Новости

Украина — ЕС. Любовь прошла?

А помнишь, как всё начиналось? Как буквально каждый день почти четыре года нам говорили, что Европа раз и навсегда определилась с выбором и лозунг «Україна — це Європа» стал из сказки былью?

Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, которая может создать условия для снятия политических санкций с делегации Российской Федерации. Как сообщается на сайте Ассамблеи, за соответствующее решение проголосовали 90 членов ПАСЕ, против — 7, воздержались — 16.

Затем ПАСЕ призвала провести четвёртый саммит Совета Европы и «сохранить и в дальнейшем укрепить общеевропейский проект в Европе, который серьёзно изменился со времени проведения последнего саммита 12 лет назад».

Это означает, что «кухонные разговоры» брюссельских политиков о том, что «накопилась усталость» по отношению к нынешней украинской власти из категории слова перешли в категорию дела, и теперь перспектива полноценного членства в ЕС (ассоциация — это совсем ни о чём), стала ещё туманнее, чем, к примеру, летом 2013 года.

Украина — ЕС. Любовь прошла?

Казус белли

Формальным поводом столь, казалось бы, резкой смены позиции Европы стали языковая поправка к закону «Об образовании» и принятые Верховной Радой 6 октября законы о реинтеграции и продлении особого статуса Донбасса. Но это только окончание процесса, а где же его начало?

«Весной этого года Европа ждала от нашей власти конкретных шагов по исполнению Минска, борьбе с коррупцией и проведению реформ. Европейские дипломаты в частных беседах неоднократно подчёркивали нашим делегациям, посещающим Брюссель, что дальнейшее затягивание этих вопросов уже не приемлемо. В качестве "пряника" был обещан безвизовый режим, как "оплата" политических реформ и ратификация Голландией соглашения об ассоциации Украина — ЕС в обмен на открытие нами рынка земли не позднее конца осени текущего года, — рассказывает ТАЙМЕРУ один из украинских дипломатов, пожелавший остаться неизвестным. — Однако когда стало ясно, что никаких серьёзных прорывов в этих вопросах не будет, уже с конца августа начали поступать первые тревожные звонки. В частности, Европа в открытую поддержала "злейшего друга" президента — Михаила Саакашвили. Причём, говорят, не только морально, но и материально».

Политика — штука достаточно циничная. То, на что закрывали глаза вчера, сегодня может вылезти боком. Особенно ярко это проявилось даже не в скандале с законом об образовании и неожиданным решением суда ЕСПЧ по искам граждан Украины (хотя тоже интересный прецедент — теперь придётся платить шахтёрам, чернобыльцам и прочим льготникам), а после принятия Радой двух законов о реинтеграции.

Украина — ЕС. Любовь прошла?

«Олег, выноси козла»

Но, пожалуй, самый сильный удар по позициям Европы был нанесён принятием в целом закона № 7164 «О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» и принятием в первом чтении закона № 7163 «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях».

Всё дело в том, что за последний год у Европы образовалось множество политических, экономических и внешнеполитических проблем. Охлаждение отношений с США, проблема беженцев, начало дезинтеграционных процессов и события в Каталонии явно не укрепляют такого монстра, как ЕС. Скорее, наоборот, — ослабляют. На этом фоне иметь ещё и постоянно тлеющую холодную войну с Россией «Соединённые Штаты Германии» не желают — от слова совсем.

Принятие «донбасских» законов в украинском парламенте поставило Европу в дурацкое положение. Теперь отменить санкции в одностороннем порядке ЕС без дальнейших уступок со стороны РФ не может, а дальнейшее их продление не будет воспринято ни в деловых кругах ЕС (недаром вчера в Сочи состоялась встреча делегации германских промышленников с президентом Путиным по его приглашению. Встреча была признана чрезвычайно важной — настолько, что к ней присоединился президент Казахстана Нурсултан Назарбаев), ни европейской «громадськістю та суспільними активістами», которые спросять у власти, почему ЕС продолжает нести убытки (Европа потеряла от санкций и контрсанкций уже порядка 80 миллиардов евро) в то время, как Украина продолжает наращивать торгово–экономические отношения со страной, на законодательном уровне признанной агрессором?

Украина — ЕС. Любовь прошла?

Более того, законы однозначно превратили Минские договоренности из решения проблемы в часть проблемы. Например, если на территории ОРДЛО действует оккупационная администрация, то с кем ведёт Украина переговоры в Минске и согласно какому пункту Минских договоренностей?

Вот как это выглядит на языке дипломатии. 6 октября посольство Франции в Украине сделало официальное заявление. (Напомним, дипломаты в официальных заявлениях высказывают исключительно точку зрения своей власти, а не несут отсебятину.) Начали, как и положено, за здравие: «Франция приветствует сегодняшнее принятие Верховной Радой Украины закона, которым продлён особый статус Донбасса, предусмотренный законом от 16 сентября 2014 года. По мнению французских дипломатов, принятие этого закона подтверждает приверженность Украины мирному урегулированию конфликта в рамках Минских соглашений». А закончилось всё классическим советским «однако» и последовавшими за ним «оргвыводами»: «В этих рамках на Парижском саммите "нормандского формата" 2 октября 2015 года было договорено, что особый автономный статус будет введён в действие в два этапа: на временной основе в день проведения местных выборов на территориях, находящихся на этот день под контролем сепаратистов; затем — на постоянной основе после признания соответствия этих выборов международным стандартам и украинскому законодательству со стороны Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ», — подчеркнули в посольстве.

Это беззастенчивая и публичная порка. Но, как говорил неоклассик, «повоняете и заткнётесь». Потому как решение конфликта на Донбассе уже лежит в плоскости переговоров Волкера и Суркова, а европейцам остаётся пока только не особо публично злиться, стараясь редко выносить сор из избы.

Однако сейчас уже понятно одно — рассчитывать на поддержку Европы в следующем избирательном цикле Порошенко и компании не стоит. А вот возгорится ли из этой искры пламя новой украинско–европейской политической войны, только время покажет.

Автор: Руслан Бизяев