Новости

В Латвии заподозрили журналистов «Медузы» и «Дождя» в работе на спецслужбы РФ

В последнее время Латвия стала прибежищем для многих журналистов из России, которые якобы так выразили свою активную жизненную позицию. Они утверждают, что к этому их принудил Кремль, начавший преследования за несогласие с агрессией против Украины.

Но есть вопросы. В частности, журналисты «Медузы», «Дождя» и других средств массовой информации, которые ныне прибывают в Латвии, в течение долгих лет имели возможность работать в России и без устали критиковать власти.

Это означает, что те не только разрешали так делать, но и имели от такой деятельности какие-то вполне определённые дивиденды. Какие именно, сказать трудно, но определённо имели...

Хорошо известно, как в России преследуется любая деятельность, противоречащая точке зрения Кремля. А вплоть до самого последнего времени в отношении вышеупомянутой категории лиц никаких репрессий не было. И это наводит на определённые размышления.

В частности, на то, что заставляло власти смотреть сквозь пальцы на работу таких изданий? Неужели дело только в том, что таким образом Кремль старался создать видимость некоей «демократичности» России в глазах Запада?

Но в такое верится с очень и очень большим трудом.

Во-первых, как гарантировать, что подобные «игры» с активными оппозиционерами, если они в действительности ими являются, не выйдут из-под контроля? После событий на Болотной в 2011 году хорошо известно, как российские власти опасаются развития таких сценариев.

Во-вторых, зачем мудрить в этом вопросе, если можно просто под любым благовидным предлогом, например, установленных нарушениях в финансовой деятельности, прикрыть подобные СМИ?

Сейчас Галина Тимченко, генеральный директор «Медузы», критикует на Латвийском радио заявление Службы государственной безопасности Латвии о наличии высоких рисков из-за переехавших из России журналистов. В СГБ считают их тайными агентами Путина.

Тимченко заверяет, что случайных людей среди бежавших работников СМИ нет, и всех их тщательно проверил МИД Латвии перед выдачей гуманитарных виз. И призвала Службу госбезопасности Латвии не использовать «путинские методы нападок на демократию и свободу слова».

Такие утверждения, по крайней мере, возмутительны, если не сказать больше. Если человек чист перед латвийскими законами, ему нечего бояться. И наоборот, если у него есть то, о чём он не хочет, чтобы узнали в СГБ, он будет выражать беспокойство, нервничать и даже выражать возмущение.

Эта очень подозрительная позиция: начать представлять себя в Латвии некими «жертвами», подвергающимся «гонениям».

Конечно, это «зверство» латвийской СГБ - беседы по несколько часов с некоторыми журналистами. Но задумаемся, стали бы они проводиться, если бы у сотрудников спецслужбы не было к тому оснований? Предположить подобное означает заподозрить их в непрофессионализме, не так ли?

Однако вся деятельность Службы государственной безопасности говорит об обратном.

Допуская лиц, покинувших путинскую Россию, работать в латвийском медийном пространстве, мы должны быть уверены в искренности и правдивости. Ведь хорошо известно, как активно действует Кремль на фронте информационной войны.

И многое, слишком многое говорит о том, что в России кому-то было выгодно сделать так, чтобы сотрудники «Дождя» сумели её покинуть. Значит, это было выгодно.
И тут никаких сомнений быть не может.

Вацлав Петерс, Рига