Новости

Урсула фон дер Ляйен и спагетти

Я с самого детства обожаю научную фантастику. И поэтому для меня не является новостью концепция параллельных вселенных. Но вот можно ли существовать в двух параллельных вселенных одновременно? Честно говоря, ни в одной из своих любимых книг я ни о чём подобном не читал. Зато с этим любопытным феноменом мне (и не только мне) довелось сейчас встретиться в реальной жизни. Урсула Гертруда фон дер Ляйен, председатель Европейской комиссии, на пресс-конференции в Брюсселе: «Если вы посмотрите на сокращение, которое сделала Россия по газу, то мы пока смогли полностью компенсировать импорт газа за счёт других надёжных поставщиков».

Рад, бесконечно рад — и за фрау Урсулу, и за её уютную параллельную вселенную, в которой Европа играючи обходится без российского газа. Но вот как далеко эта параллельная вселенная простирается? Судя по всему, не очень далеко. Мне даже пришла в голову идея о некоем пузыре, в котором обитает госпожа председатель Европейской комиссии. А вот что творится за пределами этого пузыря (пардон, за пределами параллельной вселенной имени Урсулы фон дер Ляйен)? Нечто гораздо более интересное. Джорджо Паризи — известный итальянский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии 2021 года, специалист в области квантовой теории поля. Одно из главных достижений Джорджо Паризи — соавторство уравнения DGLAP (по первым буквам фамилий авторов: Докшицер, Грибов, Липатов, Альтарели, Паризи). Согласно справочникам, уравнение DGLAP — это «пертурбативное уравнение, описывающее эволюцию партонных распределений при изменении жёсткого параметра в жёстких адронных реакциях». Вы не понимаете, о чём я толкую? Я, честно говоря, тоже. Процитированный выше текст превратился для меня в полную абракадабру уже на слове «пертурбативное».

Но не переживайте. Понять, чем именно профессор Паризи занимался в прошлом, мы, профаны в физике, не в состоянии. Зато мы вполне себе в состоянии оценить глубину его «научных изысканий» сейчас. Итак, «научный хит» от лауреата Нобелевской премии по физике — подробное объяснение, как можно приготовить спагетти, используя при этом минимальный объём газа: «Самое главное — постоянно держать крышку кастрюли закрытой, много тепла теряется через испарение. После того как макароны закипят, я ставлю газ на минимум, чтобы они варились очень слабо, не расходуя газ. Но можно и отключить его. Очевидно, что таким образом вы потребляете ещё меньше газа, и я думаю, что макароны готовятся точно так же. В конце концов, макароны хорошо готовятся даже в горах, где вода закипает при температуре 90 градусов. Крышка имеет большое значение».

Российским читателям совет профессора Паризи явно не пригодится. С газом в нашей стране всё в порядке. Всё в порядке с газом и в той политической вселенной, в которой обитает Урсула фон дер Ляйен. Как сказала госпожа председатель Европейской комиссии, «мы пока смогли полностью компенсировать импорт газа за счёт других надёжных поставщиков». Ау, где вы, эти самые «надёжные поставщики»? Почему лауреат Нобелевской премии прошлого года вынужден готовить спагетти таким необычным образом? Неужели размер Нобелевки настолько уменьшился, что её не хватает даже на газ для приготовления макарон? Да нет вроде. Размер этой премии — приблизительно $1 млн. Конечно, Джорджо Паризи получил не всю Нобелевскую премию, а только её треть. Две другие трети достались профессорам Сюкуро Манабе и Клаусу Хассельману (тоже ждём от них советов на кулинарно-газовую тему). Прибавьте к этому налоги, которые в Европейском союзе весьма высоки. Но, согласитесь, что-то от Нобелевки у профессора Паризи всё равно должно было остаться! Советы по методике приготовления спагетти — это не самое лучшее применение его научных знаний! Это то же самое, что использовать синхрофазотрон (с детства хочу узнать, что это такое!) для того, чтобы колоть грецкие орехи!

Я слишком зациклился на теме приготовления спагетти с использованием минимально возможного объёма газа? Вовсе нет.

Рассуждая о научных изысканиях профессора Паризи, я плавно подхожу к мысли: не вешает ли случайно почтенная Урсула фон дер Ляйен лапшу на уши, делая свои оптимистичные заявления про «других надёжных поставщиков»? Логика подсказывает, что вешает. Но вот на чьи именно уши? Это уже загадка посложнее. На уши России? Это вряд ли. Кроме заявлений председателя Европейской комиссии, у Москвы есть масса других источников информации о том, что происходит с «доступным газом» в ЕС. На уши граждан стран Европейского союза? Эта теория, как представляется, гораздо более близка к истине. Но у граждан государств ЕС тоже есть «более надёжные источники информации» на эту тему — например, собственные кошельки.

Лучше всего по поводу того, что сейчас происходит, высказался президент Турции Эрдоган на пресс-конференции в Белграде: «Я говорю тем, кто недооценивает Россию: вы ошибаетесь. Россия — это не та страна, которую можно недооценивать. Россия сократила поставки природного газа — цены в Европе выросли. Все в задумчивости. Почему вы не подумали об этом раньше? Здесь, конечно, Россия будет использовать все имеющиеся в её распоряжении средства, когда все на неё нападут. Мы надеемся как можно скорее прийти к заключению мира и прекратить это дело. Пусть мир вновь обретёт мир». Пусть мир обретёт мир, а Урсула фон дер Ляйен вспомнит, что существование параллельных реальностей ещё не доказано. Председателю Европейской комиссии пора возвращаться в ту единственную реальность, которая есть на самом деле!

Михаил Ростовский