Новости

Украина уже проиграла борьбу за транзит газа в ЕС

После завершения контракта с Газпромом в 2024 году транзит газа через Украину в ЕС может сократиться до 20 миллиардов кубометров в год.

Первую потерю от Турецкого потока-2 Украина почувствовала еще тогда, когда этот газопровод забрал транзит газа, который когда-то шел на Турцию и Болгарию через Украину. Сейчас, ввиду заявления Сергея Макогона о потере транзита газа в Румынию к этим потерям может добавиться и транзит в страны Юго-Восточной Европы.

Почему-то в Украине постоянно слышны лишь протесты против Северного потока-2, который еще даже не достроили. Но то, что произошло с транзитом газа - это исключительно вина Нафтогаза, потому что они пошли политическим путем и выполняют определенные политические задачи по Северному потоку-2 вместо того, чтобы хотя бы попытаться повлиять на строительство Турецкого потока-2, газ к которому закачали не так давно. Потому что контракт с Газпромом не является константой - его можно изменить или подписать дополнительные соглашения, в которых договориться об увеличении транзита. Но этого никто не делает.

На самом деле транзит, который шел через Украину в Румынию - это мизер, потому что Румыния в зимний период брала лишь около одного миллиарда кубометров. Все рыдания Макогона связаны не столько с Румынией, сколько с Венгрией и странами Балкан, которые скоро могут начать брать газ из реверсных газопроводов-интерконнекторов, которые соединяют Центрально-Восточную Европу с Турецким потоком. Россияне не скрывали того, что они его для этого и строили - для поставки через четыре нитки газопровода 30 миллиардов кубометров, из которых около половины будет брать себе Турция, а остальные 15 миллиардов как раз и будут идти на Болгарию, Венгрию, Румынию, Грецию и т. п. и которых им будет достаточно с головой.

Согласно контракту с Газпромом, с 2021 года через украинскую ГТС должен проходить минимальный объем газа - около 40 миллиардов кубометров по принципу "качай или плати": даже если РФ прокачает меньше газа, то она все равно должна заплатить за этот минимальный объем. В дальнейшем Украина будет транзитировать через свою ГТС примерно до 45 миллиардов кубометров, но если откажется от транзита Венгрия, то этот объем как раз и сократится на те 10 миллиардов, о которых сказал Макогон, т. е. до 35. И если Нафтогаз уже сейчас не начнет переговоры с Газпромом относительно подготовки к 2024 году, то в будущем мы можем снова увидеть повторение того, что было в 2019 году, когда новое соглашение пытались подписать несколько месяцев подряд.

Русским это на руку, потому что у них есть задача - минимизировать (но не отказаться совсем) от транзита через Украину, чтобы после 2024 года новый контракт предусматривал бы не условие "качай или плати", а использование ГТС Украины в режиме резервной системы. При таких условиях мы будем качать газ при необходимости, но не нашей, а ЕС или РФ - например, в летний период, когда будет продолжаться закачка газа в европейские газохранилища или зимой, когда будет возникать дополнительная потребность в газе, когда не будет хватать поставок через Турецкий и Северный потоки.

Тогда транзит может составлять максимум до 20 кубометров газа, а для нас это означает, что мы почти ничего не сможем заработать, поскольку в таком режиме большая часть средств будет идти на обслуживание сетей.

Собственно, мы уже теряем этот заработок, потому что если к 2019 году, когда Украина транзитировала до 90 миллиардов кубометров, мы могли за год заработать около $2,5 миллиардов, в прошлом году из 65 миллиардов транзита мы заработали около 2 миллиардов. Если же транзит сократится до 30 миллиардов, то заработать мы сможем максимум 1 миллиард долларов при том, что каждый год мы вкладываем в ГТС около $500 миллионов.

Следовательно, это создаст дополнительную нагрузку на систему ГТС, из-за чего придется закрыть два из трех транзитных газопроводов. Собственно, один, на южном направлении, уже фактически закрылся, ведь он на полную мощность не эксплуатируется. И вот здесь встанет главный вопрос - что делать с украинскими потребителями, которые получают газ именно из транзитных магистральных газопроводов? Потому что когда не будет транзитного газа и давления в системе, придется больше сжигать газа, и, соответственно повышать стоимость транспортировки этого газа до конечного потребителя. Как следствие - транспортная составляющая может вырасти с нынешних 15-20% до минимум 50%. Кстати, также, как и в некоторых странах ЕС, где потребители платят больше именно за транспортировку, а не за газ как ресурс.

Единственный вариант наращивания транзита - при условии, если ЕС начнет потреблять больше газа. Сейчас ЕС потребляет примерно 450 миллиардов кубометров газа в год. Если Европа и в дальнейшем будет увеличивать потребление газа хотя бы до 500 миллиардов, то у нас появляется шанс на то, что по крайней мере 30 миллиардов будут транзитировать через Украину. Но тут вопрос в том, захочет ли Россия увеличивать добычу природного газа или замещать их поставками LNG, которые она также сейчас активно наращивает. То есть так или иначе страна уже выпала из игры.

Юрий Ковальчук (Украина)