Новости

В Европу с черного хода

В августе Кабмин утвердил «Порядок перевозки анатомических материалов человека в пределах Украины, ввоз таких материалов на таможенную территорию Украины и вывоз их за пределы таможенной территории Украины».*

Министр здравоохранения Максим Степанов заявил, что документ поможет «существенно увеличить трансплантацию украинцам и не отправлять их за границу. Этот акт урегулирует вопрос системы логистики для доставки трансплантата от донора реципиенту».

На первый взгляд, это действительно так. В документе указано, что «перевозка анатомических материалов человека в пределах Украины для трансплантации осуществляется после определения совместимости пары донор—реципиент к субъектам хозяйствования, имеющим лицензию».

Перевозка производится «бригадой изъятия анатомических материалов человека или представителями учреждения здравоохранения, бюро судебно-медицинской экспертизы или другого уполномоченного субъекта хозяйствования, с которым заключен договор о предоставлении услуг». Оплата услуг — за счет учреждения здравоохранения, в котором будет проведена трансплантация, или за денежные средства, не запрещенные законодательством.

Но вот остальные пункты некоторых экспертов и медиков насторожили. Анатомические материалы человека в виде органов или их частей, предназначенные для трансплантации, могут ввозиться в Украину или вывозиться за ее пределы «в рамках международного сотрудничества специализированным государственным учреждением» согласно обмену. То же самое касается трансплантации гемопоэтических стволовых клеток, биоимплантантов, а также органов, предназначенных для научно-исследовательских или научных целей.

Т. о. опасения граждан, что продавливаемый Ульяной Супрун в 2016—2019 гг. закон, разрешающий трансплантацию органов не от родственников, на самом деле предназначен для распродажи украинцев по запчастям за рубеж, подтвердились. Правительство дало этому начинанию зеленый свет. Имело ли оно на это право?

Давайте заглянем в уже принятый закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, регулирующие вопросы трансплантации анатомических материалов человеку».

«Совершеннолетнее дееспособное физическое лицо имеет право распорядиться о передаче после смерти его тела или анатомических материалов научным или учебным заведениям, учреждениям здравоохранения. Решение о передаче тела или анатомических материалов умершего может быть принято вторым из супругов или одним из близких родственников, если это не противоречит волеизъявлению умершего».

Появились такие термины, как консилиум врачей, потенциальный донор гемопоэтических стволовых клеток и государственная информационная система их трансплантации и трансплант-координатор.

Государственная информационная система трансплантации гемопоэтических стволовых клеток может осуществлять обмен данными с международными, иностранными и украинскими информационными системами других форм собственности и реестрами потенциальных доноров гемопоэтических стволовых клеток в порядке, объемах и случаях, предусмотренных законодательством.

Изъятие у донора гемопоэтических стволовых клеток проводится бесплатно (по желанию донора) или на условиях денежной компенсации за счет бюджетных средств, кроме расходов, связанных с изъятием анатомических материалов.

Договора, предусматривающие куплю-продажу анатомических материалов человека, запрещаются.

Особый интерес в нашем случае представляет ст. 21, согласно которой осуществляется международное сотрудничество в сфере применения трансплантации анатомических материалов человека по таким направлениям: обмен органами путем распределения и взаимозачета с использованием специализированных реестров; получение и предоставление гемопоэтических стволовых клеток; обмен обезличенной информацией, содержащейся в государственных информационных системах трансплантации, соответствующих негосударственных информационных системах и реестрах, информационных системах и реестрах иностранных государств, юридических лиц и международных организаций; выполнение научно-исследовательских и инвестиционных программ в сфере применения трансплантации; обмен технологиями, медицинской техникой и научной информацией.

Субъектами международного сотрудничества в сфере применения трансплантации анатомических материалов человека могут выступать органы государственной власти, уполномоченные учреждения и учреждения здравоохранения различных форм собственности Украины и иностранных государств, а также международные организации, некоммерческие организации и учреждения, другие юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с трансплантацией анатомических материалов человеку.

Обмен анатомическими материалами человека посредством органов или их частей от имени государства в рамках международного сотрудничества осуществляется учреждением, уполномоченным центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения. Порядок обмена органами и информацией об имеющихся анатомических материалах человека, предназначенных для трансплантации, устанавливается Кабмином. Т. е. предъявлять претензии правительству по поводу создания «фабрики органов» нельзя, вопрос к народным депутатам, принявшим этот закон.

К слову, министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, который занимал ранее пост вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, назвал принятый парламентом закон «важным шагом нашей страны к европейской практике».

Между тем этот законодательный акт поставил крест на законе от 1999 г., который позволял пересадку органов в Украине только родственникам и запрещал продажу «запчастей» за границу, а также привлечение частных структур.

 

В конце прошлого года политолог Кирилл Молчанов выразил мнение, что «органы будут продаваться не только в Украине, но и идти на экспорт. Определенные группы народных депутатов после принятия данного закона просто поделят между собой все денежные потоки».

Председатель Свободного профсоюза медицинских работников Украины Олег Панасенко считает, что цель закона — легализация «черной трансплантологии», поскольку в Украине всеобщая бедность и неэффективная правоохранительная система.

Критики закона также обратили внимание на стоимость операций, обнародованных Кабмином. Цифры ошеломляют. Трансплантация почки от живого донора будет стоить 323,7 тыс. грн., а от уже мертвого человека — 397,8 тыс. грн. Трансплантация почки от донора с несовместимой группой крови — 721,2 тыс. грн. Пересадка печени или ее части — 855,03 тыс. грн., от умершего донора — 929,1 грн. Удаление почки для донора — 33,5 тыс. грн. Донорская резекция печени — 116,1 тыс. грн. Трансплантация сердца/комплекса «сердце-легкие» — 535 280 грн. Аллогенная трансплантация гемопоэтических стволовых клеток с донорским этапом — 1 360 141,36 грн., аутологическая трансплантация — 1 308 393,3 грн.

Государство вроде бы должно такие операции оплачивать из госбюджета, но откуда оно собирается брать деньги, если постоянно сидит на финансовой игле МВФ? При этом в результате медицинской реформы Супрун, поддержанной новой властью, больницы недофинансируются, а врачи получают копейки.

Министр здравоохранения Максим Степанов недавно признался: «В 2020 году было выпущено 10 667 специалистов из медицинских вузов. Вместе с тем, если посмотреть, что у нас происходит с врачебными должностями, то мы нуждаемся примерно в 24,7 тыс. врачей, которых нам не хватает. Особенно это ощущается в сельской местности. Там нехватка кадров около 8 тыс. врачей». По его словам, во время пандемии страна почувствовала острую нехватку эпидемиологов.

«Именно эта специальность 5 лет назад была почему-то разрушена, когда мы прекратили существование так называемых медико-профилактических факультетов. И сейчас мы чувствуем эту потребность. У нас больше 50% не хватает именно эпидемиологов. Надо делать большую «оптимизацию» наших высших учебных заведений. Надо совершенствовать именно сдачу экзаменов, сдачи тестов, адаптировать их под европейские стандарты», — заявил г-н Степанов, однако даже не обмолвился, что крах в украинской медицине наступил после реформ Супрун.

Между тем ранее г-н Степанов признавался, что в системе здравоохранения есть «очаги оказания медицинской помощи», которые «держатся на наших врачах и медперсонале». Он указал, что Украина тратит на медицину всего 3% ВВП, тогда как в других странах эти расходы составляют не менее 6%.

В июле этого года глава государства на встрече с представителями бизнеса Волынской области предложил создать за два года программу по трансплантации органов, на финансирование которой потребуется 3-4 млрд. грн., и заявил, что государство «сделает все, чтобы найти эти средства».

Возвращаясь к закону, следует подчеркнуть, что в его тексте отсутствует фраза о том, что пересадка органов должна проводиться своевременно, а это может приводить к злоупотреблениям — орган, которого ждет пациент, могут отправить куда угодно.

Законодатели также не учли очень важный нюанс — послеоперационное лечение больных, которые до конца жизни должны принимать препараты, подавляющие иммунитет. Их годовая стоимость — $20—40 тыс. Большинство пациентов не смогут найти такие деньги. Между тем 25 медучреждений Украины уже получили лицензии на трансплантацию органов, а еще шесть — разрешения на пересадку костного мозга.

По словам Степанова, в прошлом году 62 человека были отправлены за границу на трансплантацию костного мозга. В «Охматдете» была проведена только 21 такая операция. В этом году в апреле в Украине сделали первую трансплантацию костного мозга от неродственного донора. «После открытия соответствующего отделения в «Охматдете» мы сможем делать таких трансплантаций до 80 в год. Это в 4 раза больше, чем сделано в 2019 году. Необходимость таких трансплантаций у наших детей — не менее 250 в год», — заявил г-н Степанов.

Между тем в 2020 г. всем больницам на трансплантации выделили 112 млн. грн. Эксперты говорят, что в Украине ежегодно умирают более 3 тыс. человек, не дождавшихся пересадки того или иного органа. Получается, что, если исходить из расценок Кабмина, то медики в этом году смогут, например, провести не более 350 операций по пересадке почки.

А потому нельзя не задаться вопросом: зачем правительству срочно понадобилось регламентировать вывоз органов за рубеж, если в стране более 5 тыс. украинцев ждут срочных пересадок? В Кабмине утверждают, что изменение в законодательстве сделано для того, чтобы появилась возможность поиска донора в заграничных реестрах и была законодательная возможность осуществить оплату получения стволовых клеток из-за границы. В этом случае больному не нужно отправляться в Европу.

Однако чиновники предпочитают не обращать внимания на то, что обещанная Единая информационная система по трансплантации так и не создана. Максим Степанов недавно заявил, что над ней работают, и пообещал запустить ее с 1 января 2021 г. «Запуск системы позволит развивать трансплантацию в Украине. В настоящее время министерство работает над созданием сети центров трансплантации, с тем чтобы Украина вошла в перечень стран — лидеров по проведению таких операций», — заявил г-н Степанов. В нынешнем году в Украине было трансплантировано 4 сердца, 9 почек и одна печень, что было осуществлено методом посмертного донорства.

Странная ситуация: мы даже внутри страны не знаем, какая ситуация с потенциальными донорами, может, и не нужно обращаться к зарубежным реестрам, зато вывоз органов за рубеж уже благословили.

Что касается «черной» трансплантологии, которой в стране якобы нет, то в интернете можно найти немало материалов по этой теме.

В конце 2018 г. журналисты программы «Гроші» провели расследование и выяснили, что рынок органов процветает: за почку предлагают до $80 тыс., а за печень — 450 тыс. евро. Схема такова. Сначала надо отправить свои данные, указав возраст, состояние здоровья и группу крови. После этого обычно со скрытого номера поступает звонок с уточнением данных, а уже потом назначается встреча в людном месте города с посредником. Выяснилось, что в одном из украинских городов работает схема фиктивного брака с иностранцем, который после этого может получить право на пересадку органа от близкого родственника по согласию сторон. Нотариусы оформят бумаги за считанные часы, а клиентке остается лишь подписать бумаги и лечь на операционный стол.

По данным ВОЗ, ежегодно на черном рынке продается более 10 тыс. органов. 10% операций по трансплантации почек выполняется благодаря международной контрабанде. Объем бизнеса по незаконной трансплантации органов оценивается в $1,5—8 млрд. в год. Человеческие «запчасти» перетекают из бедных стран в богатые.

Достаточно зайти в интернет, чтобы найти вот такое объявление некоего Василия, проживающего в украинском областном центре: «Продам почку, срочно, нужны деньги, организм здоров, вредных привычек не имею, играю в футбол».

Новый закон на черный рынок не повлиял, поскольку в Украине действительно никто из врачей не возьмется за нелегальную операцию. На такие объявления обращают внимание вербовщики, получающие за свои услуги определенный процент. А сами операции проводят за границей. Отсюда вывод: Украина действительно идет в Европу, но с черного хода.

*См. «Трансплантация: суть — «мелким шрифтом» Кирилла Рыжанова 

Владимир СЕНЧИХИН