Новости

Украина — тюрьма народов: венгерский вопрос Закарпатья

На днях украинские фискальные органы и Служба безопасности Украины одновременно начали ряд обысков в Закарпатье. Так, дом председателя Общества венгерской культуры Закарпатья Василия Брензовича обыскивали около 12 часов, арестовав при этом его имущество. Это уже вторая карательная акция украинской власти после череды обысков, проведённых СБУ в общественных организациях закарпатских венгров, в том числе в частном венгерском фонде «Эган Эде». Параллельно украинское Министерство юстиции вознамерилось также запретить Партию венгров Украины.

«Второй Донбасс» для Украины

Надо сказать, что после госпереворота 2014 года отношение к венграм Закарпатья стало приобретать явные формы этноцида, вплоть до вытеснения с Украины. Карательные операции СБУ, которые усилились с ноября прошлого года, буквально сотрясают регион, который украинские национал-шовинисты уже обозвали «вторым Донбассом». Тому же фонду «Эган Эде», финансирующему закарпатских предпринимателей — этнических венгров, СБУ приписывает «подрывную деятельность в ущерб Украине» и «госизмену». Однако в фонде, который работает уже несколько лет, обвинения в сепаратизме отметают и объясняют, что, наоборот, помогают развивать экономику Закарпатья, в частности останавливают массовую трудовую эмиграцию.

Частые обыски в общине закарпатских венгров вызвали скорую реакцию Будапешта. В венгерской столице украинскому послу заявили, что будут защищать права венгров Закарпатья. «Мы будем отстаивать закарпатских венгров на всех международных форумах», — сказал министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто.

Напомним, что дело о так называемом венгерском сепаратизме возбуждалось СБУ ещё при президенте Петре Порошенко. За несколько месяцев до местных выборов венгерский фонд также был обвинён в финансовых махинациях и присвоении денег в период своей якобы фиктивной предпринимательской деятельности.

Глава общества закарпатских венгров неоднократно обращался с открытым письмом к украинской власти, указывая на бесчинства СБУ и требуя закрыть все вымышленные политические дела в отношении лидеров общины края, как не имеющие под собой реальных оснований. Было также заявлено, что возлагаемые закарпатскими венграми надежды на новоизбранного президента Владимира Зеленского в плане прекращения политического давления потерпели полное фиаско. К слову, в 2019 году на украинских президентских выборах жители Закарпатья — русины (русские), венгры и румыны — выдали самый большой процент голосов за Зеленского в Западной Украине, более 80%. Однако «Зе-команда» не упразднила украинизаторские законы, введённые при Порошенко.

Языковые запреты и карательная децентрализация

С 2020 года новые украинские власти занялись более активной украинизацией Закарпатья, продолжив навязывать так называемые языковые запреты. Так, закарпатским венграм запрещено не только читать на родном языке газеты, смотреть телевизор или давать образование детям, но и общаться между собой по-венгерски в общественных местах. В магазинах и кафе в населённых пунктах со стопроцентным венгерским населением теперь обязаны говорить с посетителями только на украинском. На нарушителей с 1 января 2021 года будут налагаться немалые штрафы. На украинском языке должны также издаваться все официальные документы, проходить сессии в местных венгерских сельсоветах.

Давление на закарпатских венгров ещё более усилилось после того, как члены венгерской общины, получившие восемь мандатов в местном облсовете, отказались войти в коалицию со «слугами народа» и проукраинского «Родного Закарпатья». Противостояние получило значительную подпитку после заявления главы венгерского МИДа Петера Сийярто, открыто призвавшего живущих в Закарпатье венгров голосовать за КМКС. Напуганные венгерской активностью в крае украинские национал-шовинисты стали распространять слухи о якобы намерениях Венгрии «забрать Закарпатье», входившее в её состав до Второй мировой войны. В украинском МИДе сразу же было объявлено, что это вмешательство во внутренние дела Украины, после чего в ход пошли уголовные и политические «обвинения» в сепаратизме.

В неблагонадёжном, по мнению Киева, регионе Будапешт систематически проводит «подрывную» работу: уже не первый год массово выдаёт закарпатским венграм паспорта, всячески помогает краю в развитии экономики.

Известно высказывание одного украинского национал-шовиниста на закарпатском сайте: «Всё идёт к расколу Украины, в Закарпатье мадьяры вложили большие деньги в выборы, чтобы КМКС (партия венгров Закарпатья) прошёл, запугали всех, пригрозив забрать помощь, если венгры не проголосуют за КМКС, их кандидатов».

Надо сказать, что официальный Киев, помимо карательных экспедиций СБУ, осуществил также этническое размывание региона в ходе так называемой децентрализации. Так, был укрупнён ряд районов, куда вошли территории, где превалировало влияние украинских национал-шовинистов, в частности боевиков «Правого сектора» (организация запрещена в РФ), известного связями с украинскими спецслужбами. Как следствие, усилились нападки на местных венгров со стороны украинских радикалов. Так, венгерский фонд «Эган Эде», на деньги которого в регионе строят детсады, школы, больницы и выплачивают денежную помощь, стал очередной идеологической мишенью уверенных в собственной неприкосновенности боевиков-правосеков. В Facebook и на интернет-форумах в адрес закарпатского центра посыпались с их стороны оскорбления, вплоть до «работы на Россию».

Доказательства венгров о том, что на деньги фонда открыли собственный бизнес более 16 тысяч закарпатских предпринимателей и что фонд будет способствовать этому и в дальнейшем, попросту игнорировались.

Правосеки как агенты влияния СБУ для Закарпатья

При помощи украинских национал-шовинистов был раздут скандал вокруг очередного провокационного видео, где депутаты Сюртовской территориальной общины края после принятия присяги поют (якобы) вместо украинского гимна венгерский. «У нас готовят крымский сценарий, а затем будут плакать и стонать о потере Закарпатья?» — вопили украинские национал-шовинисты. Напрасно глава Сюртовской общины доказывал, что венгерский гимн исполнили после гимна Украины, слушать его не стали, и все венгры Закарпатья получили свою порцию угроз.

«Мы знаем каждого, кто получил венгерский паспорт или получает гранты от мадьяр. Мы знаем, где вы живёте, где работаете и где учатся ваши дети», — говорится в видео, распространённом в интернете боевиками-правосеками. При этом венгров обозвали «азиатами, подыгрывающими Москве». Мол, нескольких бригад украинских военных будет достаточно для «принуждения к миру» такой «недружественной страны», как Венгрия. Об этом откровенно высказался неформальный лидер украинских неонацистов Дмитрий Ярош. И это уже осуществляется официальным Киевом. Под видом «борьбы с Россией» Украина наращивает военные силы в Закарпатье. В частности, она восстанавливает военную часть в Берегово, неформальной столице закарпатских венгров. Явно Киеву мало донбасской войны. Впрочем, так называемый венгерский вопрос, о котором трубят нынешние украинские неонацисты, можно сказать, запрограммирован с принятием на Украине украинского национал-шовинизма в качестве официальной идеологии, которая несовместима с правом народов на свободное развитие. К слову, в отличие от многонациональной России, сила которой именно в свободном развитии всех народов, в многообразии, гармонии культур, языков и традиций.

Ситуация гражданской войны

«Наезды» официального Киева, одержимого настоящим средневековым этническим нацизмом, на венгров Закарпатья, вопреки своим обязательствам перед Евросоюзом, оборачиваются всё большими проблемами для киевского режима. Недавно министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто потребовал отправить в Закарпатье миссию ОБСЕ, а венгерские депутаты Европарламента выступили с заявлением. «Украинская власть создаёт в Закарпатье ситуацию гражданской войны. Мы считаем это позорным и глубоко осуждаем применение вооружённых сил украинской властью против лидеров и организаций венгерской общины в Закарпатье», — подчёркивается в совместном заявлении партии «Фидес» и Христианско-демократической народной партии.

Пока Венгрия за счёт экономических вливаний в регион, через своих кураторов поддерживает в Закарпатье политику «мягкой силы». Однако всё более нарастающая «украинизация» региона в совокупности с репрессивными мерами, которые преподносятся как якобы «борьба за территориальную целостность» Украины, может вызвать неожиданный для Киева ответ: Будапешт для начала перекроет контрабандные схемы, с которых кормятся в Киеве, и это больно ударит по карману ближнего окружения президента Зеленского.

Затем, по мере углубления ассимиляторской политики Киева, вопрос о контроле над Закарпатьем, через которое проходят главные газопроводы из РФ в Европу, может принять ещё более радикальные формы. И это явный показатель того, насколько так называемая идея унитарной Украины, принесённая туда ещё на штыках ОУН (организация запрещена в РФ), совершенно чужда региону Закарпатья, где венгры являются коренным населением, в отличие от так называемых украинцев.

Несмотря волеизъявление закарпатских венгров в 1991 году о создании автономии в составе Украины (поддержали 78% голосовавших), Верховная рада Украины так и не удосужилась принять соответствующий закон. Как видим, киевский режим начисто отказывается учитывать интересы народов, волей судьбы оказавшихся на территории нынешней Украины. 

Наталья Залевская