Новости

Укрспирт – с молотка. Проблемы распродажи госмонополии

После объявления о демонополизации спиртовой отрасли власти поспешили оценить полученную прибыль от продажи активов «Укрспирта» в диапазоне от 5 до 7 млрд. грн. Хотя более точные цифры могут быть названы только после 1 декабря 2019 года, когда завершатся проводимые сейчас аудит и инвентаризация мощностей компании. Споры все же вызывает не сумма, которую получит казна после снятия с баланса активов, и даже не сам факт передачи стратегического производства в частные руки.

Основным вопросом в сложной, по выражению министра экономики Тимофея Милованова, «почти как рынок земли» проблеме разгосударствления спиртовой отрасли стала очередность процедуры: открывать рынок после либо до продажи государственных предприятий-монополистов. Первый вариант предусматривает «доведение» нынешних заводов до пригодного к рыночной конкуренции состояния путем вливания частных инвестиций. В противном случае получившим лицензию на производство спирта водочным компаниям будет проще вложиться в постройку нового завода, что для оставшихся не у дел госпредприятий завершится банкротством.

Сторонники одновременной с приватизацией «Укрспирта» выдачи лицензий всем участникам новосозданного рынка опасаются появления на базе бывшего государственного актива той же «серой» производственной цепочки, что и сейчас, но уже из частных компаний, деятельность которых будет сложнее отследить. Таким образом теряется смысл затеянной реформы, главным образом состоящий в ликвидации «теневого» оборота спирта. Он, по оценкам компании Pro-consulting сегодня составляет 70%. Описанную модель приватизации, помимо проводящих реформу чиновников Минэкономики, поддерживает часть бизнеса, в частности, Американская торговая палата.

Насколько можно судить из публичных высказываний, в самом «Укрспирте» на данную проблему смотрят двояко: так новоназначенный исполняющий обязанности директора ГП Сергей Блескун считает демонополизацию единственным верным шагом, а всех, «кто орет, что всю отрасль порежут на металлолом, а работников выкинут на улицу», в своем недавнем комментарии объявил коррупционерами.

Иного мнения придерживался предшественник Блескуна Юрий Лучечко, считавший возможным сохранить актив в госсобственности. Сейчас за более сдержанный подход к приватизации продолжают выступать в профсоюзе «Укрспирта». Его представители уже заявили о готовности присоединиться к всеукраинскому забастовочному комитету «За будущее!» в случае принятия законопроекта №2300 в его нынешнем виде. Обвиняя крупный водочный бизнес в лоббировании означенного проекта закона, в коллективе профсоюза жалуется, что власть их мнение игнорирует.

Позиции сторон

В самом производственном объединении не выступают против приватизации как явления, но хотят получить от государства социальные гарантии перед ее проведением. Как рассказал UBR.ua председатель профсоюза «Укрспирт» Виталий Сосницкий, среди основных их требований: создание на базе приватизированных предприятий акционерных обществ с долей трудового коллектива в нем и введение моратория на сокращение рабочего персонал сроком до 5-6 лет. «Продолжительность моратория можно обсуждать», - говорит Сосницкий.

«Мы понимаем, что из 82 предприятий, которые сегодня существуют в концерне и в государственном предприятии «Укрспирт», только 18 точно эффективны. Часть оставшихся могут не быть востребованными после приватизации. В таком случае их нужно передавать громаде, местным советам. Там на местах возможно перепрофилирование на какую-то другую продукцию, условно, хоть чипсы», - объясняет свою позицию представитель профсоюзного объединения.

По словам Сосницкого, в то время как с частью предприятий, находящихся под банкротством, никаких преобразований нельзя проводить по закону, - «я не знаю, как из этой ситуации будут выходить в Госимуществе», - то относительно тех заводов, которые не направлены на производство пищевого спирта, приватизацию можно начинать «хоть завтра».

ДМИТРИЙ КРУГЛИКОВ