Новости

Украинское радио – рассадник ненависти

Один мой друг – антифашист, ученый, интеллектуал – часто цитирует в «Фейсбуке» программы Украинского радио, насыщенные оголтелым бандеровским враньем.

Вначале я в шутку говорил ему, что это своеобразный «моральный мазохизм». Но позднее понял, что, во-первых, приятель слушает эту галиматью не совсем по своей воле – у него на работе, в госучреждении, постоянно включают настенный «брехунец»; а во-вторых, по программам данного медиаресурса вполне можно составить картину деградации нынешнего украинского государства и СМИ.

Бросим беглый взгляд на программу вещания:

– «Угрожает ли Украине реванш в гуманитарной сфере: мова, свидомость и историческая память», гость – Владимир Вятрович;

– «Украина под оккупацией. Антропология (! – Ред.) Донбасса»;

– «Современные условия развития ПЦУ»;

– «Зеленский требует от Путина распустить боевиков?»;

– «Про мужество защитников Луганского аэропорта», «О побратимах «Азова», «Про первый штурм Иловайска» (гости этих программ с общим названием «Герои» – участники войны с Донбассом;

– «Какой вид могли бы иметь в социальных сетях профили Бандеры, Петлюры и Мазепы?»;

– «Журналисты в оккупации»;

– «Блогерство в социальных сетях. Украинский блогер Дорж Бату, который живёт в Коннектикуте, работает в NASA»;

– «Как работать с устной историей Майдана?»…

Впрочем, Украинское радио с давних пор было одним из главных инструментов для засорения коллективного сознания.

Ныне Украинское радио – это объединение якобы общественных радиостанций, входящих в состав Национальной общественной телерадиокомпании Украины (НОТУ). Почему якобы? Да потому, что существует НОТУ в основном за счёт госбюджета, управляется Госкомтелерадио и зависимо от него и от центральной власти, то есть никакой по-настоящему общественной составляющей в его деятельности нет. Есть название, которое вводит в заблуждение эту самую общественность.

В эфир УР выходит на трёх внутренних частотах: Первом канале Украинского радио (информация и аналитика), Радио «Проминь» (музыка и развлечения) и Радио «Культура», а также на международном Radio Ukraine International (бывшая «Всемирная служба УР). Украинскому радио принадлежат Дом звукозаписи и Дом радио в столице, в своём составе оно имеет пять творческих коллективов – два оркестра, два хора и трио бандуристок.

До создания НОТУ в 2017 году УР было отдельным юридическим лицом – Национальной радиокомпанией Украины, которая даже имела автономное членство в  EBU – Европейском вещательном союзе. Попутно заметим, что уровень контента УР никак не дотягивал до европейских медиастандартов, однако, видимо, политическая составляющая для EBU оказалась куда весомее крайне низкого качества украинских программ, не говоря уже о пресловутых стандартах журналистики, которыми на УР и не пахло.

Условно датой создания Украинского радио можно считать 16 ноября 1924 года. Тогда Народный комиссариат почт и телеграфов (НКПТ) СССР организовал на длинных волнах в УССР трансляцию Всесоюзного радио, а аналогичный украинский наркомат запустил радиостанцию «Украинское радио». Вначале на одной частоте с московским, а позже – на специально выделенной волне. Первая радиопередача звучала из Харькова, первой столицы УССР, в Киев УР перебралось в 1934 году.

В 1933 году, УР превратилось в Радиокомитет УССР, а в 1953  – в Главное радиоуправление при Министерстве культуры советской Украины. Тогда же в унисон с Радиоуправлением Советского Союза радио УССР приступило к ретрансляции 1 программы Центрального телевидения, запустив на той же частоте передачи новорождённого Украинского ТВ.

Спустя несколько лет произошла новая пертурбация, и украинское Радиоуправление получило название «Государственный комитет УССР по телевидению и радиовещанию».

Впрочем, независимая Украина не признаёт себя преемницей УССР, поэтому советская история Украинского радио в нынешний период согласно закону о «декоммунизации» считается запрещённой пропагандой «тоталитарного режима». Хотя УР, не имея другой убедительной истории за плечами, на своём сайте рассказывает советскую в том числе и то, как в годы Великой Отечественной (её вещатели именуют Второй мировой) радио переезжало снова в Харьков, затем – в Сталинград и Саратов и оттуда вело передачи на украинском языке! И ничто при этом деятелям УР не жмёт, когда они приглашают сегодня в эфир Вятровича и с его участием вешают народу лапшу на уши и про «Вторую мировую», и про «тоталитарный режим», якобы гнобивший «мову».

В 1991 году Гостелерадио УССР стало Государственной телерадиокомпаней Украины, а с 1995-го оно разделилось на Национальную телекомпанию и Национальную радиокомпанию (соответственно НТКУ и НРКУ). Управлял ими и распределял для них бюджетные деньги отдельно сформированный комитет Гостелерадио.

Главную частоту Всесоюзного радио получило УР-1. На частоте радио «Маяк» стали вещать УР-2 и «Проминь».  Затем, после запуска УР-3 «Культура» в 2003 году, вещание «Маяка» прекратили, а на частоте, где УР выходила в советское время, появились программы областных ТРК и… сектантского радио «Эммануил». Добавим также, что позднее НРКУ стала транслировать программы радио «Ватикан» – в стране, где большинство аудитории относится к православному вероисповеданию.

Что касается качества программ Украинского радио, оно никогда не поднималось выше местечкового уровня.

В девяностых и начале нулевых республиканское УР в Киеве имело неприглядный вид. Несколько больших старинных  зданий, по периметру соединённых друг с другом переходами, занимали территорию с внутренним двором между двумя улицами – Крещатиком и Гринченко. Студии, кабинеты, коридоры – грязные, давно не знавшие ремонта. Работников немного. Техника древняя. Всемирная Служба, которая в советские годы занималась активной пропагандой на зарубежье, теперь походила на какую-то районную захудалую студийку.

Это сейчас она изображает из себя международный крутой канал, хотя по сути стала фабрикой пропагандистских «уток» с русофобским и националистическим  уклоном в нацизм наполнением. 

Осознав, какую пользу в деле выполнения задач заокеанских хозяев может оказать УР, правители незалежной принялись вкладывать в него бюджетные средства. По уровню финансирования Национальная радиокомпания Украины в 2000-е -2010-е была на втором месте после НТКУ. Имея на балансе здания, Нацрадио «приютило» у себя и областную телекомпанию, и даже само Гостелерадио, которое было изгнано из здания по улице Прорезной после «оранжевого» Майдана.

Главные герои большинства радиопрограмм УР – носители «свидомой идеи», которые вместе с ведущими вдалбливают слушателям небылицы и россказни о «российской агрессии», о «великой истории Украины», начиная с дохристианских времен, о «культурных шедеврах» никому не известных промайданных «творцов» и прочую дребедень. Часто приглашаются пещерные националисты вроде Фарион. Русский язык на УР пытаются запретить в любом формате.

Например, на один из эфиров позвонил некий свидомый патриот и стал предъявлять претензии: почему, мол, некоторые радиослушатели, звонящие в студию, «позволяют себе» говорить на русском языке? Ведущая принялась оправдываться: «Мы в студии говорим на украинском языке, а если кто-то из радиослушателей звонит и начинает говорить по-русски, то что мы можем сделать?»

После чего национал-сознательный абонент дал ей совет не разрешать звучать русской речи в эфирах и сообщать о таких прецедентах в СБУ.

Журналистка УР почтительно его выслушала и выразила благодарность за рекомендации.

Мой приятель совсем недавно услыхал любопытную статистику. Оказывается, на сегодня в домах жителей Украины осталось 350 тысяч радиоточек (речь идёт о проводном вещании). В 1991 же году их количество составляло 26 млн. Несколько лет назад опять же само УР озвучило цифру 1,8 млн. И вот – 350 тысяч! Причём это количество продолжает сокращаться примерно на 10 тысяч каждый месяц.

Вот как он прокомментировал эту новость: «Лично меня такая динамика радует. Просто потому, что я хорошо знаю, какой ложью и ненавистью пичкает своих радиослушателей Укрорадио».

Но особо радоваться не стоит. Количество «брехунцов» неумолимо сокращается в проводном сегменте, но стремительно растёт в сегменте украинских FM-радиостанций. Только 10 октября «Общественное радио» получило 87 частот! «Общественное радио должно быть легко доступным всем слушателям!» – заявил по этому поводу глава правления НОТУ Зураб Аласания. Но количество частот в FM-диапазоне совершенно не означает качества: рейтинги «Независимой ассоциации телерадиовещателей» свидетельствуют о том, что ни одна из радиостанций УР не присутствует в топ-списках недельного охвата аудитории FM-станциями. И это несмотря на огромные бюджетные вливания и широкие возможности пачками получать частоты.

Георгий Бородин