Новости

В ожидании майдана

Украину осенью ждёт новый кризис.

Украина начинается задолго до отъезда туда. Прививка, тест и страховка обязательно делаются в украинской компании или в фирме, имеющей филиал в «незалежной». И требование это одинаково для всех – как для прибывающих из практически «стерильных» стран, так и для жителей тех, где эпидемия бушует. Но что ещё интереснее, все строгости заканчиваются по прибытии.

В аэропортовском автобусе висит предупреждение: дистанция 1 метр, при этом пассажиры набиты как селёдки в бочке. Маски все носят по желанию. Иногда при входе в отель даже говорят: мол, не надевайте, не нужно.

Хотя после того, как выходишь из самолёта украинских авиалиний, удивить уже может мало что. Сам самолёт старый, скрипит при взлёте и посадке «артритными» механизмами. Впервые за богатую практику полётов довелось услышать от стюардессы предупреждение: мол, возможно, от неё поступит команда выскакивать без вещей. На вопрос о необходимости такого предупреждения ответила: чтобы морально вас подготовить. Стоит ли удивляться, что турист в страну не спешит. Разве что граждане Эмиратов и прочие арабы активно спасаются тут от жары. В пятницу вечером в разгар сезона легендарный одесский «Гамбринус» не заполнен и наполовину. И трансляция с футбольного чемпионата не помогает. Хотя даже такое положение за радость: многие культовые львовские заведения сообщили о закрытии навсегда.

В зоне ответственности власти запустение и развал. Уже от аэропорта дорога как стиральная доска, навигатор то и дело предупреждает о ямах. Да, то тут, то там ведутся дорожные работы, но идут они с заметной прохладцей плюс в Верховной раде обнародовали цифру, что за год в этой сфере было украдено 43 млрд гривен. Окраины городов напоминают даже не о 90-х, а о 50-х. А центры варварски застраиваются – тонкие высотки вылезают из дворов старых улиц. А в Одессе довелось увидеть странную картину на крутой извилистой улице с огромными ямами, ведущей к знаменитому пляжу Аркадия. С одной её стороны – гигантский новострой и грандиозный гостиничный комплекс, с другой – консульство России и санаторий погранслужбы Украины. На одном участке один тротуар отрезан в пользу новостроя, а другой занят под паркинг. Приходится курортникам буквально лавировать в потоке машин. Как терпят такое генетически свободолюбивые одесситы?

Майданный консенсус

Не хочу, чтобы у читателя сложилось мрачное впечатление о стране-соседке. Здесь то и дело встречаются рукотворные оазисы, свидетельствующие о высочайшей креативности и трудолюбии украинцев. Но тем заметнее произвол и бездеятельность власти. Стоит красивейший отель, а к нему ведёт разбитая дорога. О бедах рядовых граждан и не рассказать. Простой пример. На вокзалах нет не только лифтов или эскалаторов, но даже пандусов, чтобы выкатить чемодан на перрон. И носильщика тоже не найдёшь. Старики, женщины безропотно волокут скарб по ступенькам. Действует своеобразный консенсус.

О домайдановом благополучии вспоминают до сих пор. Но тогда жизнь активно налаживалась благодаря наведению порядка. Вот только президент Янукович забыл советский принцип: начни с себя. И даже заканчивать собой не хотел. Одной из подспудных, но, возможно, основных причин майдана стало именно это. А после пошло взаимное попустительство. Во Львове по вызову приезжают такси без опознавательных знаков. Курортную зону Затока под Одессой застроили такими уродцами, что и не рассказать. Один из «инвесторов», Юра, застроил свой частный двор множеством клетушек под сдачу. Налоги, само собой, не платит. Вроде сейчас хотят заставить, но он грозится гнать проверяющих со двора. И никакого консенсуса.

От «Преследования» через «Начало» и «Престиж» к «Доводу» – фильмография талантливого юбиляра Кристофера Нолана

Жаркая осень

Но и власть больше его не хочет. Если раньше автоматически деньги с личных банковских счетов списывали только по долгам за алименты, то сейчас по всем долгам, включая коммуналку. Тем временем украинцы беспокоятся: впереди отопительный сезон, а тарифы выросли на 50%. Число же получающих дотации, как радостно сообщил бывший президент Порошенко, уменьшилось с 7 до 3 млн человек. Требовать повышения пенсии к Раде пришли бывшие силовики, но солидарны с ними и прочие пенсионеры. Команда Зеленского оказалась несостоятельной не только в социально-экономической сфере, но и в политической. Президентское монобольшинство в Раде вынуждают решать проблемы, ловко оставленные тем же Порошенко. Ужесточается языковой закон: мова становится обязательной в сфере обслуживания, в СМИ. Экзамен на знание языка должны будут сдавать все госслужащие, включая главврачей больниц. Порошенко мог перед уходом с поста вернуть звания героев Украины Бандере и Шухевичу. Но не стал, поступил умно, подкинув проблему преемнику. Сегодня националисты требуют этого от Зеленского, загоняя его в угол. А маневрировать он не умеет. Вступил в конфликт с востоком, напав на его политических представителей, но и на западе поддержки не снискал. Его партия «Слуга народа» не преодолела проходной барьер на выборах в львовский горсовет.

Нет продвижения и на международной арене. Зеленский то предлагает отделиться от мятежного Донбасса стеной, то предупреждает Меркель, что Донбасс вместе с Украиной может оказаться без газа. В итоге оппоненты из всех лагерей предрекают стране жаркую осень. То ли импичмент будет, то ли досрочные президентские выборы, то ли новый майдан. А если кризиса ждут и постоянно о нём говорят, он неизбежно случается.

Сергей Поживилко