Новости

В противостоянии Белоруссии и Евросоюза новый аспект – миграционный

В развернувшемся между Белоруссией и Евросоюзом противостоянии последнего года наметился новый аспект. На фоне непрекращающегося давления со стороны Брюсселя и ряда отдельных европейских стран Минск решился на ответные шаги, которые, по замыслу властей республики, должны охладить пыл западных чиновников. Одним из них стал фактический отказ от контроля за потоком нелегальной миграции с территории Белоруссии в страны ЕС, в первую очередь Литву и Польшу. Именно эти две страны отличаются наиболее радикальным отношением к режиму Александра Лукашенко и поддерживают его противников.

Известно, что президент Белоруссии неоднократно заявлял о том, что его страна является форпостом на границе ЕС, который защищает Европу от потока беженцев, контрабанды и наркотиков. В Брюсселе долгое время были полностью согласны с таким утверждением и старались поддерживать заявленный официальным Минском статус. За прошедшие десятилетия белорусская сторона, несмотря на различные кризисы во взаимоотношениях с ЕС, получила многомиллионное финансирование, направленное на модернизацию пограничной инфраструктуры, а также на проекты, которые тем или иным образом были связаны с приграничным сотрудничеством.

В частности, по информации структур ЕС, только в период с 2001 по 2012 г. поддержка Евросоюзом Белоруссии в области «интегрированного управления границами» составила примерно 47,5 млн евро. Кроме того, Минск получил финансирование региональных проектов еще в размере 21 млн евро, что позволило обновить инфраструктуру и оборудование на границе, а также улучшить оперативное сотрудничество. Еще в сентябре 2009 г., выступая на одной из международных конференций, А. Лукашенко отмечал, что в период с 1996 по 2009 г. на белорусской границе в рамках проектов международной технической помощи было освоено почти $30 млн. Тогда он особо подчеркивал, что «каждый цент, доллар или евро, которые выделяются Белоруссии, чтобы мы удерживали в нормальном состоянии восточную границу ЕС, – все это идет в дело, и ни один цент мы не тратим не по целевому назначению». С 2012 г. поддержка ЕС в области пограничного контроля составила около 15 млн евро, а порядка 400 тыс. евро пошли на сотрудничество в миграционной политике.

Среди наиболее значимых проектов, реализованных за деньги ЕС, следует назвать реконструкцию и модернизацию пограничных переходов (например, пункта «Каменный Лог»), а также проведение демаркации и создание пограничной инфраструктуры. В частности, речь идет о четырех программах для организации системы иммиграционного контроля на границе Белоруссии: БОМБЕЛ (BOMBEL), которые предусматривали помощь пограничному комитету республики по борьбе с трансграничной преступностью, созданию и использованию современных систем управления границами и т. д.

Кроме того, ЕС предоставлял деньги Минску в рамках программы финансовой и технической помощи в сфере миграции (Эней-1,2,3). Белоруссия принимала участие в международных программах по борьбе с наркотрафиком, контрабандой оружия, по пресечению торговли людьми и т. д. Евросоюз выделял средства через программы трансграничного сотрудничества «Польша – Белоруссия – Украина» и «Латвия – Литва – Белоруссия», где были освоены сотни миллионов евро, часть из которых попала   в Белоруссию. Все это говорит о том, что Минск активно использовал европейские средства для обеспечения порядка на своей границе с ЕС, снимая значительную нагрузку с местного бюджета.

После августа 2020 г. многие из программ, которые были запланированы или начаты ранее, по инициативе Евросоюза были заморожены, что не могло не вызвать недовольство в Минске. Там на фоне экономического кризиса и надвигающейся международной изоляции, в том числе и финансовой, оказались не готовы выделять миллионы долларов на совершенствование охраны западной границы. По информации белорусских властей, ранее они были вынуждены тратить порядка $100 млн в год «на защиту геополитических интересов» Запада. И если в прошлые годы часть этих средств успешно компенсировалась за счёт европейских программ, то теперь ситуация радикально изменилась. Для примера можно напомнить, что на финансирование всех пограничных войск в 2015 г. Минск тратил из бюджета около $75 млн, в 2017 – более $80 млн, в 2020 – около $ 90 млн, а на 2021 г. траты запланированы уже на уровне свыше $100 млн.

 Таким образом, формально Минск имеет право говорить о том, что Евросоюз сам виноват в происходящем сегодня на его восточных границах. По словам главы МИД Белоруссии Владимира Макея, его страна вынуждена переориентировать часть средств с мероприятий по обустройству и содержанию пограничной инфраструктуры на нивелирование возможных последствий введенных ЕС санкций, а власти не собираются «отнимать деньги у народа и бросать их на ненужные проекты, пытаясь защитить Запад, в то время как против нас предпринимаются соответствующие санкционные действия».

На практике это вылилось в резкое увеличение потока мигрантов в направлении Литвы и Польши. Литовские пограничники стали задерживать по 100-150 беженцев на белорусской границе ежедневно, в то время как за весь 2020 г. их было всего 81 человек. Теперь же к середине июля задержано уже более 1600 мигрантов (цифра постоянно меняется), и поток не останавливается, хотя в последние дни значительно снизился. Это уже привело к тому, что власти Литвы объявили в стране чрезвычайную ситуацию, привлекли к борьбе с мигрантами армию, а также запросили помощи у ЕС, в первую очередь финансовую. Кроме того, Вильнюс организовал целые палаточные лагеря для беженцев и начал строительство забора на границе с Белоруссией. Последнее уже вызвало множество споров, так как эффективность подобного строительства крайне сомнительна. Даже в бундестаге назвали данные действия Литвы цирком, а в Минске и вовсе не обратили внимания на происходящее.

Как известно, во всех проблемах на границе Литва, а вместе с ней и чиновники ЕС, уже обвинили официальный Минск, назвав последние действия белорусских властей «гибридной войной». Основания для этого Вильнюс и Брюссель видят в последних официальных заявлениях высшего руководства Белоруссии о том, что республика больше не будет сдерживать поток мигрантов и превращаться в «отстойник для беженцев из Афганистана, Ирана, Ирака, Ливии, Сирии, Туниса», которые теперь пусть идут «в просвещенную, теплую, уютную Европу». Минск также приостановил работу в рамках соглашения о реадмиссии и заморозил свое участие в инициативе «Восточное партнерство», где были совместные программы в области приграничного сотрудничества.

Белоруссия увеличила авиасообщение со странами Ближнего Востока и Африки. Например, если в 2020 г. в белорусскую столицу из Ирака был лишь один авиарейс в неделю, то с мая текущего года их стало уже четыре. Самолеты из Стамбула прилетают в Минск и вовсе ежедневно. Как сообщают в Литве, большинство задержанных на белорусско-литовской границе – беженцы из Ирака, которые рассказывают, что прилетели в Белоруссию по туристическим визам, чтобы нелегально попасть в Евросоюз. Именно это дает основание Вильнюсу говорить о том, что белорусские власти намеренно создают миграционный кризис на своей западной границе.

Сегодня многие аналитики отмечают, что последние действия официального Минска напоминают политику турецких властей. В разгар миграционного кризиса 2015-2016 гг. президент Турции Реджеп Эрдоган открыто шантажировал ЕС проблемой беженцев. Тогда Анкара добилась от Брюсселя ряда уступок по вопросу о вступлении страны в ЕС, а также дополнительного финансирования борьбы с нелегальной миграцией. Позже, в 2020 г., Турция вновь пыталась манипулировать вопросом беженцев, но во второй раз Эрдогану не удалось использовать существующую проблему в полной мере, так как в Брюсселе научились противостоять подобному шантажу.

Удастся ли белорусской власти за счет миграционного рычага заставить Запад снизить санкционное давление на РБ? Проблема нелегальных мигрантов сегодня по большей части волнует лишь Литву и Польшу. Для Брюсселя то количество беженцев, которое попадает в ЕС из Белоруссии, на фоне идущего с юга потока не выглядит угрожающим и вряд ли заставит изменить отношение к режиму Лукашенко. Более того, эффект может быть обратным тому, который ожидают в Минске. В ЕС уже фактически обвинили белорусские власти в попытке шантажа, что только усугубляет нынешний кризис во взаимоотношении сторон. Последние действия Минска дают Польше, Литве и остальным странам ЕС дополнительный повод для дальнейшей дискредитации властей республики в Европе. В конечном счете Белоруссия рискует окончательно утратить свой статус «островка стабильности в Европе», что только на руку противникам Лукашенко и даст им дополнительную возможность требовать усиления давления на республику.

В то же время нарастающий поток иностранных граждан, который прибывает в последние месяцы в Минск, будет требовать все больших финансовых затрат для контроля над ним в самой Белоруссии. Проблема становится накладной уже для самих белорусских властей. 

Помимо всего прочего, нынешняя ситуация с мигрантами может негативно сказаться и на отношениях Белоруссии с Россией. Несмотря на то, что Москва сегодня поддерживает официальный Минск и называет обвинения Евросоюза в адрес властей республики нелепыми, в будущем у Кремля могут возникнуть вопросы к своим белорусским коллегам. Усиление контроля на литовской и польской границах может создать ситуацию, когда поток нелегальных мигрантов частично или полностью развернется в сторону РФ. Уже сегодня есть информация о задержаниях в Брянской области беженцев из стран Африки и Ближнего Востока. Если подобная тенденция усилится, Москва будет вынуждена реагировать.

Илья Захаркин