Новости

Украинские люфтваффе. Сломанные крылья

Спустя несколько дней после начала 24 февраля 2022 года специальной военной операции Министерство обороны РФ отчиталось, что ПВО Украины подавлено и Российская авиация завоевала господство в воздухе. 1 апреля 2022 года Кремль устами пресс-секретаря президента РФ констатировал: «Превосходство в воздухе в ходе операции является абсолютным фактом». К тому времени, согласно официальным сводкам, украинская авиация была уничтожена. Большей частью на земле, остальные боевые самолёты были сбиты в воздушных боях, средствами российской ПВО или погибли от «дружеского огня».
 

Прошло уже почти два года СВО и что же мы видим?

По официальным данным, потери врага на начало декабря 2023 года достигли просто астрономических величин: 550 самолетов и 257 вертолетов. То есть в несколько раз больше, чем бандеровская Украина располагала перед началом СВО. Но вражеская авиация продолжает досаждать Русским войскам как на передовой, так и в ближнем тылу.

Не удалось уничтожить и украинскую ПВО, из-за чего российские самолёты вынуждены действовать только в прифронтовой полосе, не нанося ударов по тылам врага (для этого используются иные средства поражения).

Так в чем же дело? Когда закончится украинская боевая авиация? Почему до сих пор не подавлена вражеская система ПВО?

Давайте разбираться…
 

Состояние и численность украинских ВВС перед началом АТО

«Русская весна» и начало боевых действий в Донбассе весной 2014 года застало деградировавшие за годы «незалежности» украинские ВВС врасплох. Получив в наследство от СССР 2 800 летательных аппаратов, самостийники в последующие четверть века частью распродали, а частью списали это богатое наследство.

В результате к 2013 году списочный состав украинских ВВС сократился в несколько раз – до 600 единиц. На бумаге это казалось внушительным количеством, однако в реальности подняться в воздух могло не более 50–70 самолётов и вертолётов. К тому же все они безнадежно устарели, ведь ни одного действительно нового самолёта или вертолёта в украинские ВВС после 1991 года не поступало. Катастрофически упал и уровень подготовки лётчиков.

Все эти болячки немедленно сказались при проведении карательной АТО против восставшего Донбасса: малое число боевых вылетов, сознательное уничтожение укрофашистскими лётчиками мирного населения Донбасса, невозможность ночных вылетов. То есть в целом украинская авиация показала себя плохо обученной и неспособной ни изолировать район боевых действий, ни нанести серьёзные потери русскому ополчению.

При этом в ходе кампании 2014 года украинские ВВС понесли достаточно серьёзные для своей численности потери. Русским бойцам удалось сбить практически все виды авиатехники врага: штурмовики Су-25, военно-транспортные Ан-30, Ил-76, Ан-26, бомбардировщики Су-24, истребители МиГ-29, а также вертолёты Ми-8 и Ми-24.
 

Мероприятия противника по восстановлению потенциала ВВС в 2015–2021

Воспользовавшись Минскими соглашениями и наступившим на Восточном фронте весной 2015 года затишьем, украинские националисты приступили к восстановлению боевого потенциала своих ВВС.

Летом 2016 года во время выступления в Харьковском университете воздушных сил президент Украины Пётр Порошенко прямо заявил, что Украине необходимы мощные Военно-воздушные силы, которые были бы способны отбить атаку любого противника:
 

«Наша военная авиация по своему назначению, огневой мощи и дальности боевого применения должна стать той силой, которая вместе с другими составляющими обороны обеспечит сдерживание амбиций Российской Федерации, которая будет способна нанести адекватный удар в ответ любому агрессору».

Сознавая неизбежность возникновения полномасштабной войны с Россией, бандеровцы начали процесс восстановления и модернизации как действующих, так и заброшенных советских авиабаз и аэродромов. Энергичнее всего – на Западной Украине и по периметру границ с Крымом.

Стоит отметить, что все украинские аэродромы строились в советское время и были рассчитаны на функционирование в условиях боевых действий. Например, аэродром в Староконстантинове (место базирования 7-й бригады тактической авиации) имел множество бетонных арочных укрытий для защиты самолетов от ударов противника! Благодаря этим укрытиям, а также проведённой модернизации по стандартам НАТО, данный аэродром продолжает успешно функционировать и на момент написания данной статьи. Никакие «Калибры» для него оказались не страшны.

Огромное внимание было уделено восстановлению системы ПВО.

После развала СССР Украине досталось богатое наследство зенитно-ракетных комплексов С-75, С-125, С-200, С-300 и «Бук». Все годы «независимости» большая часть этих комплексов, ввиду отсутствия качественного обслуживания и ремонта, постепенно снималась с вооружения и передавалась на базы хранения.

В итоге к 2013 году на боевом дежурстве осталось всего 60 дивизионов С-200, С-300 и «Бук-М1». Их техническое состояние было столь удручающе, что даже доставшиеся Российской армии в Крыму трофейные С-300 так и не были приняты на вооружение.

Так как денег на закупку современных систем ПВО стран НАТО у Украины не было, то пришлось выгребать все оставшиеся на складах и базах хранения советские запасы. Вновь был принят на вооружение зенитный ракетный комплекс С-125 (модернизированный до уровня «Печора-2Д»). Были сняты с хранения, восстановлены и переданы в ПВО столь же морально и физически устаревшие комплексы ПВО «Куб», «Тор» и С-300 первых модификаций.

К 2022 году в составе украинской ПВО числилось уже около 250 пусковых установок С-300, больше 70 «Буков», пара десятков С-125, а также примерно по сотне снятых с хранения ЗРК «Оса» и «Тор», 70 ЗРК «Тунгуска», 150 ЗРК «Стрела-10» и примерно сотня ЗСУ «Шилка». Велись работы по возвращению в строй комплексов С-200, но в итоге украинцы предпочли использовать их для нанесения ударов по наземным целям.

Таким образом, после 2014 года украинская ПВО пережила второе рождение, где зенитно-ракетные комплексы и радиолокационные станции советского производства стали сочетаться с современными системами управления стран НАТО.

В итоге после начала СВО украинская ПВО стала серьёзной помехой действиям Российских ВКС и остаётся ею до сих пор.

Одновременно в период 2015–2021 гг. снимались с хранения и восстанавливались истребители, бомбардировщики, штурмовики, военно-транспортные самолёты, которые, помимо новых средств навигации и связи, получали характерную «пиксельную» окраску. Это стало возможным благодаря тому, что украинская авиационная отрасль (как и российская) сумела выжить в годы «независимости», выполняя экспортные заказы. Ремонт и модернизация самолётов и вертолётов проходили на предприятиях в Одессе, Запорожье, Харькове, Львове, Николаеве, Конотопе.

Немалую роль в возрождении украинских ВВС сыграла… Россия. Напомним читателю, что к моменту победы «Русской весны» 2014 года в Крыму, там осталось 80 украинских самолетов и 36 вертолетов. Играя в благородство и надеясь на скорое замирение с врагом, Россия добровольно вернула киевской хунте большую часть потерянного вооружения, в том числе и авиапарка.

Передача техники продолжалась вплоть до 5 июля 2014 года, когда Киев по собственной инициативе разорвал военно-техническое сотрудничество с Москвой. В Крыму осталось лишь несколько наиболее «свежих» истребителей МиГ-29 и учебно-боевых самолётов.

Серьёзные усилия украинские ВВС приложили для восстановления своего вертолётного парка. После ощутимых потерь первого года АТО к весне 2015 года в строю находилось всего лишь 30 исправных Ми-8 и около 35 Ми-24. В связи с этим пополнение вертолётного парка стало на Украине актуальнейшей проблемой. С советских времён в стране осталось много старых корпусов и двигателей, но отсутствовала школа вертолетостроения, не было необходимой электроники, лопастей винтов, систем наведения.

В результате максимум, что удалось сделать – модернизировать в «Мотор Сич» несколько Ми-2 и благодаря контрабандным поставкам запчастей довести число Ми-8 до примерно 80 исправных бортов.

Что касается Ми-24, то без российских запчастей их массовый капитальный ремонт оказался невозможен. Совместная с французами программа модернизации была со скандалом свёрнута по вине украинской стороны. В итоге численность Ми-24 осталась на прежнем уровне, а их использование и до, и после начала СВО, носит крайне ограниченный характер.

В 2018 году Украина заключила контракт на приобретение 55 подержанных французских вертолётов для полиции, Нацгвардии, спасателей и пограничников. Заключение договора обошлось Киеву в 551 млн евро, но большую их часть они договорились выплачивать за счёт французского кредита на 475 миллионов. В итоге Киев начал получать иностранные вертолёты, почти не платя за них.

Благодаря этим мерам, в течение 2015–2021 гг. Украине удалось не только восстановить свои ВВС, но и нарастить их боевой потенциал. Количество исправных боевых самолётов и вертолётов в сравнении с предвоенным 2013 годом увеличилась в несколько раз. Была проведена частичная модернизация вооружения – управляемых советских ракет «воздух-воздух».

Вырос и уровень подготовки лётчиков. Для подготовки новых пилотов украинские ВВС использовали оставшиеся с советских времён учебно-боевые самолёты L-39 и военно-транспортные Ан-26, под которые рекой выделялось горючее. Во время учений «Небесный щит-2016» экипажи МиГ-29 и Су-24 успешно отработали посадку на удобные участки автомобильных магистралей, призванные в военное время заменить разбомбленные аэродромы. Одновременно украинский спецназ тренировался в методиках эвакуации экипажей самолетов и вертолетов, сбитых в тылу противника.
 


B-52H ВВС США в сопровождении двух украинских Су-27 во время миссии Bomber Task Force Europe 2020

Однако, несмотря на принятые меры, бандеровские люфтваффе так и не смогли достичь уровня Российских ВКС, которые за указанный период получили сотни новых и модернизированных боевых самолётов Су-35, Су-34, Су-30, МиГ-35, а также вертолётов Ка-52 и Ми-28.

Деградация украинского ВПК и проблемы с финансированием привели к тому, что денег на покупку американских истребителей F-16 так и не нашлось, а для устаревших самолётов и вертолётов каждый раз производились самый дешёвый (не капитальный) ремонт и модернизация. Результатом стала высокая аварийность, приведшая к потере нескольких истребителей, штурмовиков, учебно-боевых самолётов и вертолётов.

Апофеозом стала гибель в 2020 году военно-транспортного Ан-26 с курсантами Харьковского университета ВВС, в которой разом погибло 26 человек. Во всех случаях причиной катастроф стал отказ до предела изношенной техники.

Серьёзные проблемы испытывали ВВС Украины и с кадрами.

Большинство лётчиков и обслуживающий персонал авиабаз угнетала низкая зарплата, царящая в ВСУ бумажная волокита, невозможность серьёзной модернизации старых советских самолётов, отсутствие программ обучения и переобучения, а также отсутствие каких-либо карьерных перспектив и постоянные конфликты с командованием, создающим невыносимые условия службы.

Всё это вылилось в регулярное швыряние рапортов на стол и массовый отток кадров. Только в период 2019–2020 гг. из украинских ВВС уволилось более 70 лётчиков, которые постарались устроиться на службу в другие силовые структуры или гражданский сектор, где зарплата была выше. Многие искали работу на Западе.

Как итог – согласно рейтингу американского портала We Are The Mighty, к началу 2022 года украинские военно-воздушные силы вошли в десятку худших ВВС стран мира из-за «предельно устаревшей техники и крайне слабо подготовленного летного состава».

Когда в августе 2021 года Украина помпезно отмечала 30-летие своей «независимости», над Киевом прошла шестерка боевых самолетов, оснащенных системами генерирования дымов цветов государственного флага. Техническая подготовка к этому «ответственному полету» велась почти полгода, но украинские ВВС сумели выставить только четыре соответствующим образом оборудованных истребителя МиГ-29. На выручку пришла Великобритания, которая предоставила Киеву недостающую пару истребителей «Еврофайтер Тайфун».
 

Состояние и численность украинских ВВС к началу СВО

Суммируя данные зарубежных и российских источников, можно определить примерную численность украинских люфтваффе на момент начала СВО.

Тяжёлые истребители Су-27 – 34 ед. (39-я и 831-я бригады).
Лёгкие истребители МиГ-29 – 37 ед. (40-я, 114-я и 204-я бригады).
Штурмовики Су-25 – 31 ед. (299-я бригада).
Бомбардировщики Су-24М – 14 ед. (7-я бригада, 1-я эскадрилья).
Разведчики Су-24МР – 9 ед. (7-я бригада, 2-я эскадрилья).
Учебно-боевые L-39 «Альбатрос» – 30 ед. (распределены по бригадам для поддержания лётных навыков пилотов).

Военно-транспортная авиация в количестве примерно 55 исправных единиц была сосредоточена в трёх бригадах:

15-я бригада транспортной авиации: Ан-24, Ан-26, Ан-30 и вертолёты Ми-8;
25-я бригада транспортной авиации: Ил-76 и Ан-26;
456-я бригада транспортной авиации: Ан-26 и вертолёты Ми-8.
 


Ан-26 ВВС Украины

Количество исправных вертолетов составляло не менее 132 единиц: 79 военно-транспортных Ми-8, 35 ударных Ми-24, 3 многоцелевых Ми-2 и 6 вертолётов зарубежного производства (11-я, 12-я, 16-я и 18-я бригады армейской авиации). Ещё 9 исправных вертолётов имели в своём распоряжении ВМС Украины: четыре Ка-27, один Ка-226 и четыре Ми-14.

Итого получаем на начало СВО 155 боевых и 55 военно-транспортных самолетов, а также 132 вертолёта. Цифры могут незначительно отличаться, так как часть этого авиапарка на момент начала полномасштабных боевых действий могла находиться в ремонте или модернизации.

В любом случае, эти цифры близки к данным русского Генштаба, который оценивал общую численность ВВС ВСУ в 152 единицы. Также стоит отметить, что, помимо действующих бортов, в базах хранения находились до 200 бомбардировщиков, разведчиков, штурмовиков и истребителей. После начала СВО 24 февраля 2022 года небольшую часть этого авиапарка украинцам удалось вернуть в строй, а остальное использовать в качестве доноров запчастей.

Во второй части статьи мы рассмотрим действия и потери украинской авиации после начала СВО.

Сергей Русов

Тэги: