Новости

Уроки «русского гриппа» 1889 года для нынешней пандемии Covid

Хотя в качестве аналога нынешней пандемии Covid-19 чаще всего упоминается так называемый «испанский» грипп, или «испанка», эпидемия которого разразилась в 1918-1919 гг., по мнению некоторых исследователей, гораздо лучшей культурной параллелью мог бы служить «русский грипп» 1889-1890 годов.

«Азиатский» или «русский» грипп возник в Центральной Азии, откуда он распространился по всей Сибири и Северной Индии в течение шести месяцев с мая по октябрь 1889 года. Достигнув  в ноябре того же года Санкт-Петербурга, пандемия ускорила свое движение на Запад, охватив в течение нескольких недель Европу, за которой последовали Соединенные Штаты, а затем и остальная Америка, Австралия и прибрежная Африка. К осени 1890 года «русский грипп» завершил свое кругосветное плавание.

«Русский грипп» называют прототипом пандемии современной эпохи, поскольку быстрота его распространения была обусловлена все более взаимосвязанным миром. В научном докладе, опубликованном журналом Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) в 2010 году, авторы писали: «В то время 19 крупнейших европейских стран, включая Россию, располагали 202 887 километрами железных дорог, что больше чем сейчас. Трансатлантическое путешествие морем занимало менее шести дней, в то время как сейчас перелететь океан можно меньше чем за сутки. Это не является существенной разницей, учитывая современные масштабы глобального распространения пандемии.

В поддержку коронавирусной теории пандемии гриппа в России бельгийский биолог Лин Виджен и его команда выдвигали следующий аргумент: во второй половине XIX века стада крупного рогатого скота были поражены тяжелым заразным респираторным заболеванием. Они выдвинули гипотезу, что коронавирус крупного рогатого скота мог быть провоцирующим агентом у больных животных, который подвергся зоонозному переносу на человека в период с 1870 по 1890 год, когда в промышленных странах проводилась массовая отбраковка скота, чтобы остановить инфекцию.

Авторы выяснили с помощью метода молекулярных часов, что общий предок нынешнего бычьего коронавируса и HCoV-OC43 датируются 1890 годом, то есть периодом пандемии «русского гриппа». Кроме того, они отметили, что о коронавирусе как вероятном кандидате говорят и выраженные неврологические симптомы, отличающие «русский грипп» от других вспышек гриппа.

Согласно результатам другого исследования, мужчины и пожилые люди, по-видимому, более восприимчивы к вирусу. Репродуктивное число (R0) составляло 2,1, а уровень смертности – от 0,1 до 0, 28 процента. Симптомы инфекции включали высокую температуру, сильную усталость и расстройства центральной нервной системы.

В докладе Марка Хонигсбаума под названием «Русский грипп в Великобритании: извлеченные уроки и упущенные возможности», автор объясняет, что после того как в декабре 1889 года был выявлен первый случай заболевания, вирус начал убивать тысячи людей в течение нескольких недель. Пожалуй, самым известным случаем стала смерть внука королевы Виктории, принца Альберта Виктора, которая изменила линию наследования британской короны. Русский царь, король Бельгии и германский император также заболели, но выжили.

Пандемия вернулась через год, убив на этот раз вдвое больше людей. С 1890 по 1892 год от этой инфекции в Англии умерли 110 тысяч человек. В исследовании, посвященном ходу эпидемии в Париже, авторы приводят выдержки из французской газеты La Lanterne, где сообщается о рекордном количестве смертельных случаев в течение одного дня, 31 декабря 1890 года, когда были похоронены 450 человек. Этот показатель сопоставим с нынешней ситуацией во Франции во время второго всплеска пандемии Covid-19.

В контексте нынешней пандемии, особенно учитывая пост-ковидный синдром, более известный как Long-COVID, описание симптомов «русского гриппа» поражают ужасным совпадением. Огромное количество людей, выздоровевших после инфекции, продолжают сталкиваться с хроническими болезнями, при этом не получая помощи от недоверчивого медицинского сообщества, которое нередко заявляет, что все проблемы «у них в головах».

В ходе одного из опросов пациентов с коронавирусом в штате Невада выяснилось, что у 43,4 процента респондентов по меньшей мере один симптом наблюдался через 30 дней, а у 24,1 процента – через 90 суток после получения позитивного теста. Эти симптомы включают боль в груди, учащенное сердцебиение и тахикардию, сниженную концентрацию внимания, одышку, частичную потерю памяти, спутанность сознания, головные боли и головокружение. Хотя эти пациенты не нуждаются в интенсивной медицинской помощи, добровольцы из групп поддержки в социальных сетях рассказывают, насколько тяжело люди переносят последствия болезни. Многие жаловались на «накатывающие волны симптомов» и «туман в мозгу».

Одним из самых коварных аспектов хронического воздействия Covid-19 является физическое истощение и плохое самочувствие. Тысячи пострадавших сообщают, что им просто трудно встать с постели, не говоря уже о том, чтобы работать больше нескольких минут подряд.

Как и в случае с «русским гриппом», пост-вирусные синдромы часто сопровождаются вирусными заболеваниями. В самом начале пандемии невролог и специалист по синдрому хронической усталости из Манчестерского академического медицинского института Раймонд Перрин предупреждал о потенциальном пост-вирусном синдроме, который может проявляться у пациентов, выздоравливающих после Covid-19, аналогичном тому, что наблюдался у пациентов с атипичной пневмонией SARS.

«После острого эпизода SARS у некоторых пациентов, многие из которых являются медицинскими работниками, развился синдром хронической усталости. Это состояние почти на протяжении 20 месяцев не позволяло им вернуться к работе. Мы предполагаем, что аналогичный эффект будет наблюдаться у пациентов, преодолевших острую инфекцию Covid-19, – писал он. – Речь может идти о стойкой усталости, диффузной миалгии, депрессивных синдромах и не восстанавливающем силы сне».

В мире зарегистрировано более 50 миллионов случаев Covid-19 и по общему мнению нынешний всплеск представляет собой мощное «цунами», которое привело в состояние напряжения все системы здравоохранения в Северном полушарии. Ожидается, что погибнут миллионы людей. Однако, другие миллионы, особенно из представителей трудящегося класса, потерявших работу, столкнутся с неопределенным будущим, если не будут предприняты немедленные усилия для того, чтобы взять пандемию под контроль. Раннее вмешательство и поддерживающий уход будут необходимы для смягчения долгосрочных последствий Covid-19 у многих миллионов людей. Медицинские счета и затраты на лечение должны быть полностью компенсированы.

Хотя первостепенной проблемой, безусловно, является спасение жизней, смертность – не единственный ключевой показатель кризиса в области здравоохранения, вызванного вирусом SARS-CoV-2. Лечение пост-вирусных синдромов имеет долгую историю, описанную в медицинских журналах. Среди прочего, необходимо извлечь уроки из эпидемии «русского гриппа» 1889-1890 годов.

Benjamin Mateus

Перевод Игорь Абрамов