Новости

Украинские националисты мечтают о реинтеграции Донбасса

В Верховной раде обсуждают два законопроекта администрации Порошенко по Донбассу. Известно, что к разработке законопроектов в качестве консультантов привлекались специалисты из США. Без иностранных подсказок украинские политики не в состоянии даже принять закон, регулирующий отношения Киева с регионами.

Главное новшество, о котором с задором сообщили украинские СМИ, - это признание России страной-агрессором. «Это нужно… чтобы были успешные дела в международных судах и наша дипломатия… не выдумывала чепуху, показывая, что это гибридная война. Это даст возможность для того, чтобы европейцы изменили тон… если это война, то, вероятно, и Европа должна по-другому относиться к РФ», - комментирует эксперт «майдана иностранных дел» Александр Хара.

Далее, радостно рассуждают украинские эксперты, остаётся назвать Россию оккупантом Донбасса и повесить  на неё поддержание инфраструктуры и жизнедеятельности мирного населения (снабжение теплом, светом, продовольствием, медикаментами, товарами первой необходимости, пенсиями, зарплатами и т. д.). Раньше Киев возмущали поставки гуманитарных грузов из России в ЛДНР, называли их «гуманитарной агрессией», а теперь Киев сам хочет, чтобы так было.

Но есть у законопроектов и критики. Бывший замглавы Донецкой военно-гражданской администрации Виктор Андрусив считает, что Украина прекращает активные действия по реинтеграции мятежных территорий и отношения с Донбассом пойдут по пути отношений с Крымом: украинцы будут просто ездить туда в гости.

Львовянин Андрусив, как поклонник ОУН-УПА, Шухевича и Бандеры, видать, большой специалист в деле мирной реинтеграции территорий. Ему далеко до понимания того, что реинтегрировать их приходится теперь потому, что Украина, ведомая националистической идеологией, была неспособна их интегрировать. После евромайдана Украина погрузилась в коричневую муть неонацизма, что сводит возможности мирного урегулирования проблемы практически к нулю.

Украинский политический аналитик Вадим Карасёв в эфире телеканала NewsOne косвенно признал противоречие идеологии украинской государственности идее мирного сосуществования населяющих её народов. Границы украинского государства шире, чем границы украинской нации, отсюда все проблемы, изрёк Карасёв.

«Тут возникает вопрос. Какой быть Украине? Будем ли мы союзом меньшинств, государством меньшинств – венгерских, румынских, греческих, российских - или мы будем государством-нацией?» - спрашивает он.

С самого начала самостийности Киев взялся строить государство-нацию. Это предполагало бескомпромиссную украинизацию всех нацменьшинств и превращение её представителей в политических украинцев. Государство-нация – враг этнического многообразия, оно считает его угрозой и всегда стремится к этнической уравниловке. Крымский татарин, азербайджанец, русский, молдаванин, грек если и получали украинский паспорт, юридически для Киева были украинцами.

Отпадала необходимость в поддержке этнического самосознания этих национальных групп, отсутствовали различия между этнонимом (названием народа) и политонимом (названием жителей по названию государства). Провозглашался курс на соборность Украины, все граждане объявлялись украинцами, призывы к федерализации расценивались чуть ли не как преступление. Брать пример с Российской Федерации, где есть россияне, а есть собственно русские, Украина не собиралась.

Факт несовпадения ареала расселения украинцев с границами Украины игнорировался потому, что признание неукраинского характера этих земель налагало бы на Украину обязательства по поддержке культуры и языка их жителей.

Иногда Киев снисходил до заигрывания с нацменьшинствами, надеясь использовать их в политических манипуляциях против России (крымские татары). Если же нацменьшинство русофобией не страдало, надежды на поблажки от Киева не было. Красноречивый пример – закарпатские русины, живущие под постоянным давлением СБУ.

Даже среди классиков украинского национализма не было единства во мнении, где заканчиваются естественные границы Украины. Кто-то считал её восточной границей Слобожанщину, кто-то – Кубань. Иные видели эту границу аж на Кавказе и даже Алтае!

Михаил Колодзинский, автор военной доктрины ОУН-УПА, писал, что украинский национализм не должен ограничиваться этническими украинскими территориями. Разве удивительно, что, как только Киев возвёл таких, как Колодзинский, в герои, в стране появились национальные проблемы?

Может, естественные границы Украины там, где есть украинский язык? Но украинским его назвали сравнительно недавно, до этого он был малороссийским наречием и частью общерусской культуры. Вкрапления украиноязычного населения есть в Воронежской и Курской областях и Краснодарском крае РФ, украинские националисты считают эти земли украинскими. Спросим: почему бы им тогда не признать территорию Украины от Харькова до Житомира русскими, раз уж там большинство говорит по-русски?

Попытки навязать русскоязычному Донбассу сдобренную национализмом украинскую идентичность спровоцировали раскол в обществе, вооружённое противостояние и дезинтеграцию «соборной» Украины. Найдя виновного в лице России, Киев отказывается учитывать собственные ошибки в державостроительстве, наступая в сотый раз на те же грабли. Тут никакая реинтеграция не поможет.

Владимир Дружинин

 

 

 

 

 

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.