Новости

Вашингтон должен прекратить использовать Украину в качестве буфера против России

Накануне своего визита в Вашингтон в этом месяце украинский президент Владимир Зеленский обозначил свое видение ситуации: он пожаловался европейской прессе, что Запад слишком мало делает для Украины, учитывая, что она, по его словам, является «стеной, которая обеспечивает безопасность европейской цивилизации». Затем, прибыв в США, он предложил весьма амбициозную программу восстановления экономики, требующую 277 миллиардов долларов иностранной помощи и инвестиций. Между тем, его оппоненты предсказывали, что президент США Джо Байден сделает ему выговор и потребует, чтобы Зеленский покончил с коррупцией, прекратил репрессии против оппозиционных СМИ и выполнил обязательства Украины в соответствии с Минскими соглашениями.

Ни один из этих сценариев не материализовался в полной мере в ходе двухчасовой встречи в Белом доме. Хотя Зеленский покинул Вашингтон с гарантиями выделения дополнительных 60 миллионов долларов военной помощи и почти такой же суммы на борьбу с пандемией и прочие гуманитарные цели, его дальнейшие высказывания в украинских СМИ свидетельствуют о глубоком разочаровании. Зеленский заявил журналистам, что атмосфера переговоров была «не всегда солнечной». Возможно, это стало столь сильным стрессом для неопытного политика, что он даже забыл обсудить с Байденом его возможный визит в Киев, к которому американский президент ранее проявлял интерес.

Отсутствие прогресса в достижении ключевых целей Украины свидетельствует о том, что основная проблема остается неизменной: в центре внимания американской политики в отношении Украины находится не сама Украина, а Россия, которая, как опасаются в Вашингтоне, пытается «ресоветизировать регион», прежде находившийся под контролем Москвы. Да, Байден и Зеленский подписали совместное заявление, в котором объявляется о планах активизации стратегического партнерства, однако в ключевых стратегических документах США Украина либо вообще не упоминается, либо упоминается исключительно в контексте угроз, исходящих от России.

И для этого имеются веские основания. Влияние Украины на ключевые национальные интересы США является либо незначительным, либо непосредственно связано с Россией. Украина не представляет угрозы с точки зрения нераспространения ядерного оружия или войны. ВВП Украины настолько мал, что она не может стать источником риска для стабильности мировой экономики. Украина никогда не была источником или координатором террористических атак против американских активов, и хотя она принимала участие в возглавляемых США кампаниях в Афганистане и Ираке, ее роль едва ли была решающей. Украина практически не влияет на энергетическую безопасность США. Наконец, нынешнее раздробленное общество Украины усложняет задачу США по поддержанию баланса сил в Европе и Азии, хотя многие высокопоставленные члены внешнеполитического истеблишмента Америки с этим, вероятно, не согласны.

Поскольку политика США в отношении Украины определяется прежде всего страхом перед возрождением бывшего соперника по холодной войне, многие проблемы нынешнего украинского общества либо игнорируются, либо отбрасываются как несущественные, что значительно повышает вероятность крайне негативных политических и геостратегических последствий для Запада.

Так, например, до 2014 года многие западные аналитики полагали, что Украина примет либеральную и инклюзивную форму национализма. Они игнорировали либо преуменьшали раздробленность уличных движений и широкую распространенность антидемократических идей среди их участников.

Однако, после яростного неприятия революции Евромайдана в Донбассе и Крыму, западная поддержка украинской демократии, судя по всему, способствовала укреплению позиций тех сил, что были связаны с исторической Галицией (8 западных областей нынешней Украины из 27). Показательно, что процент украинцев, поддерживающих вступление в ЕС, согласно исследованию украинского центра изучения общественного мнения в 2018 году, был значительно выше в западной Украине (75 процентов), чем в стране в целом (52 процента), не говоря уж о восточных регионах (28 процентов).

Усилия Запада по установлению демократии и верховенства закона на Украине также столкнулись с болезненными парадоксами,  в том числе и при Зеленском. Например, в начале нынешнего года, исходя из соображений национальной безопасности, он ввел самые драконовские, на мой взгляд, репрессии в отношении оппозиционных СМИ за все десятилетия после распада Советского Союза. Одним росчерком пера Зеленский закрыл три общенациональных новостных телеканала. В августе 2021 года та же участь постигла самый популярный новостной сайт Strana.ua, чьи репортеры разоблачили многие сенсационные скандалы, в наказание за «пророссийскую пропаганду».

Еще одним примером безрезультатности усилий Запада в глазах украинцев является сохранение коррупции, несмотря на политику кнута и пряника. Бывший министр финансов Игорь Уманский в прошлом году назвал распространение коррупции «беспрецедентным». Даже институты, созданные для борьбы с коррупцией в настоящее время, согласно распространенному в обществе мнению, извлекают из нее выгоду.

Наконец, имеет место парадокс, который заключается в том, что усилия по обеспечению суверенитета и независимости Украины, предпринятые западными правительствами и международными организациями при поддержке Белого дома, оказались контрпродуктивными. После того, как заместитель главы администрации Зеленского Олег Татаров публично приравнял опеку Запада к «внешнему управлению», он немедленно был отстранен от должности и оказался под следствием по обвинению во взяточничестве. Однако, почти две трети украинцев, опрошенных в начале 2021 года, согласны с мнением, что Украина находится «под внешним управлением», а на юге и юго-востоке страны этот показатель значительно выше.

Сторонники нынешнего курса утверждают, что без пристального надзора Запада на Украине мог  произойти «откат» и возник бы риск нового сближения с Россией. Но я абсолютно убежден, что именно игнорирование Западом прав русскоговорящих украинцев может привести к усилению в этой стране антизападных настроений.

Нынешняя политика США, на мой взгляд, способствует усилению нездоровой зависимости Украины от Запада. В этой связи часто упоминаются привязанные к размеру ВВП «долговые расписки», выданные в 2015 году иностранным кредиторам в рамках реструктуризации государственного долга Украины. По данным финансовых аналитиков, выплаты держателям этих расписок должны начаться при условии, если рост ВВП превысит 3 процента в год, а его номинальный объем превысит 125,4 миллиарда долларов. А как только реальный рост ВВП превысит 4 процента, Украине придется выплачивать кредиторам 40 процентов от суммы, превышающей порог в 125,4 миллиарда, вплоть до 2040 года. По мнению некоторых экономистов, это, в сущности, убивает любое стремление к экономическому росту. Даже переговоры по поводу транзита российского газа через Украину в значительной степени опираются на вмешательство Запада.

Эта зависимость, которая далеко не ограничивается экономикой, усугубляется нереалистичными ожиданиями Запада относительно своей способности управлять внутренними делами Украины. Для продвижения американских интересов политикам следовало бы более серьезно отнестись к сложной истории и культуре украинского общества.

Кроме того, если Америка считает ключевым вопросом переговоров права человека, то они должны  распространяться на всех украинцев, включая тех, кто предпочитает говорить по-русски. Согласно данным Института социологии, после 2014 года эта группа насчитывает от 25 до 33 процентов населения страны, не считая 20 с лишним процентов украинцев, одинаково комфортно чувствующих себя в обеих языковых средах. На мой взгляд, ничто так сильно не подрывает авторитет Вашингтона среди русскоговорящих украинцев, как безразличие американских политиков к их культурным, религиозным и политическим правам.

Наконец, американские политики должны публично объявить, какие расходы они готовы заставить нести налогоплательщиков США и как долго, чтобы сохранить Украину в качестве буфера против России. Бывший президент Украины Виктор Ющенко, который отнюдь не является другом Москвы, недавно выразил огорчение по поводу того, что более 40 процентов украинцев согласны с Владимиром Путиным, что украинцы и русские – один народ. Социологические исследования показывают, что с этим мнением согласны 44 процента молодежи, то есть даже больше по сравнению с пожилыми людьми (42 процента). Таким образом, нынешняя политика США не отвечает национальным интересам Америки и может привести к  негативным последствиям.

На мой взгляд, следовало бы оставить украинцев в покое, чтобы они могли сами  разобраться в своих проблемах. Сторонники западного вмешательства в украинские дела, вероятно, возразят, что это означало бы отдать инициативу России. Я же полагаю, что пришло время доверять здравому смыслу украинцев, в том числе и тех, кто считает свое русское культурное наследие вполне совместимым с украинской гражданской идентичностью. Отношение к ним как к «пятой колонне», характерное, к сожалению, для многих украинских чиновников, может только подорвать их лояльность к Украине, причем до такой степени, что никакой поддержки Запада не хватит для ее восстановления.

Итак, хотя нам это и не свойственно, в наших национальных интересах предоставить другим  народам возможность самим решать свои внутренние проблемы, а не пытаться подогнать их под американские геополитические амбиции. Подобный курс, как многократно доказывала история, ведет к большим разочарованиям.

Nicolai N. Petro

Перевод Игорь Абрамов