Новости

Украинско-грузинский брандер

Похоже, в Черном море готовится очередная провокация против России.

Украина испытала новые крылатые ракеты. По сообщению «Укроборонпрома», стрельба велась с полигона «Алибей» в Одесской области. Были уничтожены две цели в Черном море на расстоянии в 80 и 150 км. Но, по заявлению властей, максимальная дальность стрельбы изделия «Нептун» (так «по-древнеукраински» назвали ракету) до 280 км, а вес боеголовки может достигать полтораста кг.

Данные явно преувеличены, но не это важно. Пропагандистский спектакль с очередным «супероружием» «нэзалэжной» затевался исключительно ради того, чтобы испугать «москалей», а то и спровоцировать на ответные действия. Еще год тому назад наши добрые украинские соседи заявляли, что эти ракеты, якобы находившиеся тогда в стадии разработки, будут способны за несколько минут уничтожить Крымский мост. Однако, по мнению российских экспертов, «новые украинские ракеты» — это давно снятые с вооружения советские изделия 1980-х гг., нападение которых может быть отражено современными средствами ПВО РФ.

В Госдуме РФ также отметили, что конструкция моста «неуязвима для внешнего воздействия». Но кто знает, что под майданными кастрюлями «варится» в головах у бывших «братьев по разуму»? На них так подействовали две революции, два госпереворота и многократные попытки стать «европейцами», что вот возьмут да и ударят по мосту. Поэтому при всей нашей любви к украинцам приходится напоминать им, что нападением на Крымский мост они создают для нас casus belli, дающий нам право предпринять решительные ответные меры. Президент РФ Владимир Путин в послании к Федеральному Собранию прошлого года предупреждал, что в подобных ситуациях удар будет наноситься по тем местам, откуда стартовали ракеты и где принимались эти решения. Забыли? А зря.

Черное море (и Азовское) — это территория, где происходит непосредственное соприкосновение вооруженных сил Украины и России, точнее — их флотов. И где первый выстрел (ракетный пуск) может стать началом если и не большой войны, то столкновением регионального масштаба с участием причерноморских стран НАТО.

Понимая, что слаба, Украина предлагает альянсу разработать совместную стратегию сдерживания России в Черноморском регионе, заявил 7 мая вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Вадим Пристайко. Противостоять России предполагается в информационном, экономическом, правовом и военном планах. Особо этот ставленник президента Зеленского отметил, что Киев хотел бы видеть большее присутствие морских сил НАТО и США в Черном море.

Судя по заявлению главы академии политических наук Украины Николая Михальченко, скоро порты Одессы, Мариуполя и Николаева примут десятки боевых кораблей альянса и обеспечат Киеву силовое прикрытие блокады Крыма с последующей передачей ему полуострова. Очередную победу над Москвой власти «нэзалэжной» связывают с каналом «Стамбул», который Турция намерена прорыть параллельно проливам Босфор и Дарданеллы. На канал не будут распространяться требования конвенции Монтрё, которая существенно ограничивает нахождение в акватории кораблей стран, не имеющих выхода к Черному морю. Как только турецкий проект будет реализован, так сразу флот НАТО в полном своем составе прибудет на помощь Украине.

Есть такая хорошая украинская пословица: «Дурень думкою радiе» («Дурак тешит себя мыслью»). И можно было бы ничего более не говорить об украинских «стратегах», если бы они ограничивались только фантазиями на тему своей совместной с НАТО военной мощи. Но есть и конкретные дела Киева. Несмотря на угрозу распространения коронавируса, многонациональные учения Sea Breeze-2020 все-таки пройдут летом на Украине хотя и исключительно в морской фазе (без тренировок на суше). Основное внимание будет уделено отработке операций с участием сил противолодочной (а тут и «Нептун» подоспел), противоракетной, противовоздушной обороны и авиации. Ожидается, что на маневры прибудут корабли около десяти стран, в том числе впервые Японии и Южной Кореи. Но главной особенностью учений станет участие в них кораблей постоянной группы НАТО.

В нынешнем году Киевом вообще запланирован ряд совместных учений в Черном море. Это, например, украинско-американские учения Rapid Trident-2020, украинско-молдавские маневры «Юг-2020», украинско-румынские учения Riverain-2020 и украинско-британские Warrior Watcher-2020.

Ситуативных союзников Киева и его покровителей даже не смущает то обстоятельство, что Украина практически не имеет военно-морского флота. В ее распоряжении есть фрегат «Гетман Сагайдачный» (бывших советский сторожевик, построенный 50 лет тому назад), четыре бронекатера «Гюрза», два из которых базируются в Одессе, а два еще в сентябре 2018 г. были по суше переброшены в Бердянск для действий на Азовском море. И гордость ВМСУ — два списанных и «подаренных» США (приобретенных за счет Украины) сторожевых катера береговой охраны постройки 1988 г. Прочая военно-морская техника и вооружение такого же уровня. А ведь Украине после раздела ЧФ СССР были переданы 43 боевых корабля, 132 судна и катера, 12 самолетов, 30 вертолетов, 227 береговых объектов, значительное количество техники, вооружения, боеприпасов и иного имущества. И куда делось все это добро? Да туда же, куда проваливаются все пожертвования и кредиты МВФ, международных банков, других структур и западных стран. О каких «совместных» учениях Украины может идти речь вообще? И какой тогда смысл во всех этих морских маневрах флотов НАТО с сухопутной страной?

Прежде всего и только для того, чтобы под завесой подготовки к «защите Украины от агрессии России» пытаться каждый раз устроить антироссийскую провокацию, на что натовские деятели великие мастера еще с советских времен. Украине в этих опасных игрищах отводится роль, извините, шавки, задача которой дразнить Москву и раздувать русофобскую истерию. Даже известный киевский эксперт Алексей Арестович признает, что Россия способна уничтожить весь военный флот НАТО в акватории Черного моря.

Вместе с тем этот пан, не замеченный в русофильских настроениях, неоднократно обращался с призывами к альянсу, требуя защиты от Москвы и усиления ВМС Украины, естественно, за счет Брюсселя и Вашингтона. Кстати, еще раз о НАТО.

Недавно бывший спецуполномоченный Госдепа США по Украине Курт Волкер опубликовал в National Interest статью, в которой призвал срочно предоставить членство в НАТО Грузии и Украине. Неспроста это, неспроста…

Вот ведь «Газета Польска» разродилась торжественным сообщением о том, что Североатлантический альянс, наконец-то, отреагировал на российскую экспансию в Черном море и взял курс на наращивание своего присутствия в регионе. По официальной версии, для того, чтобы обеспечить безопасный проход украинских кораблей через Керченский пролив. В Москве на эти сообщения отреагировали жестко. Совет Федерации РФ принял заявление, в котором сказано: «Прохождение украинских кораблей через Керченский пролив — это не вопрос соотношения сил или присутствия НАТО в Черноморском регионе, а исключительно проблема соблюдения украинской стороной установленных процедур, которые ей хорошо известны и успешно использовались ею до ноября 2018 года. Попытки Украины действовать в обход этих процедур несут в себе риски возникновения военного конфликта между Украиной и Российской Федерацией, в который может быть вовлечен и альянс».

Замечу, что у России достаточно сил и средств для обеспечения безопасности Крыма и Кавказа. Только в Крыму сейчас дислоцируется более 100 единиц ПВО, в том числе новейшие комплексы БУК-М3 и современные системы С-400 «Триумф» и «Панцирь С-1». Береговая оборона полуострова усилена ракетными комплексами «Бастион», которые поражают цели сверхзвуковой ракетой «Оникс», а вскоре будут и гиперзвуковым «Цирконом», чего уже сейчас боятся натовские адмиралы. «Россия располагает значительными силами, чтобы в считаные секунды уничтожить украинские бронекатера, — говорит военный историк Дмитрий Болтенков. — Даже огневой мощи сторожевых кораблей и катеров береговой охраны ФСБ хватит за глаза. Не говоря, уже о ВМФ России. Военные располагают в Крыму мощной авиационной и морской группировкой».

Но ведь украинцы не унимаются. После т.н. Керченского инцидента Верховная рада приняла закон о расширении зоны контроля Украины в Черном море c 12 до 24 морских миль. Новый закон разрешает украинским пограничникам в случае инцидентов на море стрелять без предупреждения.

«Депутаты послали сигнал Кремлю, что Украина намерена использовать Черное и Азовское моря по своему усмотрению. По этой же причине перед голосованием Украина провела испытания противокорабельных ракет. Но даст ли это результат — неизвестно. Похоже, что российское руководство не верит в готовность украинских военных атаковать российские суда», — отметил представитель украинского оборонного ведомства.

По словам российских экспертов, вслед за провокацией в Керченском проливе Украина нацелена на дальнейшее обострение отношений с Россией, в первую очередь, при поддержке США. Документ раскритиковала официальный представитель МИД России Мария Захарова, поскольку его положения не применимы к Азовскому морю. Его правовой статус регламентируется российско-украинским Договором о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 2003 г. Соглашение является бессрочным и не предполагает одностороннего выхода, поэтому Азовское море считается внутренними водами как России, так и Украины, и выделение в нем «украинской» зоны противоречит международному законодательству. Как заявил директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко, новый украинский закон повышает вероятность боестолкновений в акваториях Черного и Азовского морей. «Любая провокация делает еще более возможным непосредственный огневой контакт», — подчеркнул Бондаренко.

Напомним, 25 ноября 2018 г. российские пограничники задержали в районе Керченского пролива два малых бронированных артиллерийских катера «Бердянск» и «Никополь» и рейдовый буксир «Яны Капу» ВМС Украины. Находившихся на борту кораблей 24 военнослужащих ВМС Украины и двух сотрудников СБУ обвинили в незаконном пересечении границы РФ. Они были арестованы и находились под стражей до обмена между Москвой и Киевом в сентябре 2019 г. В ноябре того же года Россия передала Украине задержанные корабли. Это был жест доброй воли, но Украина оценила его как слабость Москвы, и Киев намерен добиться в международных судах признания вины Москвы в инциденте, а также выплаты немалой компенсации. С учетом того, что все международные судебные инстанции принимают решения в пользу «жертвы российской агрессии» — Украины, можно предположить, что и этот случай не станет исключением. Заплатить Украине за нелюбовь к России — это вроде того, как «Газпром – Медиа Холдинг» финансирует радио «Эхо Москвы». Так что опять молча утремся и пойдем обниматься с «братьями»…

Европарламент давно принял резолюцию, осуждающую «чрезмерные действия России» в Азовском море. По мнению депутатов, Москва препятствует движению украинских судов и провоцирует открытый вооруженный конфликт. В ЕП считают, что в Азовском море в любой момент якобы может начаться открытый конфликт. Предпосылки к этому создает «милитаризация» Азовского и Черного морей, естественно, Россией. По словам директора Центра анализа стратегий и технологий, издателя журнала «Экспорт вооружений» Руслана Пухова, «украинским деятелям хотелось бы привлечь к новой, готовящейся ими провокации, кого-нибудь из представителей стран НАТО. Только НАТО – это в первую очередь, США. Без голоса США ничего в альянсе делаться не может». И США, как обычно, не заставили себя долго ждать.

29 мая два сверхзвуковых стратегических B-1B вылетели с базы Эллсуорт в штате Южная Дакота (США), пересекли Атлантический океан, после чего пролетели над территорией Польши, затем — Украины и акваторией Черного моря. Их сопровождали (охраняли) украинские истребители Су-27 и МиГ-29, а над морем встречали турецкие самолеты-заправщики КС-135.

В прошлом году примерно этим же маршрутом летали В-52 Stratofortress. И тоже отрабатывали ракетную атаку по Крыму, который, заметим, Украина считает своей территорией. Американская дальняя авиация явно чувствует себя в воздушном пространстве Украины как дома.

Правда, угроза от таких маневров не слишком велика, но они влекут за собой рост напряженности и могут спровоцировать конфликт. К этому надо добавить реконструкцию вроде бы для нужд ВСУ военной базы в Очакове, но почему-то силами 133-го строительного батальона ВМС США. Американцы будут строить еще две военные базы по стандартам НАТО — в Северодонецке (Луганская область) и в Мариуполе (Донецкая область) и «бригадный городок» (а что это?) на Широком лане (полигон). Очевидно, Украина становится площадкой для развертывания американских наступательных вооружений. И, опираясь на поддержку Вашингтона, идет на дальнейшее обострение отношений с Москвой.

На днях в Киеве решили, наконец, «навести порядок» в Черном море и привлечь к этой задаче Грузию. Бывший первый замруководителя Госгидрографии Богдан Устименко предлагает подвергнуть Россию процедуре консилиации, чтобы начать переговоры о российско-украинских морских границах. Проще говоря, Киев и Тбилиси решили сдвинуть границы России. Но к Черному морю имеют выход еще Румыния, Болгария и Абхазия. Почему украинцы решили обратиться именно к Грузии?

Юрист-международник, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Института государственной службы и управления РАНХиГС Кира Сазонова считает, что поскольку у Украины и Грузии сейчас не самые хорошие в политическом плане отношения с Россией, то тут логика проста: «Враг моего врага — мой друг». Вместе с тем, как говорит Сазонова, «общий правовой режим Черного моря еще находится в статусе формирования. Мы не можем делимитировать границы между Россией и Украиной и не посмотреть на все страны, имеющие выход к Черному морю, в том числе Турцию. Вопрос сложнее, чем кажется на первый взгляд: надо всех обойти, выяснить позицию и найти компромисс. А его найти будет нелегко, потому что у каждого свое видение. Та же Грузия не считает, что Крым входит в состав РФ, поэтому будет по-другому отсчитывать границы». В общем, создается еще одна линия долговременной конфронтации с Россией.

Смелости Киеву, безусловно, придает и «помощь» со стороны НАТО. В начале апреля на заседании министров иностранных дел стран альянса было принято решение о новых мерах поддержки Грузии и Украины в контексте безопасности на Черном море. Речь идет о большей вовлеченности Грузии и Украины в учения НАТО, углублении сотрудничества в борьбе с гибридными угрозами, включении в региональную программу обмена данными воздушного пространства. При этом не может не вызвать иронии тот факт, что Грузия является единственной страной Черноморского бассейна, не имеющей ВМС. В ходе пятидневной войны с Россией в 2008 г. было уничтожено 11 грузинских кораблей, а 15 скоростных катеров «Sea Doo» и десантных пластиково-надувных катеров «Black Shark» захвачены российскими войсками в качестве трофеев в порту Поти.

Тбилиси, как и Киев, тоже желает теперь получить денежную компенсацию от России за свои агрессивные действия. И когда сегодня приходится слышать с высоких трибун и от СМИ России, что украинцы — это «братский народ», а простые грузины настроены по отношению к русским дружелюбно, мне хочется сказать: пора, наконец, избавляться от иллюзий. Что киевские, что тбилисские власти были избраны народами, и именно народы несут ответственность за свой выбор. Ярчайший пример тому — немцы, которые каются за фашизм и признают свою вину за развязывание Второй мировой войны. И нам надо признать Украину и Грузию враждебными странами, как они давно признали Россию, и решительно отмежеваться от них. Только такое признание позволит проводить в отношении их реальную политику (Realpolitik), без сантиментов, поцелуев и прочего антуража образцово-показательного «братства» былых времен. Иначе будем нести потери — экономические, финансовые, политические. И ведь несем. В ущерб народу российскому. Во имя чего? Неужели в России тоже, как и в Европе, «забыли», что умиротворение агрессора ведет к войне? Чего ж тогда «на зеркало пенять»?

По оценке многих экспертов и аналитических центров высокого уровня, с 2015 г. в мире насчитывается пять регионов, где может разразиться масштабный вооруженный конфликт, сопоставимый с Третьей мировой войной. В числе их называется и Украина.

С моей точки зрения, сегодняшние Украину и Грузию можно сравнить с эдаким антироссийским брандером. Это судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами. Его направляли на вражеские корабли, взрывали и, таким образом, поджигали неприятельский флот. Для подобных целей использовали негодные, старые суда. Было это в эпоху парусников, но, как видим, идеи ракушками не обрастают. Свидетельством чему и украинский эксперимент с крылатыми ракетами «Нептун» — бывшими советскими, только в «нэзалэжной» упаковке.

Валерий Панов