Новости

УПЦ благословляет украинцев идти на убой?

Ради сохранения храмов губить души

Украинская православная церковь (Московского патриархата) считает самопровозглашённые республики Донбасса частью территории Украины. Это не раз удостоверяло священноначалие УПЦ (МП) (за исключением епископата, служащего в самих республиках, ибо там могут «не так понять»). Но вот заявление, подобное тому, что сделал на днях спикер УПЦ (МП) прот. Мыколай Данилевич, наполнило совершенно новыми красками и без того жовто-блакытную позицию упомянутой структуры РПЦ.

«На мой взгляд, присутствие УПЦ на неподконтрольных территориях может быть тем фактором, который будет способствовать возвращению и интеграции территорий и наших сограждан».

Спросил ли о. Мыколай тех, кого он записал в сограждане, желают ли они снова становиться частью Украины?

Впрочем, к чему эти риторические вопросы. «Мы постоянно общаемся с нашим духовенством и верными с тех неподконтрольных территорий», – говорит о. Мыколай. А значит, он прекрасно знает об отношении православных Донбасса к тому государству, которое убивает их детей, разрушает их храмы, представляет их недочеловеками. Наконец, государству, идеология которого направлена на лишение таких, как жители Донбасса, своей самости. Знает и тем не менее – как официальный и полномочный представитель церкви – выступает и от их имени в том числе. Да и от имени тех жителей «Юго-Востока Украины», которые скорее желали бы «интегрироваться» в новороссийские республики, чем оставаться на Украине.

Вот любопытно, такие заявления церковнослужителей приближают невоцерковлённых ещё жителей Слобожанщины, Сиверщины, Новороссии к вере или отталкивают от православия? Или, может, для УПЦ (МП) важнее словить души «титульной нации»? Смешно, право! Те, для кого «Україна понад усе!», давно уж святят сало с самогоном в парасинагогах СЦУ и униатских костёлах.

Однако о. Мыколай не останавливается в своём угаре. В свете «новой угрозы полномасштабных военных действий, возникшей после эскалации конфликта на северных и восточных границах Украины» (ну как же без антироссийской и антибелорусской риторики!) представитель общей с великороссами и белорусами церкви напоминает украинцам, что «защита своего Отечества является священной обязанностью каждого гражданина, в том числе и для христианина».

Допустим. Только что понимать под защитой? Священнообязаны ли были, скажем, немецкие лютеране вставать на защиту неоязыческого Тысячелетнего рейха в 1945 году? Обязаны ли были французские католики продолжать оборонять империю «чудовища» и «антихриста» Наполеона от армии под командованием православного царя?

А что делать, если христиане Донбасса считают своим отечеством не Украину? И в данном случае не только те прихожане УПЦ (МП), что за годы незалежности так и не отреклись от своего Великого Отечества, но и новое поколение, успевшее войти во взрослую жизнь под обстрелами украинской артиллерии? Они имеют право защищать своё отечество? Если да, то не разжигает ли спикер той же УПЦ (МП) войну между членами одной церкви? Религиозной войны государственной СЦУ против УПЦ (МП) ему уже мало?

Или возьмём тех, для кого православные русского Донбасса куда большие соотечественники, нежели униаты фашистской Галичины. Или тех, кто даже под страхом расстрела не отдадут своих детей в ВСУ со всеми её прелестями? Им что «пастырь добрый» скажет? Хотя уже сказал – благословит идти на убой.

Итак, с христианами ясно. Однако принесёт ли пользу такая позиция УПЦ (МП) ей самой в свете неминуемых (рано или поздно) событий? И как после того, как эти события произойдут, запоют «спикеры УПЦ»? А главное, что после этого о священноначалии УПЦ (МП) будут думать люди?

Нам отвечают: войдите в положение, риторика УПЦ (МП) «учитывает реалии», потому что иначе пострадают приходы, храмы. Так что же ради сохранения храмов (пусть памятников архитектуры, пусть сотни раз намоленнных и перемоленных) губить самое бесценное – бессмертные души? Не лучше ли, «учитывая реалии», просто промолчать иногда (хотя и молчанием предаётся Бог)? Кто заставляет тянуть руку, чтобы от имени всей церкви проявить свою русофобию (боязнь «российского вторжения»)?

Да, в данном случае это были ответы в рамках интервью некому «Фонду мира и развития». Однако если ты уж назвался «спикером УПЦ», то обязан был для начала выяснить, что фонд этот, если не грантоедский, то тесно ассоциированный с униатской «Украинской греко-католической церковью» – теми ещё благожелателями православия. А значит, и вопросы следовало ждать однозначные, требующие столь же однозначных ответов. И вряд ли у столь занятого человека, как замглавы ОВЦС УПЦ (МП), не нашлось бы более неотложных дел, чтобы, сославшись на них, отказать подобного рода интервьюерам.

Однако именно все эти грантоедские фонды, признанное в России иноагентом радио «Свобода»**, провластные СМИ, экуменические конференции и есть «благодатная» среда спикеров УПЦ (МП).

Значит, задача – лишний раз отметиться в своей благонадёжности. Особенно после того, как давний патрон – Драбынко – сбежал в СЦУ, а ты остался делать карьеру на тёплом насиженном месте в митрополии ненавистной «московської церкви». Но даже при этом у о. Мыколая есть в арсенале более или менее компромиссные формулировки. Вот и здесь на вопрос «Может ли вера помочь консолидировать наше общество в политическом и географическом контексте?» он отвечает: «Если ставить такую задачу, то есть риск превращения религии в политическую идеологию. А это было бы неправильно. Вера – это нравственная и духовная сила, не политическая». А церковь что ли организация политическая? Почему церковь должна выполнять забаганкы государства – порождения политического украинства и, таким образом, государства антиправославного.

В силу последнего обстоятельства никто никогда не даст канонической православной церкви на Украине жить спокойно. Сколько бы её священноначалие ни рядилось в вышиванки, ни придумывало пантеоны «украинских святых» и ни придумывало «хронологию истории украинского православия» от Аскольда и Дира. Пока церковь на Украине будет оставаться канонической, она по самой своей природе будет противоречить государственной идеологии – сколько бы вы «ради объединения общества» ни устраивали, к примеру, в Святогорской лавре (на контролируемой Киевом части Донбасса) фестивали колядок, свозя туда на лепты вдовиц по шесть сотен участников и четыре десятка хоров, и сколько бы ни заверяли, что «там исполнялись не только колядки, но и древние украинские песни своего региона».

«Древние украинские песни» – это, конечно, отдельная песня, учитывая, что даже малороссийских песен древнее двух столетий не известно. Особенно для русскоязычного региона, который те же «древние укры» и бомбят.

Жителям «Большой Украины», конечно, рассказывают, что бомбят Донбасс «российско-террористические формирования», которых на это благословляют «московские попы». А одурманенные украинским радио и ТВ «патриоты» в свою очередь попрекают  православных: вот они – ваши братья во Христе какие! И какими же доводами православным отбиваться от штампов этой пропаганды, если спикер собственной церкви, по сути, теми же словами говорит?

Не от марсианских же рептилоидов призывает он христиан защищать Украину...

ДМИТРИЙ СКВОРЦОВ