Новости

Вернулись с выборов

Странные получились выборы. Вот мне было 35 и вдруг стало 40. Да, кое-что в моей жизни происходило. Как и в вашей. Но что поменялось принципиально в масштабах Украины? Пять лет назад в Киеве был Кличко и вот он будет опять. Но Киев ведь не стал Сингапуром. Да что там Сингапуром, он не стал дальним пригородом Сингапура.

В Одессе, Харькове, Львове, Днепре бываю крайне редко. Трудно оценивать достоинства Труханова, Кернеса, Садового, Филатова. Но там ведь не Эльдорадо, правда? Вроде бы там не было замечено дикого прироста инфраструктурных объектов, создания новых архитектурных форм или существенного роста зарплат. Что за пять лет в этих городах появилось эдакого, что можно присвистнуть? Новый театр необычной формы? Небоскреб? Дворец?

Жизнь государства она как жизнь человека — если тебе за минувшую пятилетку нечего вспомнить, значит ты прожил эти пять лет зря. Новый год, майские, День независимости, 1 сентября и все — снова поздравление президента в телеке и ничего особенного. Ничего продуктивного, полезного, растущего. Год сурка. Затем другой. Третий. И так все пять лет.

В 19-м нас прорвало. Нам надоело все это говно под названием «старая политическая элита». Безусловно, ключевая заслуга в этом была Порошенко. Он нам всем сделал незабываемый экскурс в историю, показав, как в отдельно взятой стране устраивали расистские гетто.

Но вырвались, молодцы. Не всех, правда, отпустило. Но это как алкоголизм. Слабые духом ломаются первыми. А попробуй не поломаться, когда даже Лариса Ницой в ту пятилетку не могла в риторике переплюнуть самого президента. «Свобода» до сих пор не может выйти из маргинеза. Первые жертвы Петра.

И вот мы получили виртуальных «слуг». К ним много было вопросов и претензий. Но ведь и к нашим солдатикам летом 41-го были вопросы и претензии. Все понимаем. Где-то не хватило сил, где-то сноровки, тут надо было перегруппироваться, а тут выровнять линию фронта. Но ведь не за Уралом же перегруппировываться и выравниваться?

«Слугам» досталось тяжелое наследство. А с другой стороны, в какой стране легко? Где нет проблем, вызовов и вообще все дается без напряжения? Всем тяжело. И все напрягают булки.

У «слуг» было много на старте проблем, но ведь и карты на руках королевские. Вся исполнительная и законодательная вертикаль в руках у одной конторы. Вам люди по наитию доверили решить два ключевых вопроса по сшиванию страны — вопрос языка и вопрос войны и мира.

Что делать с языковым вопросом у нас знают все. Без исключения. Учитель физкультуры в Дрогобыче и охранник автостоянки в Мелитополе. Я ни одного человека еще в своей жизни не встретил, который сразу бы не сказал, как нужно поступить. Да я и сам знаю, как нужно. Это ж не Крым вернуть и даже не бабушку куда-то там перевести. Никаких сомнений в том, как правильно разрешить вопрос языка ни у кого из нас нет.

Другое дело, что знать-то мы знаем, а вот решать этот вопрос должна власть. И уж давайте прямо. Никто ведь не требовал от Зеленского русского, как второго государственного. Даже какого-то закончика о русскоязычных кухаркиных детях никто не ожидал. Второй сорт так второй сорт. Не первый же год так живем. Но ведь даже при Порошенко людей не штрафовали за то, что они где-то там говорят на своем родном языке. Это ведь даже не дикость. Это мерзость. Вот о том, что не надо быть мерзкими друг с другом в языковом вопросе — только эту малость и ждали от Зеленского. Чтобы просто поговорить и хотя бы по умолчанию не переходить к взаимной мерзости. Это ведь важнее анаши.

Но нет. «Слуги» прикинулись карпом на солнце. А разве есть у карпа языковая проблема? Вот и у «слуг» ее нет. Раз не обсуждаем, значит не о чем говорить.

И второй вопрос — это война и мир. Сугубо толстовская тема. И тут тоже ведь от Зе не требовали Кубани в придачу и совместный с Гелетеем поход в Севастополе. Просто скажи внятно — Минск «да» или Минск «нет»? Если «да», то там есть все эти пункты, которые даже не ты подписывал. Если «нет», то денонсируй и дальше предлагай свои конструкции. Но ведь нам всем нужна определенность. Что мы строим? Стадион? Стадион так стадион. Но если сортир, то так и скажи. Сортир — это ведь тоже для людей. А ты снова карп на солнце.

Но карп у нас оказался не только вялым. К двум ключевым проблемам, которые Зе получил в наследство — языковой и военно-мировой — он еще и не напрягаясь нарисовал третий. Зеленский сдал страну в концессию международно-корпоративному отребью. Землица, оборонка, НБУ, силовой блок, суды, медицина, почта, атомка, УЗ, «Нефтегаз» — все идет оптом на продажу. Страной управляют набсоветы.

Карп таки еще и тупой. В итоге, что мы имеем? Вопрос языка отложили (забили). Вопрос войны и мира отложили (забили). Вопрос внешнего управления решили (положительно). И то, что полтора года назад людям казалось адищем и они готовы были голосовать за кого угодно, лишь бы вырваться из этого ежегодного дня сурка, теперь породило обратный эффект. Старые местные в сравнении с новыми, но тупыми и лживыми, показались теперь цитаделью стабильности.

В целом, это хреновый итог для страны. В нем нет поступательного развития. Общество снова поляризуется. Снова создаются свои идеологические стаи. Нерешенные вопросы языка и мира для них — это кормовая база.

И ведь самое паршивое даже не в этом. Представьте Украину через 5 лет. Что вы там видите? Бурдж-Халифу на Трухановом острове? Сиднейский оперный театр на Ланжероне? Нет у нас таких фантазий. Люди расписались за старых, лишь бы не было еще хуже. И получили еще одну законсервированную в развитии пятилетку, в которой каждый новый год, как очередной день сурка.

А вот карпом на солнце больше прикидываться не получится. Нет больше у него солнца. Только корона, только экономический кризис, а теперь еще и кризис легитимности.

Игорь Лесев (Украина)