Новости

Вечные грабли мазепинской нумизматики

Пантеон новых украинских героев наполнен такими сомнительными личностями, что каждое их появление оборачивается скандалом.

На днях Национальный банк Украины ввёл в обращение новую монету достоинством 10 гривен из цинкового сплава с гальваническим никелевым покрытием, призванную заменить собой устаревшую купюру. Указывается, что «на реверсе монеты изображён портрет украинского гетмана Ивана Мазепы, на аверсе в центре в обрамлении древнерусского орнамента размещен номинал монеты».

Собственно, причиной скандала стал именно гетман-Иуда, точнее его портрет. Нумизматы начали споры ещё до появления монеты в широком обиходе. По утверждению художников банкнотно-монетного двора НБУ братьев Харук, на монете изображён совсем другой человек – гетман Пылып Орлик, принятый и утверждённый банкирами как настоящий Мазепа. Проще говоря, ряд авторитетов уверяют, что Мазепу изобразили с физиономией другого человека.

Корень нынешних и предыдущих скандалов заключается в том, что сколь-либо достоверного изображения гетмана не существует и даже само украинство не определились, какое из выдаваемых на-гора лиц принадлежит Мазепе.

Как тут не вспомнить Козьму Пруткова с его знаменитым тезисом: «Если на клетке слона прочтешь надпись: буйвол, – не верь глазам своим!»

Серьёзные попытки найти настоящий портрет своего героя украинство предпринимало ещё до Второй мировой войны. Художник и архитектор Владимир Сичинский в сборнике «Гравюры Мазепы. Гравюры в честь Мазепы и гравированные портреты гетмана» описал имеющиеся в его распоряжении изображения и пришёл к выводу, что это совершенно разные люди.

Это подтвердила и современная исследовательница «иконографии Мазепы» Ольга Ковалевская из Института истории Украины Национальной академии наук. Она объясняет сложность тем, что «практически каждый исследователь предлагал свой собственный изобразительный рядна основании которого старался построить какую-нибудь более или менее вероятную гипотезу». Проще говоря, сначала утверждается, что на рисунке Мазепа, а потом это «доказательно подгоняется». В итоге мы получаем 10 гривен, где вместо гетмана – другой мужик.

Мазепа работы Жан-Пьера Норблена де ла Гурдена

Мазепа работы Жан-Пьера Норблена де ла Гурдена

Надо сказать, подобные казусы встречались и до Мазепы-десятигривенника. Так вышло со знаменитой гравюрой Норблена. Его «портрет Мазепы» (кстати, признаваемый его апологетами до сих пор) в графическом фонде Библиотеки Народовой в Варшаве числится как «Портрет «жида-арендатора в имении Чарторыйских» («Zyd pachciarz w dobrach Czartoryskich»).

Были и другие примеры: так портрет «Напольного гетмана малороссийских войск» русского художника И. Никитина специалисты называют портретом гетмана Полуботка. А признанный многими спецами за оригинальный «Мазепа из Грипсхольма» из московского Государственного исторического музея,  после  детального изучения признан портретом великого гетмана Литовского Казимира Павла Яна Сапеги.

Мазепы бывают разные – синие, желтые, красные

Мазепы бывают разные – синие, желтые, красные

Люди, знающие, помнят, что для поисков хоть чего-то достоверного и обоснованного не воспалением шароварного мозга, а наукой привлекали даже экспертов-криминалистов СБУ. И они, изучив с помощью новейших технологий различные изображения, выбрали из предложенного списка лишь три (портрет «Ивана Мазепы в латах с Андреевской лентой» из Днепропетровска, портрет гетмана Ивана Мазепы из коллекции В. Бутовича и портрет художника Мартина Бернигеротта). По их мнению, эти портреты похожи.

В Нацбанке Украины решили не париться и сунули на купюру «шо було». В итоге на имеющихся трёх «мазепинках» – две разные физиономии.

Один эскиз рисовал Василий Лопата, второй – Алексей Руденко. Причем многие художники видят на первой десятке портретное сходство даже не столько с модифицированным портретом Пылыпа Орлика, а с самим Лопатой, который «добавил себя» и в другие гривенные изображения. Это нормально, ведь мог и кого-нибудь из Симпсонов разместить.

Кстати, до появления новой «мазепинской» монеты в 2001 году Нацбанк уже выпускал юбилейную монету, посвященную гетману, и там изображён еще один «подлинник», рисунок Самийла Величка. Отчего тогда банкиры решили отойти от «орликовского» варианта не совсем понятно, но благодаря им в украинской нумизматике теперь есть три портрета отпечатанного на деньгах предателя. Судя по тому, что поиск истины в Киеве не сильно приветствуется, мы ещё увидим новые монеты с «новыми Мазепами», их можно совершенствовать до бесконечности, помещая на аверс под надписью «Иван Мазепа» кого угодно – от Дмытра Яроша до Дмитрия Гордона. Всем им цена 30 копеек.

Василий Качура