Новости

Украинские эксперты назвали главный провал Киева в договоре с «Газпромом»

«Газпром» и «Нафтогаз» подписали 5-летний контракт на транзит российского газа через Украину в Европу. «Газпром» обязался прокачать через украинскую ГТС минимум 65 млрд кубометров в 2020 и по 40 млрд в последующие 4 года. Президент Владимир Зеленский подсчитал, что Украина по этому контракту получит за 5 лет 7,2 млрд долларов, то есть прокачка 1000 кубов в Европу обойдется «Газпрому» в 31,25 млрд. Аналитический портал RuBaltic.Ru при помощи украинских энергоэкспертов разобрался, кто и в чем в этом договоре выиграл сейчас и в перспективе, а кому не стоит особо радоваться.

Кроме договоренности по транзиту газа, «Нафтогаз» и «Газпром» отказались от всех взаимных претензий — стороны отзовут свои судебные иски.

Так что затянувшийся конфликт наконец завершился.

«Договорились, что с 1 января обнуляются взаимные претензии, будут сняты аресты имущества в счет принятых решений по судебным искам. Это тот взаимовыгодный компромисс, хороший и справедливый, который был найден в процессе длительного обсуждения вопросов, касающихся подготовки новых условий взаимоотношений между "Газпромом" и украинскими компаниями», — прокомментировал министр энергетики России Александр Новак, согласившись с мнением вице-премьера Дмитрия Козака, что выплата Россией Украине $2,9 млрд — это «капля в море» на фоне рисков, которых удалось избежать.

Энергетический эксперт Дмитрий Марунич подробно проанализировал заключенный транзитный контракт. «$7,2 млрд за транзит за срок его действия — это означает ставку в $2,6 за перекачку 1000 кубометров на расстояние 100 км.

Это, конечно, основной провал Киева, который настаивал на более высокой ставке при падении объемов транспортной работы.

А они, как учил нас мудрый Мао, неизбежны и зафиксированы. Уступка Москвы — 40 млрд транспортировки с 2021-го, которые при базовом сценарии потребления ей не нужны. Разве что будут "игры" с заполнением "СП-2". Это, как и сроки его введения в эксплуатацию — ключевая интрига в 2020», — подчеркивает Марунич.

Но при этом вопрос закупки Украиной голубого топлива непосредственно у «Газпрома» остался без решения. И это несмотря на то, что президент РФ Владимир Путин на своей пресс-конференции 19 декабря еще раз подчеркнул, что в случае прямых поставок Москва готова продавать Украине газ со скидкой 20–25%.

Однако в украинском правительстве по этому поводу своя особая точка зрения. «Я считаю, что мы еще не созрели для прямых поставок. Моя цель как вице-премьер-министра по евроинтеграции состоит в том, чтобы газовый рынок Украины функционировал исключительно на основе норм Евросоюза и чтобы наша энергетика была интегрирована в европейскую. Нигде в правилах ЕС не написано, что ты должен покупать газ у определенной страны», — заявил Дмитрий Кулеба.

Тут возникает парочка риторических вопросов.

Разве Украина является членом ЕС? И жаждет ли Евросоюз объединять свою энергосистему с украинской?

Чиновник напомнил, что в 2014-м Украина была крупнейшим покупателем «Газпрома», и выразил надежду, что подобного больше не случится — чтобы РФ не могла использовать газ как инструмент шантажа или коррумпирования национальных элит.

«Когда мы создадим энергетический газовый рынок по нормам ЕС, мы не сможем запретить нашим компаниям покупать газ у "Газпрома", но он будет действовать в Украине исключительно по европейским правилам и нормам и не будет иметь монополии. Возможно, даже "Нафтогаз" будет покупать напрямую у "Газпрома" на определенном этапе, но без коррупции, шантажа и "газовой иглы"», — отметил вице-премьер.

И снова хотелось бы уточнить у Кулебы: а какой газ (и главное – по какой цене) он собирается покупать, если не российский? Все тот же пресловутый «реверсный» из Европы или дорогущий американский сжиженный (которого все равно не хватит)?

То, что договоренность о транзите была достигнута — однозначно положительное событие, уверен эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Даниил Богатырев. «Разумеется, можно спорить о выгоде указанных в ней условий. Так, например, прописанный начиная с 2021 объем транзита в 40 млрд кубометров в год в 2 раза меньше того объема, который был прокачан по украинской ГТС в 2019.

Тем не менее следует понимать, что по состоянию на конец прошлого года даже эти условия стали успехом. Если бы заключить договоренность удалось раньше или если бы был создан трехсторонний газовый консорциум, идея которого высказывалась еще в середине 2000-х, условия могли быть гораздо более выгодными для Украины. Но в текущих реалиях нынешняя договоренность — это успех», — считает Богатырев.

Аналитик Александр Мордкович напомнил знаменитую фразу монтера Мечникова из незабвенного фильма Леонида Гайдая «12 стульев»: «Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон».

«Сейчас достигнуто лишь соглашение об условиях транзита. И учитывая то, что "Нафтогаз" пока что отказывается от прямой закупки топлива у "Газпрома", параметры контракта вполне прогнозируемые. Могло ли быть по-другому? Вполне. Напомню, что Арсений Яценюк в 2014 требовал немедленного изменения законодательства Украины для создания консорциума с европейцами.

Изменения внесли, а европейцы не пришли.

Отказались они и от схемы с самостоятельным транзитом через Украину после передачи шипер-кодов на западной границе РФ. Кто знает, какие бы там были объемы и какова была бы судьба альтернативных путей транзита, согласись они тогда. А сейчас газпромовские "потоки" достраиваются. Еще напомню, что за последние 10 лет через Украину транзитом проходило около 90 млрд кубов, а мощность всех потоков – 86 млрд, то есть уже чуть меньше.

Учитывая, что потребление газа в ЕС растет, а на горизонте у "Газпрома" переговоры с Польшей по транзиту, нужен резерв. Вот его-то и обеспечат 40 млрд транзита по ГТСУ. Так что в итоге сейчас все получили то, что хотели и могли», — резюмирует Мордкович.

Эксперт Сергей Саливон уверен, что от заключения контракта однозначно выиграла Европа: она купировала риски, связанные с поставками газа. Кроме того, с изрядной долей вероятности она получит еще и некоторое снижение цены из-за больших запасов в хранилищах. Вдобавок есть все основания полагать, что европейские посредники продолжат зарабатывать на поставках к нам российского газа.

«Американцам прервать или существенно сократить на данном этапе поставки в ЕС российского газа не удалось. Что как бы является поражением США.

Но это компенсируется тем, что гегемон показал свои возможности: задержать строительство "Северного потока — 2" и нанести ущерб российской стороне им удалось. А Украина выиграла в краткосрочной перспективе: тут и свалившиеся с неба $2,9 млрд, и купирование рисков поставок газа внутренним потребителям, и гарантированные объемы поставок на 5 лет.

Однако через 5 лет переговорная позиция Украины значительно ухудшится.

Надо понимать: как бы ни надували щеки наши переговорщики из руководства "Нафтогаза", выписывающие себе миллионные премии, Украина в данном процессе была уже традиционно не субъектом, а объектом.

Которому, впрочем, повезло: Россия понесла имиджевые и финансовые потери на данном этапе, так как ей пришлось выполнить решение стокгольмского арбитража, которое она игнорировала почти 2 года. Однако в условиях задержки со строительством "СП-2", которой сумели добиться американские "партнеры", и грядущих непростых переговоров с Польшей по поводу продления транзита через трубопровод "Ямал" другого выхода у нее, видимо, и не было.

Прекращение транзита через Украину в этих условиях привело бы к еще большим финансовым потерям — как от штрафов за недопоставку, так и от потери части рынка. В долгосрочной перспективе найденное решение для России является совсем неплохим», — заключает Саливон.

Руслан Веснянко