом отличаются судебные процессы над тремя десятками блогеров и администраторов соцсетей, выступивших в поддержку мирного населения Донбасса и с критикой киевского режима.

Одной из самых больших проблем нынешнего украинского правосудия является отсутствие независимости судей и невозможность обеспечить их физическую неприкосновенность и безопасность. Не пресекаются случаи, когда на заседания суда являются вооруженные группы нацистских радикальных объединений и судьи под угрозой физической расправы вынуждены или отпускать преступников, как это было в отношении нацистов, обвиненных в убийстве историка и публициста Олеся Бузины, или, напротив, принимать явно неправовые решения в отношении оппозиционно настроенных лиц. Вовсю стараются и эсбэушники. Так, Сергей Долженков и Евгений Мефедов, проходившие по делу «2 мая» в Одессе, были в числе других 19 антимайдановцев оправданы в ходе судебного процесса, завершившегося 18 сентября. Однако прибывшими в помещение суда следователями СБУ были предъявлены им новые обвинения – по ст. 110 УК (посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины). И оба оправданных продолжают оставаться за решеткой.

К слову, чтобы добиться судебного заседания 18 сентября, подсудимым по этому делу Сакауову, Мефедову, Долженкову, Корчинскому и Романюку пришлось 8 августа пойти на сухую голодовку. Они решились на такой экстремальный шаг в знак протеста против умышленного затягивания судебного разбирательства, к которому прибегла сторона обвинения – «внезапно» заболели обе прокурорши, занятые в процессе.

Еще один факт. 7 июня после заседания суда, в ходе которого был отменен оправдательный приговор жителю Ивано-Франковска, активисту «оранжевого» майдана, а ныне узнику совести Руслану Коцабе, агрессивно настроенная группа молодых людей из разрешенной киевскими властями радикальной группы С14 устроила избиение сторонников подсудимого прямо в центре Киева. Реформированная полиция бездействовала, никто из нападавших не был задержан и не понес никакого наказания.

В условиях, когда многие судьи не хотят брать на себя неправосудные решения, а спецслужбы Украины не собираются прекращать преследования, сотни заключенных находятся в следственных изоляторах уже более трех лет. В частности, Игнат Кромской и Егор Логвинов, харьковские активисты антимайдана. По мнению их адвокатов из компании «Адвокатское объединение "Тихоненков, Надоля, Шадрин и соратники"», в отношении их подзащитных не соблюдаются правила содержания и оказания медицинской помощи. Волокита «правосудия по-украински», что называется, на марше: 15 ноября с. г. Киевский районный суд Харькова продлил для И. Кромского меру пресечения в виде содержания под стражей еще на 60 дней.

И бывшему мэру Славянска Нелли Штепе постоянно продлеваются сроки досудебного заключения. Адвокат Дмитрий Марченко считает, что все обвинения надуманны и уголовное дело не имеет судебной перспективы. Кроме того, постоянное затягивание начала процесса с содержанием Н. Штепе в СИЗО уже имеет негативные последствия для его подзащитной: к ней постоянно вызывают скорую помощь из-за резких скачков давления.

Несовершеннолетний Максим Ниценко стал жертвой провокатора из СБУ, подкинувшего ему муляж взрывного устройства.

Сверхдлительные сроки досудебного заключения негативно влияют на физическое и психологическое состояние обвиняемых, заставляют их брать на себя несуществующую вину, чтобы прекратить мучения в тесных и темных тюрьмах.

Например, стример харьковского антимайдана Сергей Юдаев, все три с половиной года подвергавшийся истязаниям в застенках хунты и не раз доходивший до черты суицида, в результате на днях получил-таки в суде приговор о зачете ему семи лет (реально был за решеткой три с половиной года). Он был освобожден из-под ареста в зале суда, потерял сознание, и новое заготовленное «следствием» сфальсифицированное обвинение ему зачитать не смогли. Пришедшему в себя Юдаеву чудом удалось покинуть здание суда без нового ареста, однако теперь ему приходится скрываться от СБУ.

В последние месяцы некоторым заключенным, которые были общественными деятелями и активистами антимайдана, выносятся жестокие приговоры. В мае на шесть лет осужден лидер движения «Юго-Восток» 70-летний харьковский ученый-конструктор Юрий Апухтин. Вся его вина заключается в том, что он был сторонником федерализации Украины и одним из организаторов митингов и пикетов в 2014 г. против захвата власти силовым путем лидерами евромайдана. Адвокат Апухтина Д. Тихоненков заявил, что считает данный приговор необоснованным и подлежащим отмене.

11 лет лишения свободы получила Лариса Чубарова, которая занималась медицинской поддержкой харьковского антимайдана.

Есть серьезные опасения, что подобная судьба ждет и задержанного в августе в Харькове известного ученого Мехти Логунова, который не имел отношения к политической деятельности. Больной человек 83 лет обвинен в «измене Родине» за то, что сотрудничал с российскими экологическими организациями.

Десятки людей, жителей Донецкой и Луганской областей, бывшие мэры и депутаты местных советов подверглись преследованиям, их заключили под стражу, приговорили к тюремным срокам за организацию референдума 11 мая 2014 г. по вопросу о статусе Донецкой и Луганской областей. Эти люди не принимали участия в военном противостоянии, а вся их вина заключалась в работе на участках по подсчетам итогов голосования.

Больше года под стражей находится экс-руководитель парламентской фракции Партии регионов известный политик Александр Ефремов. Правозащитники считают, что преследование А. Ефремова является исключительно политической акцией по расправе с конкурентом в политической борьбе за власть.

Испытывая грубый откровенный прессинг со стороны украинских нацистов, судьи массово увольняются, и это тоже затрудняет доступ населения к правосудию. Председатель Высшей квалификационной комиссии судей Украины Сергей Козьяков сообщил, что на сегодня украинским судам не хватает доброй половины представителей судейского корпуса.

В стране введена практика заочного рассмотрения дел, связанных с обвинениями по политическим мотивам, например дело по обвинению в государственной измене Виктора Януковича. Однако все обвиняемые, по отношению к которым начинаются заочные судебные разбирательства, не могут приехать на Украину из-за угрозы физического уничтожения, а заочное рассмотрение дела не может обеспечить им необходимую правовую защиту для конфиденциального общения с адвокатом. Таким образом, нынешняя практика украинских судов не дает оснований считать их действующими в рамках пресловутых «европейских демократических норм и законов». Демократический фасад и декларации о европейских ценностях являются лишь декорациями, под которыми скрывается диктат нацистских группировок и отсутствие возможности получить полноценную судебную защиту.

Но Васька слушает да ест. Киевские власти напрочь игнорируют выводы докладов Мониторинговой миссии ООН по правам человека на Украине (опубликованные 15 марта и 13 июня 2017 г.) и Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, которые были опубликованы 7 сентября и в которых подчеркиваются «негативное воздействие на права человека, оказывающее влияние на конфликт в Украине, а также безнаказанность лиц, виновных в нарушениях, имевших место за все время украинского кризиса».  

Илья Кобзарь