Новости

Украина выходит из Минских соглашений. Что, опять?

Москва считает, что постановление Рады по местным выборам на Украине нуждается в разъяснении, так как оно выглядит как фактический выход из Минских соглашений, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

«Россию как сопосредника минского процесса, участника контактной группы, «минского формата» данная ситуация, естественно, не может не беспокоить», – подчеркнула она, призвав партнеров по «нормандскому формату» (Берлин и Париж) и международные структуры дать оценку сложившейся ситуации и побудить киевские власти к выполнению обязательств.

Напомню, 23 июля вступило в силу постановление Верховной рады о назначении выборов в местные органы власти. Согласно ему, 25 октября пройдут очередные выборы депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов по всей Украине, кроме неподконтрольных Киеву территорий Донбасса. Согласно документу, выборы на этих территориях все же смогут пройти после вывода всех вооруженных формирований и передачи Киеву контроля над украинско-российской границей.

В Донецке в ответ на это заявили, что Киев отказался объяснять позицию по проведению местных выборов в Донбассе, тем самым заблокировав дальнейшую работу контактной группы. А в Луганске – что Киев должен официально заявить о приверженности всем положениям Минских соглашений, без чего «нет смысла обсуждать детали политического, экономического или гуманитарного урегулирования».

Едва ли можно предположить, что в Донецке и Луганске искренне опечалены тем фактом, что Украина отказалась проводить на их территории свои выборы. Тем не менее республики продолжают неизменно декларировать свою приверженность Минским соглашениям, в которых в том числе прописаны местные выборы на их территориях – «по украинскому законодательству».

Мне не раз приходилось слышать от местных жителей такую точку зрения: слава Богу, что Украина демонстративно не выполняет Минские соглашения, в противном случае республикам пришлось бы пойти на то, что категорически не воспринимается населением региона и попытки реализации чего попросту чреваты восстанием. Сама мысль о возврате в состав Украины отвергается подавляющим большинством жителей Донбасса, однако официально «Минск» действует. Вернее, не действует благодаря Киеву.

И в Донецке, и Луганске, и в Киеве прекрасно понимают, что Минские соглашения невыполнимы. Конечно, действующее неопределенное положение вещей тоже не устраивает, но выполнение соглашений обеими сторонами однозначно рассматривается как поражение, так что стратегия выжидания того момента, когда «сдохнет или ишак, или падишах» является единственной возможной для многих.

О том, почему Минские соглашения невыполнимы, говорилось уже миллион раз. Жители Донбасса после всего, что произошло, уже не согласны на автономию, ради которой начиналась шесть лет назад Русская весна, для них речь может идти только о независимости. Для украинских элит же речь может идти только о возвращении Донбасса в том же статусе, что до 2014 года. Реализация Минских соглашений, фактически означающая федерализацию страны с возможностью представителей Донбасса входить в центральные органы власти и влиять на принятие ими решений, для них просто невозможна.

Именно здесь ключевой момент – выборы. Ведь что подразумевает Минск? Что Украина и республики становятся единым политическим пространством, значит, выборы проходят на всей территории и участвуют в них все зарегистрированные партии, а голосуют все граждане. Для Киева это означает, что «террористы» как граждане «единой Украины» получают возможность избираться по всей территории страны, в любые органы, вплоть до Верховной рады. В общем, это катастрофа. А для Донецка и Луганска это означает, что «Свобода» и «Правый сектор»* получают возможность избираться в местные органы власти и по закону запретить им это нельзя. При этом все прекрасно понимают, что ни кандидатов от указанных партий, ни их агитаторов никто на территорию Донбасса просто не пустит.

Получается правовая коллизия. Выборы проводить надо, согласно Минским соглашениям. Но проводить их просто технически невозможно. Украинская сторона как раз цепляется за эту техническую невозможность, мол, выборы можно проводить только после «вывода оккупационных войск» и передачи контроля над границей.

Однако в тексте Минских соглашений говорится несколько иное. В пунктах 9 и 10, действительно, сказано о восстановлении контроля над границей и выводе иностранных формирований. По последнему стоит пояснить, что никаких иностранных формирований (за исключением отдельных наемников и добровольцев, а также западных инструкторов – но это уже с украинской стороны) в Донбассе нет, однако Киев настаивает на том, что там присутствуют некие «оккупационные силы». И опирается на закон о «деоккупации Донбасса», в котором сказано, что Россия – агрессор, а нынешние власти ДНР и ЛНР являются «оккупационными администрациями». Тем самым Киев закрывает самому себе перспективы диалога с властями Донбасса, что, кстати, также является прямым нарушением «Минска».

Кроме того, в 9-м пункте четко сказано, что восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта должно было начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в ОРДЛО на основании закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 (реформа конституции и закон об «особом статусе»).

Нужно ли напоминать, что в Киеве не раз открыто говорили о том, что никакой конституционной реформы вообще не будет, а принятый закон «об особом статусе» писался без согласования с республиками, ни дня не работал и вообще вступает в противоречие с законом «о деоккупации»?

Ну и главное: утром – деньги, вечером – стулья, а не наоборот. Сначала выборы, а потом граница и т. д.

В общем, это вечный тупик, в принципе выгодный обеим сторонам. Другой вопрос в том, что Украина, пользуясь поддержкой Запада, обвиняет в невыполнении соглашений Донбасс (вернее Россию, которая тут вообще ни при чем), что позволяет ей сохранять санкционный режим против Москвы. Так что именно Киев получает даже больше преференций от невыполнения Минских соглашений.

Ситуация длится шестой год и никакого выхода из тупика не проглядывается. Приход к власти Владимира Зеленского дал кому-то призрачную надежду, но едва ли у кого-то даже в Берлине и Париже сегодня еще остались иллюзии.

Вообще все как-то давно научились жить в нынешнем состоянии. Россия – под санкциями за независящее от неё невыполнение Минска, Донбасс – в качестве территории с неопределенным статусом, Украина в качестве международного «попрошайки», пользующегося репутацией «жертвы» и требующего к себе особого внимания и денег. Тянуться эта история может, откровенно говоря, бесконечно. Вон в Карабахе 30 лет уже продолжается с периодическими вспышками, угрожающими вылиться в полноценную войну.

Тем не менее местные выборы на Украине надо проводить время от времени, причем в установленные сроки. И в том числе в Донбассе. Согласно Минским соглашениям. А Украина пойти на них не может – и это, если и не фактический выход из соглашений (откровенно говоря, который по счету уже?), как говорят у нас в МИД, то уж точно очередное их грубое нарушение.

Подобная ситуация уже была в 2015-м, когда Украина провела свои выборы без участия Донбасса (причем даже исключив из процесса ряд подконтрольных территорий). Однако тогда мяч был на её стороне, так как республики провели свои выборы годом ранее, обвинив Киев в несоблюдении еще первых Минских соглашений. Голосование в республиках было осуждено международным сообществом, что позволило Украине безнаказанно проигнорировать пункт о местных выборах и осуществить их без участия Донбасса.

Сейчас контекст немного иной. Во-первых, сослаться на ранее проведенные «незаконные» выборы в Донбассе уже не получится. Как и на нежелание Донецка и Луганска проводить украинские выборы. Напомню, согласно Минским соглашениям, сразу после выполнения пунктов 1-2 (прекращение огня и отвод техники) должен быть начат диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона. То есть по факту и обсуждать даже нечего, причем по вине Киева. А значит, и выборы пока проводить нельзя.

Конечно, Киев может отложить выборы по всей стране. Но сегодня для Зеленского это будет совсем плохой вариант. В условиях падения рейтинга его самого и его партии это будет воспринято как боязнь проиграть выборы и едва ли не как попытка захвата власти. Чревато серьезными неприятностями. На такое не решился бы и П. Порошенко, а В. Зеленский как политик явно слабее. В общем – не вариант.

Потому-то Киев и принимает решение проводить выборы без Донбасса. Конечно, это дает повод Москве обвинить его в срыве Минских соглашений, но когда Киев это смущало?

Проблема в том, что далеко не все то, что успешно сходило с рук Порошенко, сойдет с рук Зеленскому. Повторю, на него были возложены слишком большие надежды, в первую очередь европейцами, но он, похоже, решил в точности копировать тактику предшественника – ничего не делать, обвиняя во всем Россию.

Впрочем, Порошенко хотя бы вносил проект конституционной реформы, а при Зеленском открыто прозвучало, что никакой реформы не будет. Более того, именно при Зеленском в Киеве впервые на высоком уровне озвучили мысль о том, что Минские соглашения вообще выполнять не надо.

В последний раз – это было 10 июля – вице-премьер-министр по вопросам реинтеграции «временно оккупированных территорий» Украины Алексей Резников заявил, что Минские соглашения утратили актуальность и не соответствуют нынешним реалиям. По его словам, сроки истекли, а соглашения так и не были реализованы. Ранее глава комитета Верховной рады по вопросам внешней политики Александр Мережко сказал, что «Минск-2» носит рекомендательный характер.

Наконец, сам В. Зеленский 23 июля заявил о необходимости «расшифровать» каждый пункт «Минска»: «Тогда мы будем видеть, мы в состоянии выполнить это или не в состоянии, как мы это будем делать, кто будет ответственным».

Это уже ни в какие ворота. Порошенко о неготовности выполнять соглашения просто молчал в тряпочку. А Зеленский, извините, выкобенивается: давайте я что-то выполню, что мне понравится и будем считать, что я свою долю обязательств исполнил. Нет, Володя, нещитово!

Конечно, все эти заявления украинских чиновников едва ли остались незамеченными в Европе, хотя едва ли европейцы предпримут какие-то шаги, чтобы наказать своих подопечных. «Запас прочности» у Зеленского пока есть, хотя он тает параллельно с кредитом доверия. Конечно, Украина проведет очередные выборы и снова обвинит Россию в невыполнении соглашений. Просто там окончательно потеряли стыд и не пытаются даже как-то камуфлировать свои намерения открыто не выполнять «Минск».

Что же, вода камень точит. И рано или поздно чаша терпения переполнится уже у всех. И в первую очередь – у населения Украины, которое может предъявить пану Зеленскому первый счет уже на грядущих местных выборах.

* * *

Москва не стала отворачиваться от просьбы Владимира Зеленского разъяснить ему Минское соглашение по пунктам. Как сообщает сайт Кремля, такое разъяснение было дано Владимиром Путиным в ходе телефонного разговора, состоявшегося вчера, 26 июля, по инициативе украинской стороны.

В. Путин еще раз напомнил об обязательствах, которые взяла на себя украинская сторона на саммите в «нормандском формате» в Париже в декабре прошлого года. И «охарактеризовал принятое 15 июля Верховной радой постановление о проведении местных выборов в 2020 году как противоречащее Минским соглашениям и ставящее под угрозу перспективы урегулирования».

Президент России заявил, что недавние высказывания высокопоставленных официальных лиц Украины о неприемлемости ряда положений Минских соглашений и необходимости его пересмотра ставят под угрозу всю ранее проделанную работу. В. Путин отметил, что позиция о безальтернативности «Минска-2» должна быть подтверждена Киевом на деле.

Дмитрий Родионов