Новости

Украина – мать морских держав

Это притом, что Украина, располагаясь в Причерноморье и некогда располагая крупнейшим в мире Черноморским морским пароходством и крупнейшим на Дунае украинским (изначально советским) Дунайским пароходством, из морской державы превратилась в страну у моря.

Мы всегда заботимся о чужих интересах больше, чем о собственных: чужие-то платят за удовлетворение своих потребностей, а своим, напротив, нужно самим платить. Есть и социально-психологическая закономерность: обычно Моська, лающая на слона, подобострастно лижет любой пинающий ее сапог. То ли холопский мазохизм, то ли панский снобизм? Похоже, непоследовательность – единственный принцип, которому следует украинская держава.

Змеиный

Шумим о возвращении в лоно государства украинских земель или хотя бы контроля над ними, но, как говорится, без второго слова отдали соседней Румынии газоносный шельф черноморского острова Змеиный. А ведь за эту сушу и воду заплачено жизнями украинских военных и гражданских. Напомним, что 27 марта 2008 г. в дельте Дуная потерпел крушение вертолет Госпогранслужбы Украины, направлявшийся на Змеиный. Из 14 человек, находившихся на борту, включая практически все командование Измаильского погранотряда во главе с полковником Владимиром Кузьменко, погибли 13. Широкой общественности до сих пор ничего не известно о причинах трагедии.

А ей к тому же предшествовала колоссальная работа по обустройству на острове поселка Белый, относящегося к Килийскому району Одесской области. Нужно было доказать, что Змеиный – не скала, а обжитой украинский остров. Это дало бы нашей стране право претендовать на расширение исключительной экономической зоны Украины при определении серединной линии для делимитации континентального шельфа.

Но его, газоносный шельф, мы потеряли. Точнее, отдали, ибо тогдашний президент Виктор Ющенко заявил, что заранее согласен с любым решением Гаагского суда по этому вопросу. Решение было в пользу Румынии.

Рени

А десятью годами раньше так же, только без суда, наша страна отдала соседней Молдове 400-метровый отрезок прибрежной полосы на Дунае, выше города Рени. Движение здесь началось в середине 90-х, когда стало известно о планах Молдовы построить рядом с некогда мощнейшим отечественным портом на Дунае (и одним из крупнейших в Союзе) нефтетерминал. В Рени уже тогда забили тревогу, предупреждая украинские власти о губительных последствиях такого соседства – для украинского дунайского региона и всей морехозяйственной отрасли Украины как в экологическом, так и в социально-экономическом отношениях. Не прислушались, отдали. Получили под боком морскую державу, полноправного члена Дунайской комиссии.

Имея такого конкурента, Ренийский морской торговый порт стабильно «наращивает падение» производства. В январе–феврале текущего года грузооборот сократился почти наполовину в сравнении с аналогичным периодом 2020 г. За первые два месяца в порту переработали лишь 121 тыс. тонн грузов. Это при проектной мощности предприятия 15 млн. тонн!

Вместе с портом приходит в упадок и Рени, который всегда обоснованно считался городом-портом. Однако город этот, начиная с мэра Сергея Колевича, отличался и своим креативным, смелым руководством. Вот и нынешний ренийский городской голова Игорь Плехов сдул пыль с, казалось бы, похороненной проблемы и поднял вопрос о Джурджулештах. Его позиция такова. 400-метровый украинский участок берега Дуная был передан Молдове для строительства Джурджулештского порта незаконно. В то время эта земля была частью Ренийского района. Никаких документов о том, что местные власти отказались от участка дунайского берега в пользу соседней республики, найти не удалось. Следовательно, территория молдавского порта остается собственностью ренийской общины, и мэр города намерен добиваться, чтобы молдавский порт хотя бы платил украинскому городу за аренду его земли. Раз уж в Украине децентрализация власти, – считает Игорь Плехов и апеллирует к самым высоким государственным инстанциям.

Как, однако, легко Украина расставалась со своими землями, недрами и людьми! И делала это надежно и бесповоротно. Ренийцы молодцы, но при всем уважении к их принципиальности и решительности, надежды на успех мало.

Измаил

Очередное киевское руководство судоходной компании передает полтысячи единиц речного флота некой частной венгерской фирме. Именно передает. Безвозмездно и безвозвратно. Так что традиция одаривания соседей по Дунаю государственным, народным добром жива и бесславно продолжается. Общественность, профсоюзы, органы местного самоуправления вяло протестуют, запуская «в верха» бумажные самолетики своих петиций и заявлений.

Реакция Министерства инфраструктуры состояла в том, что министр отстранил от должности и.о. главы правления ЧАО «УДП» Алексея Хомякова. Ой как страшно! А, главное, действенно!

С 2007 г. Киев регулярно засылает в Измаил похоронные команды украинского флота. Работают вахтовым методом. Год-другой – и на покой с повышением и с чувством исполненного перед государством (в лице Минифраструктуры) долга, с гордостью за свой вклад в разрушение этой самой инфраструктуры. По-видимому, такие услуги весьма прибыльны. По крайней мере, когда теперь уже бывший министр Криклий в беседе с предшественником Хомякова Дмитрием Чалым, говоря о перспективах приватизации Дунайского пароходства, скептически высказался в том духе, что, мол, кто ж его купит в таком состоянии, его визави-подчиненный скромно выдвинул свою кандидатуру. Он-то, в отличие от нашего пароходства, не разорился. Куда-то же исчезли десятки дунайских барж! Из наших «кризис-менеджеров» (это такие специалисты по созданию и углублению экономических кризисов с целью извлечения из них выгоды) разве что Вадим Сухоненко, который руководил пароходством в конце позапрошлого десятилетия, до сих пор «переймається» его проблемами и судьбой.

А теперь вот и министр Криклий ушел, очередной мавр сделал свое дело…

Венгрия

Итак, наш флот уплыл в Венгрию. Ну что ж, утешимся тем, что поддерживаем соседей по Дунаю, способствуем укреплению еще одной морской державы!

Даром что Венгрия не имеет выхода к морю, ее амбиции – океанских масштабов. Пока мы раздаем свое побережье и свой флот (а теперь еще и сбываем в концессию свои порты), маленькая, но гордая центральноевропейская страна развивает свой водный транспорт и создает свой порт на Адриатике. В рамках проекта стоимостью 131 млн. евро Венгрия строит в итальянском Триесте морской порт с подъездными путями. Для этого Венгрия купила у двух итальянских фирм территорию в порту – 300-метровой длины отрезок береговой линии и 32-гектарную площадку, которую, как пишет index.hu, венгерские предприятия смогут использовать для своей экспортной деятельности в объеме 2 млн. тонн в год.

Венгерское государство наряду с территорией приобрело и концессию на портовые операции (после того как имеющая концессию итальянская фирма Aquila поступила в 100-процентную собственность Adria Port). Так что у Венгрии снова есть морской порт! – торжествует index.hu, размещая фото из Google Maps территории, на которой он будет расположен.

Венгерское правительство рассчитывает, что порт в итальянском Триесте даст Венгрии выход к морю и будет способствовать азиатскому экспорту страны. «Нужно ожидать, что Венгрия будет морской державой», – пишут венгры.

Но уже сейчас центральноевропейская страна широко использует морские перевозки в целях энергообеспечения и транспортировки грузов. Так, в самом начале этого года принял первую партию сжиженного газа, предназначенного для хорватской «дочки» венгерского предприятия Magyar Földgázkereskedő Zrt.(MFGK), новый газовый терминал Krk LNG на хорватском острове Крк. «Со вступлением в строй терминала открывается новая эпоха в обеспечении Венгрии природным газом и продуктивной диверсификации его источников и маршрутов доставки», – цитирует сообщение группы MVM венгерское деловое издание Világgazdaság

Т.о. Венгрия включилась в глобальный рынок сжиженного газа и получила доступ к таким его источникам, которые до этого времени не были доступны для всего региона (стратегия трейдерской группы MVM рассчитана также на Австрию, Словакию, Чехию, Хорватию, Сербию, Румынию). А поскольку хорватская активность Венгрии идет в русле стремления Европейского Союза к диверсификации источников и маршрутов доставки природного газа (Krk LNG – одна из конечных точек газового коридора Север–Юг, один из приоритетных проектов энергетической системы Центральной и Юго-Восточной Европы), то ЕС средствами в 101,4 млн. евро поддержал строительство терминала.

Ожидается, что ежегодные поставки сжиженного газа составят один миллиард кубометров. А если результаты работы терминала будут удовлетворительными, говорил накануне его открытия информагентству MTI глава венгерского внешнеполитического ведомства Петер Сийярто, то можно ожидать роста как мощности самого предприятия, так и роли сжиженного газа в венгерском энергообеспечении.

Вот какие возможности открывает перед Центральной и Восточной Европой только одно направление морского транзита. А поскольку экономика Венгрии все больше разворачивается на восток, будет расти и роль морских перевозок. Уже обозначился, к примеру, египетский вектор. Крупный заказ Египетских государственных железных дорог выполняет вагоностроительное предприятие Dunakeszi Járműjavító Kft. в венгерском Дунакеси. Большую партию железнодорожных вагонов грузоподъемностью 48 т, длиной 24,5 м и высотой 4,5 м каждый требуется доставить в Египет.

Транспортировкой занимается DHL Industrial Projects – подразделение DHL Global Forwarding, осуществляющее деятельность по комплексному логистическому чартерному мореплаванию, точнее, по перевозке тяжелых грузов. Вагоны по железной  дороге направляются в словенский порт Копер, а оттуда по морю транспортируются в порт Александрия. В течение 32 месяцев, начиная с 10 февраля, будет доставлено из Венгрии в Египет 676 железнодорожных вагонов, сообщает gyartastrend.hu  

Так Венгрия (напомним, не имеющая собственного морского побережья) становится серьезным участником рынка перевозок водным транспортом. Украина же машет вслед уходящим судам – чужим и бывшим своим - желто-«синеньким скромным платочком». Разорила саму себя, разбрасываясь своими богатствами, пока другие собирают свое по крупицам, строят по кирпичику. Зато теперь можно всласть предаться своему любимому занятию – жаловаться и просить о помощи. Украина ведь любит упиваться своим «страдальчеством». Только вот страдают здесь не все… 

Наталья МЕССОЙЛИДИ