Новости

Украина – камень преткновения в переговорах Путина и Байдена

На фоне готовящихся переговоров президентов РФ и США Америка усилила агрессивную риторику, не оставляя места для компромиссов.

Во вторник, 7 декабря, состоится важный контакт на высшем уровне – президенты России и США проведут переговоры по видеосвязи. И это событие, очевидно, станет кульминацией того невиданного нагнетания напряжения вокруг России за последние недели – но станет ли оно развязкой? Смогут ли Байден и Путин о чём-либо договориться?

Начнём с небогатой официальной информации: «В заявлении, опубликованном в субботу вечером, пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила, что Байден в разговоре собирается «выразить озабоченность США военной активностью России на границе с Украиной и подтвердить поддержку США суверенитета и территориальной целостности Украины». Согласно заявлению Белого дома, среди тем, которые затронут два лидера в ходе встречи, будут также стратегическая стабильность, кибербезопасность и региональные вопросы».

Итак, обрамлением главной темы – Украины – будут темы второстепенные: региональные вопросы, стратегическая стабильность, кибербезопасность. Так как сейчас на этих направлениях никаких критических проблем нет, то там вполне вероятны некие консенсусы. А по украинскому вопросу? По этому вопросу – очень большой вопрос, пардон за каламбур.

Начнём с главного: с того фона, который американский президент поспешил создать для будущей беседы. Получилось сразу «с места в карьер»: «Президент США Джо Байден отказался уважать чьи-либо «красные линии» по ситуации с Украиной. Такое заявление глава американского государства сделал в преддверии разговора с российским лидером Владимиром Путиным, передает ТАСС. Таким образом Байден прокомментировал заявления о том, что Москва считает «красными линиями» размещение вооружений на Украине, в частности гиперзвукового оружия, и приближения инфраструктуры НАТО к российским границам. «Я не признаю ничью красную линию», — подчеркнул президент США». Отличное начало для поиска компромисса, просто отличное! Трудно придумать иное, более… неподходящее. Где тут пространство для диалога, взаимных уступок и подвижек – кажется, нигде. «Или по-моему, или никак».

Что американцы настроены предельно ультимативно, подтверждается просто массой факторов. Во-первых, это, разумеется, сам вал той «разведывательной» информации, которая в последние дни просто валом сыплется отовсюду. «Бильд» публикует карту «трёх волн российского вторжения» на Украину, «Вашингтон пост» даёт секретные снимки спутниковой разведки и так далее.

При этом единственным очень неудобным моментом для окончательного торжества теории «Россия собирается напасть» остаётся краеугольный камень даже не политического, а чисто военного характера: как ни крути, а менее 100 тысяч человек в качестве «армии вторжения» в 40-миллионную страну – это фантастически мало. Это может быть непонятно домохозяйке, но любому военному это ясно как день – в начале 1995 года в Чечню было введено около 70 тысяч человек, и бои шли с переменным успехом. Понятно, что армия РФ образца середины 90-х и сейчас – две большие разницы, но и масштабы театра военных действий, что ни говори, очень и очень отличаются: Чечня размером чуть больше половины Донецкой области – и Левобережная Украина, в десятки раз больше. Полупартизанские формирования с минимум тяжёлого вооружения – и какая-никакая вполне себе регулярная армия, с 8-летним боевым опытом, единым командованием,  сотнями танков и тысячами единиц бронетехники, многочисленной артиллерией, и даже символической авиацией – усиленной, впрочем, недавними «Байрактарами». Планировать захватить сотни тысяч квадратных километров группировкой, вдвое меньшей, чем вооружённые силы противника – это откровенный бред.

Об этом факте хоть и сквозь зубы, но говорят все эксперты – и западные, и украинские. Но тут же делается ещё один «финт ушами». На сцену выходит господин Блинкен и говорит: «Мы не знаем, принял ли президент Путин решение о вторжении. Мы знаем, что он обеспечивает возможность сделать это в короткие сроки, если решение будет принято».

Погодите!! Стойте!!! А карты вот эти все, утечки, серьёзные лица – и потом «Мы не знаем, принял ли президент Путин решение…»?!! Это как вообще сочетать в рамках единой логики?

И теперь – третий скачок этой самой логики: «Мы очень ясно дали понять, что будут серьезные, серьезные последствия. Мы рассматриваем, например, экономические меры, которые оказали бы очень сильное влияние, и шаги, от которых мы воздерживались в прошлом, когда у нас были глубокие разногласия с Россией. Если оборонительные возможности НАТО необходимо будет укреплять в результате российской агрессии, – заявил Блинкен, – мы тоже это сделаем».

«Ради этого всё и писалось», как нетрудно понять. Мы будем стрелять по первому подозрению, и даже без такового. Вот как станет нам страшно – так и начнём обороняться! А нам уже страшно! Если чуть отвлечься, то тут действует новомодная «логика харрасмента»: угрозой и домогательством является не то, что таковым считает мужчина, а то, что за таковое сочтёт женщина. США в этом духе уже и испугались, и всполошились, и стали считать себя в  смертельной опасности – готовы кинуться на человека, который на них «не так» посмотрел.

Конкретнее же тут надо сделать акцент на «укреплении оборонительных возможностей НАТО». Потому что критические экономические санкции – это крайняя мера, которую можно  использовать только раз, а вот «укреплении оборонительных возможностей» может быть более или менее рутинным. В Литву танковый батальончик перебросили, в Чёрное море пару эсминцев ввели, с Балтики постоянное патрулирование бомбардировщиками затеяли, ну и на Украину, само собой, закачали неизвестное количество современных ракет, снайперских винтовок, прочего военного дефицита. А вполне возможно – таки и военных прислали.

Удивляться последнему не надо: «В настоящее время на территории Украины располагается как минимум десять военных объектов НАТО, находится порядка 4 тысяч военных США и около 8,3 тысячи военных из других стран Североатлантического альянса». Да, эти 4 тысячи – формально «советники», но и в начале Вьетнамской войны советники быстро перестали стесняться брать в руки оружие, и, к тому же, можно прислать тот самый «британский спецназ», который вполне себе будет задекларирован как боевая единица с карт-бланшем на участие в военных действиях, а не просто на обучение и подготовку.

В этом плане американская линия на переговорах вполне ясна: они будут пытаться диктовать свои условия, стремясь навязать России всё возрастающее присутствие своих военных на российских границах, мотивируя это тем самым «мы не знаем, хотите ли вы напасть, но уже на всякий случай готовы напасть на вас». В этом аспекте у Байдена оба итога переговоров – выигрышные: пошлёт его Путин подальше с его требованиями не перемещать российские войска по российской же территории – отлично, гоним силы НАТО на восток. Согласится ВВП в качестве жеста доброй воли отодвинуть войска подальше от западных границ – ура-ура, крутой Джо провёл жёсткие переговоры с Путиным и победил.

Что будет завтра – крайне интересно. Пока всё не особенно хорошо.

Григорий Игнатов