Новости

«Украинский вопрос»: решения нет?

Почему с одними воссоединяются, а с другими – не спешат.

Почему Крым в России, а мы – нет?! – восьмой год кряду интересуются не только в воюющем Донбассе, но и в Харькове, Запорожье и Одессе. Ответ, в общем-то, на поверхности: когда Крым в начале и середине девяностых годов на свои кровные, не побираясь в Москве, воплотил в реальность первую «Русскую весну» и привёл к власти пророссийского президента автономии Юрия Мешкова, где были и о чём помышляли русскоязычные структуры других украинских регионов? О том, как бы перехватить у Москвы деньжат?

Вот и итог – проиграв первую «Русскую весну», Крым сумел мобилизоваться настолько, что ко второй попытке оказался полностью готов и собран. Обратите внимание, кто возглавил процесс воссоединения в 2014-м. Чуравшийся политики, как таковой, и никогда не проявлявший себя в качестве радетеля за русских (или даже русский язык) застройщик Константинов. Тележурналист Иоффе, в девяностые агитировавший за Украину, лишь, пожалуй, чуть менее остервенело, чем одиозная (а сегодня всеми забытая) Татьяна Коробова. Тем не менее, даже они смогли сделать единственно верный шаг. Ибо контекст, созданный в девяностых, не оставлял им других возможностей.

Донбассу же пришлось сполна расплатиться за соглашательскую политику, которую проводил покойный Александр Базилюк. Тот успевал и у Москвы денег перехватить, и договориться с Киевом. Что называется, и нашим, и вашим. И уже к середине нулевых Базилюка не воспринимали в качестве реального пророссийского лидера, причём ни на Украине, ни в Москве. Не было настоящих (хочется употребить слово «непродажных», ну да ладно) лидеров и в других украинских регионах. Итог – Крым в России. Донбасс – на подступах. А остальным, похоже, «не светит»?

Вот свежая иллюстрация. Два «пророссийских» лидера, Анатолий Шарий и Андрей Портнов, сцепились, не поделив электорат. У украинских политиков это – расхожее место, ведь, как гласит поговорка, где два украинца, там три гетмана. Но это не весь сюжет. Заступаться за Портнова «мобилизовалась» бывший министр юстиции Елена Лукаш – политик с безупречной репутацией и, как казалось до последнего времени, с большим политическим будущим. То есть, Шарий с Портновым даже не смогли по-мужски, без привлечения женщины, договориться между собой. Передрались, образно говоря, не поделив власть, которая, к слову, пока даже не в их руках, а в руках их оппонентов. Ну и как, можно на таких опереться? Стоит таким доверять? Москва внимательно наблюдает за этим сюжетом, и надо ли говорить, что там об этом думают?! Между тем, во дни тревог и свершений Шарию и Портнову, возможно, уготована роль Иоффе и Константинова. Справятся они с этой ролью? Вопрос, очевидно, непраздный.

А пока процитируем киевского юриста Татьяну Монтян, может быть, слишком острую на язык, но предельно точную в своих нелицеприятных оценках: «Храбрый, храбрый Портняжка! Зачётно прикрылся безнадёжно влюблённой в него бабой». Ну и как, можно варить кашу с такими «пророссийскими политиками»? Вот вам, пожалуй, и ответ, почему с одними воссоединяются, а с другими – не спешат.

Александр Артищенко