Новости

В угоду США Литва ставит палки в колеса транзиту грузов в Калининград

Ситуация, вызванная провокацией, которую устроила Литва летом, заблокировав сухопутный транзит в Калининградскую область через свою территорию, вроде бы разрешилась: чуть больше месяца спустя перевозки возобновились. Но последствия таких враждебных действий все-таки появились: введенные квоты на определенные товары исчерпываются, поэтому часть грузов приходится доставлять в российский эксклав морем, что сказывается на ценах и благосостоянии местных жителей. Более того, можно не сомневаться, что в «нужный» момент Вильнюс, следуя указке из-за океана, с радостью возобновит блокаду.

18 июня 2022 года Литва заблокировала транзит в Калининградскую область ряда грузов (в их числе стройматериалы, металл, дерево, цемент, удобрения, алкоголь — примерно 50% всех товаров), попавших под санкции Евросоюза. Партнеры по НАТО и ЕС не поддержали радикальную позицию Вильнюса по данному вопросу и рекомендовали ему восстановить в прежнем объеме грузопоток в российский эксклав. Особенно усердно в этом направлении работало правительство Германии, и в итоге после «разъяснений» Еврокомиссии с 22 июля грузоперевозки были восстановлены.

Позже Москва и Брюссель согласовали документ о транзите грузов в Калининградскую область: все идущие через Литву товары должны свободно пропускаться, поскольку речь идет о перемещении внутри России, а потому санкции на них распространяться не должны.

Но Вильнюс решил иначе и установил для российского эксклава квоты на перевозку «санкционных» грузов.

Беспрепятственный транзит людей и грузов был условием вступления Литвы в ЕС, а его блокада уничтожает международную репутацию Вильнюса как ответственного участника международных отношений. Но сегодня мир вступил в период коренных преобразований, так что для Прибалтийских стран, политические режимы в которых занимаются выполнением заказов Вашингтона, вопрос международной репутации становится излишним, поскольку гораздо важнее продемонстрировать политическую лояльность «сюзерену».

Так, временный поверенный в делах РФ в Литве Сергей Рябоконь отметил, что Евросоюз не задействует необходимые рычаги для воздействия на Вильнюс: «Поэтому сложно сказать, что у него на уме».

На данный момент Литва не изменила своего отношения по вопросу калининградского транзита, а потому в будущем вполне могут предприниматься дальнейшие попытки блокады. 

Следует отметить, что позиция правящей в Литве коалиции критикуется не только Москвой и Брюсселем, но и собственной оппозицией. Так, бывший премьер-министр Саулюс Сквернялис (в настоящее время депутат Сейма — прим. RuBaltic.Ru) неоднократно осуждал министра иностранных дел Габриэлюса Ландсбергиса и премьер-министра Ингриду Шимоните за выбранное ими решение по транзиту.

В настоящий момент грузы в Калининградскую область также доставляют морем по двум регулярным линиям: Усть-Луга – Балтийск и Бронка – Калининград. На первом маршруте работают железнодорожные паромы «Амбал», «Балтийск» и «Маршал Рокоссовский», а также судно «Урса Майор». На втором товары перевозят «Холмогоры», «Капитан Миронов», «СТК-1004», «СТК-1019» и «СТК-1023».

Сегодня литовские власти чинят всяческие препятствия сухопутным перевозкам: «Шауляй банк», через который осуществлялась оплата транзита, сначала прекратил работу с рублевыми платежами, а позже приостановил любые операции с российскими клиентами из-за санкций против РФ.

При этом 11 августа представитель Еврокомиссии Ариана Подеста заявила, что операции коммерческих банков по расчетам за калининградский грузовой транзит через Литву не нарушают режима санкций.

Железнодорожные грузоперевозки были оплачены на первые три недели сентября в размере 2,5 миллиона евро. По словам официального Вильнюса, в будущем этот процесс станет зависеть от того, сможет ли Россия найти решение по платежам. По словам губернатора Калининградской области Антона Алиханова, сейчас оплата осуществляется через третьи страны.

В случай остановки транзита российское руководство разработало перечень ответных мер, которые будут весьма болезненными для литовской экономики. В середине августа пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявлял, что Кремль попытается решить проблему с помощью диалога, но если он натолкнется на «глухую стену непонимания», то придется принимать иные меры. 

Провокационная внешняя политика Литвы подобного рода характерна не только в отношении РФ.

Ранее Вильнюс решил поддержать сепаратизм Тайваня, пожертвовав при этом отношениями с КНР. Причем другие страны ЕС и НАТО не только не попытались призвать литовские власти уважать принцип территориальной целостности Китая, но также поспешили насолить Пекину своей «поддержкой демократии», отправляя в Тайбэй одну делегацию за другой.

Использование таких «вассалов», как Литва, крайне выгодно США, чтобы выставлять Россию агрессивной страной. А то, что их поведение выходит за рамки дозволенного, во внимание не берется. Но когда требуется сделать какое-то антироссийское заявление, то у европейских и американских чиновников нужные формулировки отскакивают от зубов.

В западной прессе ситуация с калининградским транзитом представляется привычным способом: мол, посмотрите, как маленькая Литва «уела» большую Россию. Но для гордости здесь нет никакого повода, потому что речь идет не о защите национальных интересов, а о прислуживании США — то есть, по сути, о предательстве своего народа.

Как выражался глава комиссии Сейма по связям с Тайванем Матас Малдейкис, Литве не выжить в том мире, где правила устанавливают Россия и Китай.

Но это ложь: Литве не только ничто не угрожает в мире, освобожденном от американской диктатуры, но и совсем наоборот: у нее будут все перспективы для роста. А вот ориентированным на Вашингтон литовским элитам действительно не выжить, поскольку в таких условиях до них никому не будет дела, ведь окажется некому предложить свои услуги.

Для России сухопутная блокада ее региона является формой агрессии и легитимным основанием для силового ответа. И в Кремле понимают, что это спланированная провокация, цель которой состоит в том, чтобы втянуть Россию в еще один конфликт.

Причем в Госдепе США напоминают, что в случае нападения на Литву будет задействована 5 статья Устава НАТО. Но, как отметил председатель комитета Совета Федерации РФ по международным делам Владимир Джабаров, в качестве аргумента у Кремля есть 4 статья Конституции.

«Если это (блокада Калининградской области — прим. RuBaltic.Ru) произойдет, то дело может дойти до вооруженного конфликта. И надо говорить правду в лицо… Если мы почувствуем, что эта безопасность нарушается и грозит нам потерей территории, то, конечно, мы пойдем на крайние меры, и нас ничто не остановит», — подчеркнул сенатор.

Стратегическое расположение Калининградской области китайский портал Sina сравнил с ножом, приставленным к горлу Европы. Поэтому официальные лица западных стран всячески стараются спровоцировать эскалацию конфликта. Как заявил глава Минобороны Литвы Арвидас Анушаускас, «если в конце года членами НАТО станут Финляндия и Швеция, то уже не Сувалкский коридор можно считать узким местом стран НАТО, а всю Калининградскую область — уязвимой частью России». Из той же серии и шутки президента Словакии Зузаны Чапутовой по поводу переименования Калининграда в чешский «Краловец».

Также отрабатывается блокада Калининградской области по морю.

Ранее Эстония и Финляндия провели учения с целью запереть российский флот в Финском заливе. А министр обороны Эстонии Ханно Певкур уточнил, что Хельсинки и Таллин ведут переговоры о создании общей системы противоракетной обороны (ПРО).

«У меня такое ощущение, что прибалты и поляки решили, будто Калининград — это елочная игрушка. Поиграем с ним, потому что по-настоящему это не Россия. Даю подсказку — это по-настоящему Россия. И если вы устроили блокаду, вы будете воевать с Россией, и Россия вас сотрет с лица земли», — предупредил американский военный эксперт Скотт Риттер.

Поведение не только литовских, но и других прибалтийских политиков, отпускающих в адрес России одно провокационное заявление за другим, объясняется тем, что они считают: Москва не пойдет на решение вопроса силовым путем.

Мы не знаем всех сценариев, которые отрабатываются в Министерстве обороны. Но вот вопрос: а станут ли США воевать за Литву?

Николай Ульянов