Новости

Украина прячется от правды о Волыни

Каждый июль Польша традиционно вспоминает жертв Волынской резни 1943 г. – поляков, уничтоженных ОУН-УПА*. В этом году в Пшемышле в память о погибших звучат клаксоны автомобилей, проходят марши памяти, в костёлах - поминальные мессы, презентация книги Польского института национальной памяти (ПИНП) «Не убивай», открываются тематические муралы, мемориальные таблички, экспозиции и музеи с участием в церемонии открытия официальных лиц.

В Хелме, недалеко от границы с Украиной, вице-премьер Яцек Сасин объявил об учреждении Института правды и памяти им. Леха Качиньского и Музея жертв Волыни.

«Еврейский народ смог почтить жертв геноцида и создать Институт Яд-Вашеми мы тоже обязаны сделать то же в память о погибших поляках и всехкто страдал на Волыни

Это чрезвычайно важная историческая инициативакоторая вернёт память о геноциде и её жертвах

Это инициатива для XXI векаона превратит Хелм в центр исторической памяти о польских «восточных территориях», – сказал Сасин в своём выступлении.

«Восточными территориями» в Польше называют земли Западной Украины и Западной Белоруссии, бывшие в составе довоенной Речи Посполитой. Западно-украинские земли и стали той исторической сценой, где разыгралась кровавая трагедия Волынской резни.

Точное количество жертв этой трагедии до сих пор не установлено. Киев с 2017 года всячески препятствует эксгумационным работам польских исследователей, не позволяя провести более предметное расследование. Известно только, что жертв было более 100 тысяч, в том числе женщин, детей и стариков. Сотрудник Бюро увековечивания памяти борьбы и мученичества ПИНП д-р Леон Попек называет цифру в 130 тысяч: 60 тысяч на Волыни и ещё 60-70 тысяч в Галиции и на приграничных территориях современной Польши. Общее количество польских населённых пунктов, подвергшихся атакам ОУН-УПА, достигало 4 тысяч.

Киев занял заранее проигрышную позицию. Польские историки в этой теме более осведомлены, потому что подробно изучают Волынскую резню, узнавая всё новые детали. Их украинские оппоненты знают куда меньше, ведь на Украине на расследование этой темы наложен негласный запрет. Ничего нового говорить нельзя, можно только на разные лады повторять сказанное прежде.

Термин «Волынская резня» превратился в Польше в обобщённое название периода украинского националистического террора 1939-1947 гг. Первой польской деревней, подвергшейся нападению ОУН, был Славятин (Sławentyn) в Тарнопольском воеводстве. Произошло это 17 сентября 1939 года. Оуновцы совместно с украинцами из Славятина убили от 50 до 85 поляков, таких же жителей села, сожгли их усадьбы. В 1943 году украинские националисты во второй раз придут в Славятин и убьют четырёх жителей села – семью Вежбицких и их 75-летнюю соседку.

Налёт на Славятин польские историки относят к первой волне украинского террора против поляков. Она началась одновременно с нападением гитлеровцев на Польшу 1 сентября 1939 года. Уже тогда украинские националисты убивали польских лесников, почтальонов, полицейских, чиновников, армейских ветеранов и солдат, убегавших под напором немцев в сторону румынской границы. Тогда погибло 3-5 тысяч поляков, сообщает д-р Попек.

Вторая волна началась с резни на Волыни весной 1943 года, когда в банды ОУН-УПА немцами были направлены полицаи украинской национальности на должности инструкторов и командиров. «Они учили молодых адептов искусству убивать», – говорит д-р Попек. К тому моменту поляки составляли всего 10-12% населения Волыни, они концентрировались в сельской местности и среди них не оставалось военных, общественных активистов, деятелей культуры или ярких лидеров. Это было в массе своей мирное крестьянское население – лёгкая цель для ОУН-УПА.

Третья волна длилась до 1947 года, пока украинское население из восточных польских воеводств не было вывезено вглубь Польши в ходе операции «Висла». Причём вторая волна началась 9 февраля 1943 года, когда банда некоего Григория Перегиняка, переодевшись в советских партизан, убедила 150 поляков в селе Паросля дать себя связать для инсценировки сопротивления партизанам. Иначе немцы отомстят вам за появление в селе советского отряда, уговаривали их бандиты. Наивные поляки поверили, дали себя связать и были убиты.

Апогеем Волынской резни считается 11 июля 1943 года. С этой даты началась так называемая Кровавая неделя – нападение ОУН-УПА одновременно на 99 польских деревень и убийство 8 тысяч поляков. Этот воскресный день выбрали для нападения не случайно. Польские сёла были рассеяны по всей Волыни, но по воскресеньям поляки со всех околиц собирались в каком-нибудь одном костёле для совместной молитвы. Позже ОУН-УПА решило перенести удачный кровавый опыт Волыни на Галичину. Здесь пик террора пришёлся на март-апрель 1944 года.

На Украине словосочетание «Волынская резня» пытаются вытеснить надуманной фразой «Волынская трагедия» и утверждают, что геноцида поляков не было, были взаимные (!) этнические чистки с участием польской Армии Крайовой (АК), украинской ОУН-УПА, немецкой армии и советских партизан, а потому виноваты все понемножку! Лживость подобного утверждения налицо. Это неуклюжая попытка разделить вину украинских националистов за страшное преступление «по кучкам», да так, чтобы украинская «кучка» была меньше других. Как будто не ОУН-УПА, а кто-то другой истребил 130 тысяч поляков.

Не существует ни одного приказа советского партизанского командования об уничтожении какого-нибудь населённого пункта только из-за того, что там жили люди «неправильной» национальности. Советская власть, проповедовавшая интернациональную дружбу, расизмом не страдала. Им страдали гитлеровцы, их холуи из ОУН-УПА и боевики Армии Крайовой. Польский шляхетско-католический шовинизм в исполнении АК подстегнул градус враждебности между поляками и украинцами до крайнего предела. Но нельзя назвать справедливой местью польским поработителям массовые казни боевиками ОУН-УПА беззащитных стариков, женщин и детей.

В этот раз посольство Украины в Польше пошло на очередную хитрость, заявив, что Волынь – это общая боль и не надо делить её жертв на своих и чужих. «Источником взаимной враждебности ещё перед Второй мировой стала необдуманная национальная политика властей II Речи Посполитой, политиков и осадников на Волыни, отсутствия уважения и игнорирование гражданских прав граждан II Речи Посполитой украинской национальности на сохранение своих народных и религиозных традиций», – указывается в заявлении посольства.

Только чем объяснить убийства бандеровскими карателями непричастных к действиям польского режима волынских венгров, чехов, армян и евреев? Тоже желанием сохранить традиции? И что это за традиции такие, если их сохранение достигается лишь массовым кровопролитием?

Помнится, пару лет назад украинская пресса самоуверенно утверждала: тема Волынской резни надоела полякам, ей уделяется всё меньше внимания, да и то больше по инерции, чем по делу. В реальности ситуация совсем иная, и вынужденная реакция украинского посольства в Польше тому доказательство.

А в Люблине на 2022 год запланировано открытие Музея «восточных территорий» Речи Посполитой, где будут рассказывать о жертвах Волынской резни и о том, что Западная Украина – это Польша… Так что тема не только не забыта, она остра для поляков и сегодня и грозит Украине в будущем новыми скандалами.

На фото. Вице-премьер Яцек Сасин объявил об учреждении Института правды и памяти им. Леха Качиньского и Музея жертв Волыни.

Владимир Дружинин