Новости

Украина: олигархи в жёсткой схватке за рынок электроэнергии

Верховная рада Украины 4 декабря приняла закон, который вводит запрет на импорт электроэнергии из Российской Федерации, а на днях его подписал Зеленский. Подобное решение для многих оказалось ожидаемым, так как антироссийский курс по факту стал преемственным для новой власти. Единственное, что было непонятно: зачем с 1 октября 2019 года благодаря принятой поправке главы парламентского комитета по вопросам энергетики и ЖКУ Андрея Геруса Украина впервые с 2015-го возобновила импорт электроэнергии из России?

Тогда это решение казалось взвешенным и благоразумным. Тот же А. Герус небезосновательно заявлял, что оно позволит украинским компаниям закупать более дешёвую электроэнергию по долгосрочным контрактам, что в конечном счёте позволит снизить себестоимость продукции и таким образом повысить конкурентоспособность украинских производителей на мировом рынке. Но прошло всего два месяца, и под давлением проплаченной «патриотической» общественности команда Зе в который раз дала задний ход. Выглядит это как присущая Зеленскому боязнь радикалов. Однако это только на первый поверхностный взгляд.

Андрей Герус обосновывал необходимость закупок российской электроэнергии очень убедительно

Андрей Герус обосновывал необходимость закупок российской электроэнергии очень убедительно

Как известно, при президентстве Порошенко была создана коррумпированная модель извлечения огромных доходов из этого бизнеса за счёт создания печально известной схемы «Роттердам+». В январе-феврале 2017 г. подконтрольные киевском режиму боевики устроили угольную блокаду Донбасса, вследствие чего поставки угля на украинские ТЭС стали оформляться в виде импортного сырья со всеми вытекающими ценовыми издержками, заложенными в тариф. Как и в случае с реверсным газом, который по завышенным ценам якобы покупает Киев, весь смысл схемы заключался в простой арифметике – безосновательно завышать стоимость приобретённого товара на бумаге, без реальных затрат на его доставку.

Благодаря этому бизнес-империи П. Порошенко и Р. Ахметова стали зарабатывать баснословные прибыли. И, как это всегда бывает в таких случаях, оплачивал «банкет» нищий украинский народ. Причём рынок тепловой энергетики был разделён, так сказать, по-братски – между контролирующей единую энергосистему страны госкомпанией «Укрэнерго», куда Порошенко поставил своего компаньона по бизнесу И. Кононенко, и ахметовской ДТЭК, за которой в основном тепловая генерация. А вот атомная энергетика передавалась под контроль заокеанских кураторов, для которых было очень важно использовать эти активы в энергетических войнах с Россией.

Бизнес-империи П. Порошенко и Р. Ахметова стали зарабатывать баснословные прибыли

Бизнес-империи П. Порошенко и Р. Ахметова стали зарабатывать баснословные прибыли

Ещё в 2017 году по требованию Евросоюза была начата реформа отрасли и подготовка к внедрению рынка электроэнергии. Европейские опекуны Украины тогда имели свой интерес к этому бизнесу в том числе в виде альтернативы некоторым проектам с «Росатомом». Однако П. Порошенко сотоварищи тормозили эту реформу аналогично с пресловутым анбандлингом, так как имели от этого огромный кеш.

Задуманный ещё три года назад рынок электроэнергии заработал только с 1 июля 2019 года. Но Украина не была бы Украиной, если бы и на этот раз за красивой европейской обёрткой не скрывался очередной дерибан активов. Как только летом заработал пресловутый рынок, цена электроэнергии для промышленных потребителей сразу возросла на 25%. Что характерно, процесс этот происходил на фоне падения мировых цен на топливо для ТЭС.

Виной этому стала тарифная политика теплогенерирующих компаний Р. Ахметова. Львиная доля ценообразования для промышленности формируется тепловыми станциями, которые сжигают уголь и преимущественно контролируются ахметовской ДТЭК. Понимая, что с уходом П. Порошенко на схеме «Роттердам +» можно будет ставить крест, – либо она перестанет работать, либо будет замена выгодоприобретателей, – бывший «король» Донбасса стал перестраивать свою бизнес-стратегию.

В итоге переход с 1 июля 2019 года на новую модель энергорынка на Украине создал конфликт интересов двух крупнейших олигархов: Рината Ахметова и Игоря Коломойского. Стоит напомнить, что до введения рынка государство в лице ГП «Энергорынок» регулировало текущие цены на электроэнергию. Компания была оператором оптового рынка электроэнергии, за счёт которой происходило выравнивание тарифов для потребителей. Дело в том, что на Украине давно существует модель, при которой атомная энергетика является фактически донором тепло-, гидроэнергетики и так называемой зелёной – самой дорогой из этого списка. Теперь этой структуры нет, и промышленные предприятия стали покупать электроэнергию напрямую у энергокомпаний. И если раньше «Энергорынок» отталкивался от отпускных цен производителей, которые им устанавливала Национальная комиссия регулирования энергетики и коммунальных услуг (КРЭКУ), то теперь у энергокомпаний появилась возможность устанавливать свою отпускную цену, что называется, «от балды». Этим и воспользовалась ахметовская ДТЭК.

Если говорить о сути навязанной Украине западными покровителями реформы данной отрасли, то стоит сразу сказать, что в данном случае (как, впрочем, и всегда) за маниловской идеей создания конкурентной среды на деле кроется банальный дерибан активов. Как ты их ни реформируй, в комплексе они всегда будут представлять специфическую олигополию. Создать систему, при которой потребитель сможет выбирать, в зависимости от предпочтений, того или иного поставщика электроэнергии, априори невозможно в этой стране.

По факту в каждой украинской области одни распределительные сети (облэнерго), которые в результате реформы разделили на два предприятия – облэнерго и энергосбыт. При этом формально первая компания занимается закупкой электричества, а вторая – продажей. С той лишь разницей, что раньше она, образно говоря, была подключена к сети исключительно через ГП «Энергорынок» с соответствующими едиными тарифами. А сейчас она формально может выбирать поставщика электричества – ТЭС, ГЭС, ТЭЦ или АЭС. В этом, по задумке еврореформаторов, и заключается рынок электроэнергии.

Но вся проблема в том, что в каждом регионе в лучшем случае несколько генерирующих компаний, как правило принадлежащих тому или иному олигарху. В итоге «рыночная» реформа вместо создания т. н. конкурентной среды стимулировала процессы монополизации этой сферы, в частности сращивания генерирующих компаний с энергосбытами. Первым открывшиеся благодаря реформе возможности понял Ринат Ахметов. Ведь если в том или ином регионе под его контроль попадет не только ТЕС или ТЕЦ, а и распределительные сети, то он сможет монопольно диктовать цены всем потребителям.

И если в случае с населением государство пока что продолжает косвенно контролировать тарифы, то с промышленными предприятиями этого нет. А для любой акулы капитала, заполучившей монопольное положение в сегменте электрснабжения целого региона, это не только возможность получать монопольные сверхприбыли, но и скупки обанкротившихся активов таким способом.

Вот почему именно компания ДТЭК, контролирующая около 80% производства тепловой электроэнергетики на Украине, 80% добычи энергоугля и более 33% мощностей облэнерего, больше всего выиграла от нововведений. Причём, как подметили эксперты отрасли, в последнее время именно структуры Р. Ахметова стали активно скупать облэнерго, ранее принадлежащие российской компании VS Energy. В итоге доля ДТЭК на этом рынке может возрасти ещё на 17 %.

Первым открывшиеся благодаря реформе возможности понял Ринат Ахметов

Первым открывшиеся благодаря реформе возможности понял Ринат Ахметов

На сегодня группа ДТЭК уже приобрела контрольные пакеты акций в «Одессаоблэнерго» и «Киевоблэнерго», ранее принадлежащие VS Energy, стоимостью $180 млн и $70 млн соответственно. В будущем, по данным вышеупомянутого А. Геруса, планируется также приобрести принадлежащие этой компании «Черновцыоблэнерго», «Херсоноблэнерго», «Ривнеоблэнерго», «Житомироблэнерго», «Кировоградоблэнерго», «Хмельницкоблэнерго» и «Николаевоблэнерго». Ахметов сможет контролировать половину пропускных распределительных мощностей Украины, что никак не устраивает остальных игроков этого рынка (Григоришин, Коломойский и др).

Начиная с сентября ДТЭК все активнее начинает диктовать свои условия на рынке. Одним из первых инициатив компании стало предложение с 1 января 2020 года поднять тариф для промышленных предприятий на первые 100 кВтч с 90 коп. (2,4 грн.) до 1,68 грн (4,48 руб.) за кВтч, а затем повышать стоимость электроэнергии по +25% в последующие годы. Подобные инициативы стали очень задевать интересы группы «Приват» И. Коломойского, которая контролирует запорожский и никопольский ферросплавные заводы, а также запорожский электрометаллургический завод «Днепроспецсталь». В их затратах на производство готовой продукции свыше 50% приходится на оплату электроэнергии.

В итоге команда Зе оказалась в крайне затруднительном положении. Сворачивать реформу рынка электроэнергии, усилившей позиции Р. Ахметова, означало отказ от пресловутого европейского выбора и серьезную ссору с западными покровителями. Но и оставить без поддержки олигарха, имеющего огромное влияние на власть, в том числе через своих депутатов в парламенте, также было крайне опасно. В итоге и выбрали неожиданное для многих решение возобновить импорт электроэнергии из России, обосновывая данное решение логикой всё той же реформы энергорынка.

(Продолжение следует)

Сергей Вяземский