Новости

Урок истории: Россия всегда возвращается

Накал напряженности вокруг Украины достиг предела, и в очередной раз Соединенные Штаты и их западные союзники вынуждены считаться с российской мощью. В который раз надежды на то, что Россия навсегда покинула мировую арену, не оправдались.

До недавнего времени на Западе было «модно» преуменьшать роль России как великой державы. В 2014 году, после присоединения Крыма, тогдашний президент Соединенных Штатов Барак Обама назвал Россию «региональной державой, которая угрожает некоторым соседям, и это происходит вследствие ее слабости, а не силы». Двумя годами ранее, во время предвыборных дебатов в 2012 году, Обама высмеял своего соперника, кандидата от Республиканской партии Митта Ромни за преувеличение угрозы, исходящей от России. «Восьмидесятые годы сейчас звонят нам и просят вернуть их внешнюю политику, а между тем холодная война закончилась двадцать лет назад». Надо сказать, что Обама был далеко не одинок в своем беспечном высокомерном подходе.

Эксперты и политические деятели по обе стороны политического спектра на протяжении многих лет рассматривали Россию как пришедшую в упадок страну, чьи великодержавные дни безвозвратно ушли в прошлое. Покойный сенатор-республиканец Джон Маккейн заявил в 2014 году, что это «просто бензоколонка, маскирующаяся под страну». Часто можно было услышать, что президент Владимир Путин всего лишь в очередной раз удачно сыграл при слабых картах.

Однако, геополитика и история учат нас, что Россия всегда, во всяком случае, в долгосрочном обозримом будущем, будет оставаться силой, с которой миру придется считаться.

Международное значение России выходит далеко за рамки возвышения и правления Владимира Путина. Гигантские размеры этой страны, изобилие природных ресурсов и географическое положение на двух континентах, в Европе и Азии, гарантируют ей статус субъекта геополитики.

То же касается самоощущения страны. Стивен Коткин, исследователь России из Принстонского университета, указывает, что «Россия считает себя особой нацией, на которую возложена чрезвычайная миссия в мире». Она считает себя «силой, ниспосланной провидением». Это чувство особого предназначения уже много веков лежит в основе поведения России, и, надо сказать, не без оснований.

Россию нередко сбрасывали со счетов, но она каждый раз, как Феникс из пепла, возникала снова. Как отметил Коткин в недавнем интервью, когда Российская империя рухнула, охваченная революцией к концу Первой мировой войны, многие люди в мире пришли к выводу, что на этот раз все кончено, и России больше нет». Другие древние династические империи действительно были разрушены этой войной. Так, Габсбургская и Османская империи рухнули и более уже не восстановились. Однако Россия, отметил Коткин, «вернулась на мировую арену, причем очень быстро, в течение жизни одного поколения». Образовавшийся на ее месте Советский Союз вскоре начал восстанавливать империю, захватывая земли, которыми прежде правили русские цари.

Когда Россия потерпела унизительное поражение в войне с Японией в 1907 году, президент Соединенных Штатов Теодор Рузвельт был убежден, что будущее за Токио, а не за Петербургом. И он был прав, но лишь на некоторое время. Кроме того, это поражение России помогло убедить Великобританию прекратить так называемую Большую Игру, схватку между двумя империями за центрально-азиатские торговые пути, которая продолжалась в течение девятнадцатого и начала двадцатого столетия. Лондон поверил в то, что могущество России пошло на убыль.

То же повторилось в декабре 1991 года, когда Советский Союз прекратил свое существование, разрушенный экономическими и политическими неудачами и побежденный сплоченным напором Запада. Считалось, что это уж точно конец. Действительно, территория советской империи сократилась тогда еще больше, чем территория царской России после Первой мировой войны. Запад легкомысленно праздновал то, что известный ученый Френсис Фукуяма назвал «концом истории».

Однако, как мы видим, история в очередной раз преподнесла урок: Россия всегда возвращается.

Sean Durns

Перевод Игорь Абрамов