Новости

В Мелитополе завод, выпускавший оборудование для атомных станций, превратился в заброшенное кладбище

У бывших заводчан Рефмы сегодня сердце кровью обливается, когда они видят, что осталось от некогда промышленного гиганта, который производил кондиционеры даже для атомных электростанций. Нынче по его цехам гуляет ветер, а все станки давно вывезены и проданы.

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089  

 

Об истории этого уникального предприятия нам рассказал бывший главный конструктор холодильного оборудования мелитопольского производства Валерий Тараканов, который проработал на заводе полвека.

По его словам, медленный распад предприятия начался после ухода с занимаемой должности генерального директора Дмитрия Гришина. Именно при этом руководителе мелитопольское предприятие процветало, причем в прямом и переносном смысле этого слова. На заводе был свой парк, теплицы, где выращивались розы, фонтан. Продукция мелитопольской Рефмы славилась на весь Союз.

- В 1985-1986 году завод выпускал продукции на 59 миллионов долларов, когда доллар стоил 90 российских копеек. Больше 200 наименований холодильной техники мы выпускали. Гендиректор старался обеспечить сельское хозяйство – складские помещения нуждались в холодильном оборудовании. В 1958 году мы выпустили первый холодильный шкаф на 2 тысячи литров. Его использовали колхозники, которые работали в поле летом. Там они хранили продукты питания.  А потом холодильный кондиционер выпустили. Затем  вышла самая первая машина для обеспечения холодом торгового оборудования для магазинов. Мы выпускали, порядка, 4 тысяч штук в месяц и они шли нарасхват. Потом для сельского хозяйства делали машины, так как 40% молока пропадало без охлаждения. Выпускали мы и машину для камер созревания сыра – она обеспечивала не только температурный режим, но и влажность. Таких машин было выпущено 50.

И гордость завода кондиционеры для атомных станций. Первую такую мы испытывали на Запорожском трансформаторном заводе. Именно там был гидростенд. И у нас на стенде первый раз оторвались трубопроводы. Но мы решили проблему гидрационной защиты. И поехали мы в Киев защищать проект. Нашими конкурентами были Николаевский завод и частное запорожское предприятие. Но победил Мелитополь. Завод долго выпускал 6 наименований холодильного оборудования для АЭС,

- рассказывает Валерий Тараканов.

 

 

Увы, с уходом Дмитрия Гришина на Рефме начался медленный крах. А в разрушении народного хозяйства виноваты сами люди, уверен Валерий Иванович.

- 25 % акций завода имел коллектив и они давали возможность контролировать англо-украинскую компанию у которой было 46% акций. Она не могла без заводчан продать ничего. Акция одна тогда стоила 25 копеек, рядовые работники имели их по 60 штук. Товарищ Балицкий организовал скупку акций – платили по 2,50 грн. Завод таким образом потерял контроль и дальше пошел полный развал,

- вспоминает начало большого конца Рефмы бывший заводчанин.

 

 

Интересно, что новые руководители вывозили с территории завода не только оборудование. Тянули даже ценные части памятников. На заводе до сих пор перед проходной стоит вот эта стела. Оказывается,  на ней не хватает одной, ну, очень дорогой детали.

-  Стеллу поставили в 1986 году по случаю 50-летия завода. Там стояли большая метровой величины цифра «50» из латуни. И до такой мелочности дошли руководители -  сняли их якобы на реставрацию. Но мы то понимали, что они на переплавке. А цеха сегодня напоминают заброшенные кладбища,

- с грустью отмечает Валерий Иванович.

Загрузка...

 

фото: ria-m.tv

Светлана Зализецкая