Новости

В чем положительный момент детских протестов, организованных взрослыми уродцами

А теперь поговорим спокойно.

Для начала надо отметить, что ничего нового в мобилизации даже не молодежи, а детей Навальным и Ко нет. Ровно то же самое мы наблюдали два года назад — и определенный результат, кстати, тогда тоже был (вот только полезный выхлоп оказался нулевой). Только в 2019-м для этого использовали Ютьюб и ВК, а на этот раз на первый план вышел ТикТок.

Но важнее даже другое. Об угрозах подобных действий вчера писали очень многие, но я хотела бы обратить внимание на позитивные их последствия. А они есть. Но я хотела бы остановиться на двух — самых важных, на мой взгляд.

Во-первых, борцы с Кремлем прибегают к столь бесстыдным методам, что в ответ происходит консолидация и мобилизация их противников. Причем в таковые попадает значительное число людей, которые не любят власть и лично Путина, но которым просто отвратительна эксплуатация детей оппозиционерами и которых отталкивает нескрываемое вмешательство иностранных государств в российскую политику (привет Ютьюбу с его неприличными накрутками просмотров соответствующих роликов — после цензурной зачистки в Штатах в политическую беспристрастность и независимость Big Tech веры просто нет).

В результате российское общество прямо сейчас не отстраненно наблюдает, что будет завтра и чем дело кончится, а активно впряглось помогать государству. Именно благодаря гражданам сейчас оперативно вскрываются проблемные точки, обращается внимание властей на деструктивную деятельность конкретных каналов. Именно поднятая шумиха защитила вчера пилота, проехавшегося по Навальному в соцсети и которого хотела наказать авиакомпания.

А во-вторых, дети как политическая опора и главная целевая аудитория — стратегическая ошибка оппозиции, которая тем самым уничтожает собственные перспективы. Правда, выбора у Навального особого не было — остальным возрастным группам куда сложнее навешать столь плохо слепленной лапши на уши. Но все равно.

Суть в том, что чисто психологически взрослый человек не может воспринимать 13-15-17-летнего подростка как авторитет и пример для подражания для себя. Принятие такой модели поведения означает признание себя — причем не только внутренне, но публично — тотальным лузером.

А Навальный, концентрируясь на детях, как раз этого и требует от своих взрослых сторонников. И ладно всякие там координаторы — они могут психологически компенсировать эту травму оправданиями, что они — начальники и командиры, пусть даже над детьми. Но для навальной «пехоты» таких оправданий нет и они вынуждены гордо нести знамя «да, мы в одном строю со школьниками, поскольку именно они политический авангард, ум, честь и совесть нашей эпохи».

А это в свою очередь отталкивает уже от них самих огромное количество других людей, которые — даже не любя власть — не готовы к такому самоуничижению. Более того, это вызывает иррациональную реакцию брезгливости к тем, кто на подобное пошел и стремление дистанцироваться — и от них, и от их вождя.

Таким образом, внесистемная оппозиция просто делает очередной шаг к самозакукливанию в рамках все более узкой тусовки — и дальнейшему превращению в глазах доминирующего большинства общества в неприятных и местами опасных уродцев.

Ирина Алкснис