Новости

Украинские националисты получили и «западный фронт»

Украинские националисты в своей борьбе с так называемым сепаратизмом, помимо традиционного «восточного фронта», обрели и «западный фронт». Фронтом постепенно становится то, что они считали своим «глубоким тылом». Мало-помалу тревожных сообщений оттуда становится всё больше и больше.

Вот, например, 4 февраля в окно здания областного офиса организации закарпатских венгров КМКС в Ужгороде неизвестный бросил бутылку с зажигательной смесью. «Сегодня, в 4.30 утра в полицию поступила информация о том, что произошло задымление в одном из офисов Ужгорода. К нам обратились работники ДСНС. На место выехала следственно-оперативная группа, которая на данный момент ещё там работает. Сейчас правовой квалификации случая нет, поскольку на данный момент собственно и устанавливается, что произошло на месте происшествия», — сказала пресс-секретарь ГУНП в Закарпатской области Татьяна Щёголева.

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

Своеобразно отреагировал на событие министр иностранных дел Украины Павел Климкин. Он, конечно, по долгу службы осудил поджог. Но осудил с оговорками, косвенно признавая определённую правоту за поджигателями. «Какими бы ни были эмоции, но коктейли Молотова этой ночью в здание Союза венгров в Ужгороде — это позорный путь. Осуждаю такие действия», — написал Климкин в своём Twitter.

Но, заметьте, глава украинского МИД публичной поддержки не получил. Наоборот. Ему напомнили о зверином облике галицийско-украинского национализма.

Среди откликов на страничке Климкина в Twitterе и такой: «А это ты не осуждаешь?» Зверства бандеровцев, как видим, никто не забыл и не простил.

И это сообщение одно в ряду многих других такого рода.

Если на востоке Украины украинские националисты считают своими врагами русских и русскоязычных граждан, если на юге к этим же категориям прибавляют ещё румын, молдаван и болгар, то на западе картина куда сложнее. Здесь врагами украинских националистов, потенциальными или даже состоявшимися сепаратистами в их глазах являются венгры, поляки, русины, лемки, не говоря уже о русских и тех трезвомыслящих украинцах, кто не разделяет пещерные идеи интегрального национализма галичанского разлива. И если боевых действий не ведётся, то ситуация всё равно накаляется. Причём накаляется именно по вине националистов. Всех, кто хоть на йоту имеет мышление, отличное от их убогого, националисты считают врагами. А аргументов в споре у них нет, поэтому прибегают к насилию. Вот и идут с запада Украины сплошным потоком сообщения о поджогах, обстрелах из гранатомёта, актах вандализма по отношению к памятникам, срывании флагов и памятных табличек и тому подобных актах, осуществляемых украинскими националистами против своих оппонентов.

«Западный фронт» вышел на передний план

В этой борьбе не отстают и националистические СМИ. Так, например, газета украинских националистов в США «Свобода» последние полгода событиям на «западном фронте» уделяет гораздо больше места, чем событиям на «восточном фронте».

Например, в последнем выпуске помещён большой материал, по сути обвиняющий в сепаратистских наклонностях Закарпатский облсовет и даже губернатора. Автор, националист из Ужгорода, исследовал перипетии в Закарпатье вокруг печально известного закона об образовании.

«Ещё в феврале (2017 года. — С.Б.) в областной госадминистрации состоялся круглый стол с национальными меньшинствами, — пишет «Свобода», — где звучала жёсткая критика законопроектов, в которых планировалось существенно расширить сферу функционирования государственного языка. Г. Москаль присоединился к хору критиков и впоследствии передал обращение нацменьшинств президенту Петру Порошенко. Областной руководитель однозначно встал на сторону венгерского меньшинства, чьи депутаты входят в провластную коалицию в областном совете... В сентябре Закарпатский областной совет призвал президента П. Порошенко не подписывать новый закон «Об образовании», потому что он «приведёт к нарушению конституционных прав и свобод граждан»... В октябре Г. Москаль встречался с министром иностранных дел Венгрии Петером Сиярто, и речь шла о новом законе об образовании. На фестивале «Берегфест» руководитель области провёл длительную беседу о жизни венгерского меньшинства с Оникой Левои, женой премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. (П. Сиярто и В. Орбан жёстко критиковали Украину за новый закон.) Г. Москаль публично критиковал Министерство образования Украины: «Неграмотный закон вполне прогнозируемо разбили в пух и прах на парламентской ассамблеи Совета Европы, а то, что вывод Венецианской комиссии будет таким же, если не жёстче, не вызывает никаких сомнений»... Одним словом, весь 2017 год Закарпатье отстояло на «венгерском» фронте. Ведь не только Г. Москаль, но и Будапешт не скупился на категорические комментарии, которые резонировали по всей Украине. Такое необычное единение в критике официального Киева руководителя Закарпатской областной администрации с политиками соседних государств вызвало немалое удивление украинского политикума и даже зазвучали требования об отставке председателя областной госадминистрации». Более того, американская газета спрашивает: «Мол, а на какое государство работает Г. Москаль?»

Вот так украинские националисты США заподозрили в сепаратизме губернатора Закарпатья Геннадия Москаля, которому они рукоплескали, когда он притеснял жителей Донбасса, будучи губернатором на Луганщине. А вот то, что украинские националисты сами спровоцировали обострение ситуации своим безумным законом об образовании, им и в голову не приходит.

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

Бандеровская «трахомахия»

Забавно, что в начале статьи автор даже хвалит Москаля за то, что он переименовал улицы в Мукачево в честь фашистских пособников.

«Почти целый год, — пишет «Свобода», — продолжалась «жабомышодракивка» по поводу предоставления двум мукачевским улицам имён Степана Бандеры и Романа Шухевича. Это инициировал Г. Москаль, но не соглашалась местная власть. Последняя решила бывшие улицы коммунистов Ярослава Галана и Ивана Туряницы назвать именами Любомира Гузара и Андрея Шептицкого. Дело оказалось принципиальным для обеих сторон и даже дошло до суда. В конце концов судебным решением Бандера и Шухевич в Мукачево победили земляков-священников, однако остается вопрос: надолго ли?»

Много знакового в этом отрывке. Прежде всего, обращает на себя внимание абсолютное пренебрежение правами местного самоуправления, когда даже наименование улицам присваивает не избранная на местах власть, избранная самими жителями, которым и жить на этих улицах, а вместо этого улицы называет назначенный из Киева чиновник. Это вдвойне символично, что все годы независимости теоретики украинских националистов одним из существенных отличий Украины от России называли то, что на Украине, мол, было введено магдебургское право, а в России, мол, его не было.

Магдебургское право с XIII века определило принципы городского самоуправления. На этом до сих пор зиждется законодательство стран ЕС. И вот украинские националисты, зная, что жители многих городов и сёл не хотят переименовывать улицы, где они живут десятилетиями, а тем более не хотят жить на улицах, названных именами палачей, отменили магдебургское право.

Зная, что нормальные люди не будут добровольно переименовывать свои улицы, им запретили даже такую малость, как определять, на какой улице жить. Теперь это делает чиновник, назначенный из Киева. Причём Европа заметила нарушение магдебургского права, но отреагировала очень вяло, решением Венецианской комиссии намекнули, что это не соответствует требованиям европейского законодательства. На том и ограничились. У себя в Европе дыбом бы встали, если бы кто-то задумал отменять магдебургское право. Но так как Украина сделала это в рамках так называемых законов о декоммунизации, то Европа просто закрыла глаза на вопиющее нарушение фундаментальных принципов местного самоуправления.

Второе, на что обращаешь внимание, это на «жабомышодракивку», на закарпатскую батрахомиомахию — войну мышей и лягушек. Именно войной мышей и лягушек выглядит спор о том, называть ли улицы именами прямых пособников Гитлера, Бандеры и Шухевича или косвенного пособника — Шептицкого.

И самое главное, что украинские националисты, видимо, понимают, что переименование это ненадолго. На многих переименованных улицах даже таблички не меняют, многие горсоветы переименованных городов называются по старому, так как для переименования горсовета нужно отдельное голосование, которое депутаты переименованного из Киева города устраивать не хотят. А ведь именно законами о героизации Бандеры и Шухевича националисты, так же как и законом об образовании, по сути, открыли против себя «западный фронт». Не стала бы та же Польша принимать жёсткие законы о запрете бандеровской идеологии, если бы эта идеология так яростно не насаждалась на Украине пробандеровскими фанатиками.

В Раде назвали беспрецедентным оскорблением "бандеровский" закон, принятый в Польше, пикеты активистов прошли у посольства Польши в Киеве и генконсульства во Львове. Председатель комитета по иностранным делам Верховной рады Анна Гопко договорилась даже до того, что заявила, что Польша переходит "красную черту" в добрососедских отношениях с Украиной и "скатывается к диктату".

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

О «неправильной Лемковщине» в США

В предыдущем номере «Свободы» тоже есть материалы с «западного фронта». Одна из статей также антивенгерская, правда, посвящена истории, описывает, «мадьярскую оккупацию» Карпатской Украины в 1939 году, когда «два... взвода сечевиков на Красном поле вступили в неравный бой с наступающей мадьярской армией и почти все полегли героической смертью, или попали в плен и были на месте расстреляны».

Другая статья – антипольская, также посвящена историческим событиям — операции «Висла», акции 1947 года по выселению непольского населения из юго-восточных регионов Польши на северные и западные территории, ранее входившие в состав Германии. Но в этой статье интересно другое. Написана она Марком Гованским из Нью-Джерси, именующим себя председателем краевой управы организации обороны Лемковщины в Америке. И из этого материала мы узнаём, что есть «правильные» лемки, к которым автор причисляет себя и которые поддерживают украинских националистов. И, по мнению украинских националистов, есть, оказывается, «неправильные» лемки, которые имеют русофильскую позицию и причисляют себя к русинам.

Цитата. «Менее обсуждаемым аспектом акции «Висла» является проблема идентичности среди украинцев на территории Закерзонья. Нужно осознать, что в 1940-х годах украинское националистическое движение было ещё молодым в Закерзонье и люди идентифицировали себя как русины, а не украинцы. Фактически есть отдельные лемки в Европе и в Северной Америке, голоса которых антиукраинские и довольно активные. Некоторые из них имеют русофильские корни, а другие присоединились к «изобретенному» карпато-русинскому движению. Оба течения имеют ту же антиукраинскую риторику, которую польские коммунисты использовали во время акции “Висла”». Видимо, надо понимать, что под словами «имеют ту же антиукраинскую риторику» осуждают Волынскую резню.

К этому надо добавить, что та же «Свобода» во многих своих номерах воюет с закарпатскими русинами не меньше, чем с ненавистными «москалями».

* * *

Украинские националисты своей недальновидной политикой ненависти, своей попыткой построить моноэтническое украинское государство обострили ситуацию не только на востоке и юге Украины, но и на западе. Именно с «западного фронта» приходит в последнее время всё больше и больше тревожных для украинских националистов сигналов.

* * *

5 февраля Венгрия официально заявила о необходимости направить миссию ОБСЕ в Закарпатье после того, как в окно здания областного офиса организации закарпатских венгров в Ужгороде бросили коктейль Молотова. В МИД Венгрии выразили мнение, что «эти события подтверждают легитимность венгерской инициативы, согласно которой наблюдатели ОБСЕ на Украине должны присутствовать не только в восточной части страны, но и в ее западной половине».

Фото: odnarodyna.org

Сергей Бондаренко