Новости

Весна в Харькове. Опасная и дорогая жизнь на минном поле

В Харькове весна обнажила старые и новые проблемы - плохое качество воды и воздуха и землю, которая нашпигована минами

"Применение боеприпасов с обедненным является преступлением против человечества и планеты, их применение недопустимо и аморально. Требую положительно рассмотреть эту петицию и принять безопасные меры, чтобы исключить использование таких боеприпасов со стороны ВСУ до момента окончательного рассмотрения петиции", – говорится в тексте, появившемся 27 марта на официальном сайте Зеленского.

По состоянию на утро 30-го петиция не набрала и 500 голосов (для рассмотрения за три месяца нужно набрать 25 тысяч).

Обычное для Украины дело – предложения, идущие вразрез с безумной политикой режима Зеленского, набирают голоса ни шатко, ни валко. Это объясняется просто – регистрация на сайте требует предоставления личных данных. Что, в свою очередь, автоматически делает подписанта клиентом СБУ.

В то же время, заявление замминистра обороны Британии Аннабель Голди о передаче ВСУ боеприпасов с обедненным ураном на подконтрольных Киеву территориях Юго-Востока Украины было воспринято, мягко говоря, отрицательно.

И особенно в Харькове. В городе, где до сих пор работают НИИ и факультеты физико-технического профиля, в советское время мирового уровня. Где до сих пор много толковых специалистов, в том числе ядерщиков. Им нелегко впарить туфту о "практической безопасности" боеприпасов с обедненным ураном.

Здесь отчетливо представляют себе опасность урановой пыли как для человеческого организма, так и для окружающей среды, и в курсе последствий применения НАТО обедненного урана в Югославии. Поэтому готовность режима Зеленского применить урановые боеприпасы в Донецкой, Луганской, Харьковской, Запорожской, Херсонской областях адекватные харьковчане воспринимают, как желание уничтожить население "пророссийских" регионов, а некогда богатые и цветущие земли на много лет сделать непригодными для жизни.

Кстати, многие харьковские семьи в конце февраля 2022 года решились на эвакуацию в связи с опасной ситуацией на ближайшей к городу Запорожской АЭС. Сегодня, когда станция находится в руках россиян, интенсивность обстрелов со стороны ВСУ снизилась, и опасные эксперименты с топливом от "Вестингауз" прекращены, "ядерные беженцы" вернулись домой.

Впрочем, равновесие на ЗАЭС шаткое. Как заявил постпред России в Вене Михаил Ульянов, "Киев на сегодняшний день не готов подтвердить, что не будет подвергать ЗАЭС обстрелам". А тут еще сюрприз от британских "благодетелей"…

Одним из последствий использования обедненного урана, о котором предупреждали солдат НАТО в Югославии, является то, что "пища и вода станут непригодными для употребления ввиду загрязнения".

В Харькове и без радиации большие проблемы с кондициями воды (и воздуха).

В течение 2022 года в пробах атмосферного воздуха обнаруживалось превышение содержания углерода оксида, пыли, формальдегида, азота диоксида, сернистого ангидрида, фенола, бензола, толуола. Максимальные уровни превышения содержания веществ, которые чаще всего не соответствуют гигиеническим нормативам, составляют: по пыли – до 1,7 ПДК (предельно допустимая концентрация), серистому ангидриду – до 1,3 ПДК, углерода оксида – до 1,2 ПДК.

Не последняя причина ухудшения качества воздуха заключается в том, что на Слобожанщине продолжается развернувшаяся еще в доковидные времена варварская вырубка лесов и лесополос.

С водой дело обстоит еще печальнее.

Санитарно-химические исследования качества воды в колодцах и природных источниках показали, что их нельзя использовать в качестве безопасной альтернативы городскому водопроводу. Более 60% из 1451 пробы не соответствовали нормам "Гигиенических требований к питьевой воде, предназначенной для употребления человеком". Обнаружены превышения нормативных показателей по общей жесткости, мутности, цветности, содержанию нитратов, сульфатов, аммиака, железа. В частности, содержание нитратов в колодезной воде превышало предельно допустимую концентрацию в 1,1 – 6,7 раза.

Коварство нитратов заключается в том, что они никак не влияют на вкус и цвет воды. От них невозможно избавиться кипячением или очисткой бытовыми фильтрами. При этом они чрезвычайно опасны, особенно для маленьких детей. Отравление нитратами ведет к нехватке кислорода в организме и может закончиться смертью.

По микробиологическим показателям с водой в Харьковской области тоже неблагополучно. Из 914 проб воды 54,3% не соответствовали нормативам.

Но главной опасностью, помимо боевых действий, на Слобожанщине остаются мины.

Особенно запрещенные лепестки, которыми укровояки засевали (и продолжают засевать) территории от северной и восточной границ области до Харькова.

Со времени осеннего контрнаступления ВСУ, когда север и восток Харьковской области были вновь оккупированы киевским режимом, не проходило и дня, чтобы гауляйтер Синегубов не сообщил об очередных "перемогах" в деле "разминирования освобожденных территорий". Однако спустя полгода оказалось, что успехи ВСУ на этом поприще скорее отрицательные. Харьковская область, согласно данным ГСЧС (Государственная служба по чрезвычайным ситуациям) остается в числе "лидеров" по площади заминированных территорий.

"К сожалению, фактически ежедневно фиксируем случаи подрыва гражданских людей на взрывоопасных предметах" – отмечают в областной администрации.

В Изюмском районе в результате взрыва погибли 2 человека, еще 2 получили ранения. Согласно предварительным данным, двигаясь полевой грунтовой дорогой близ города Барвенково, легковой автомобиль наехал на противотанковую мину. Пиротехнический расчет ГСЧС в районе места взрыва расчистил 3 км грунтовой дороги, чтобы обеспечить специализированным службам безопасный доступ к автомобилю. На этом участке саперы нашли и обезвредили 12 противотанковых мин", – 30 марта сообщила пресс-служба ГУ ГСЧС Украины в Харьковской области.

Тем не менее, с лета 2022 по март 2023 года администрация города и области не слишком утруждалась предупреждением граждан о минной опасности. В частности, о запрете на посещение кладбищ и Лесопарка речь не шла. Но с наступлением весны представители власти как-то одномоментно засуетились.

Накануне пасхальных праздников и поминальных дней мэр Харькова Терехов заявил, что целый ряд кладбищ закроют для посещения из-за высокой минной опасности.

"Харьковчане будут знать, какие кладбища в городе можно посещать, а какие пока что нет. Есть опасность, что на некоторых кладбищах остались мины и снаряды. Прежде всего, мы обязаны быть осторожными и сохранить жизни людей", – сказал градоначальник.

Также ввели запрет на посещение расположенного в районе окружной по направлению к Белгороду Экопарка. Согласно подсчетам пиротехников, для его разминирования нынешними темпами потребуется не менее 19 лет.

"Машинным разминированием мы там не можем заняться, потому что там лес. Вручную сапер за один световой день может проверить по нормам до 10 квадратных метров. Один расчет из 5 человек будет работать там 7000 дней, – заявил на брифинге начальник управления ГСЧС Александр Волобуев.

Что же касается сельхозугодий, где применяется как раз машинное разминирование, они по-прежнему представляют угрозу жизни аграриев. Подрывы тракторов происходят настолько часто, что работники отказываются выходить в поле. Фермеры, понимая, что посевная кампания находится под угрозой срыва, все чаще соглашаются на условия саперов ВСУ: разминирование на коммерческой основе. Существует такса, согласно которой "защитники" освобождают от взрывоопасных предметов 1 гектар за 1 тысячу евро.

Удивляться здесь нечему: еще во времена АТО существовала практика, когда во время ротации украинские подразделения продавали карты минных полей сменяющим их "побратымам". Традиция сохраняется: в Изюме и его окрестностях после ротации фиксируются многочисленные факты подрывов ВСУ-шников на собственных минах

Судя по все удлиняющемуся официальному перечню мест, запретных для посещения, ВСУ в Харькове и прилегающим к нему районам не просто саботируют разминирование, но и устанавливают новые ловушки – на случай "обороны" города.

На данный момент опасными для посещения объявлены не только кладбища, но и водоемы, лесные массивы и даже зеленые зоны в спальных районах на окраинах Харькова. "Растяжки, разного рода взрывчатка и боеприпасы могут оставаться под листвой или грунтом", - предупреждают пиротехники.

Но самый болезненный удар по обнищавшему населению Харькова и области – это запрет на посещение дач. При том, что в разы подорожавшие овощи многим людям не по карману даже летом, а в настоящее время ценники в универсамах вызывают если не слезы, то нервный смех. К примеру, среднего качества репчатый лук предлагают по 63 гривны за килограмм – по цене пачки сливочного масла.

По утверждению властей, особенно опасно в районе Гоптовки, Старого Салтова, в Чугуевском, Купянском, Изюмском, Балаклейском районах: на дачные участки в этих местах вообще нельзя заходить до осмотра их саперами.

Следует отметить, что минирование в этих районах исключительно дело рук ВСУ, причем даже карту желающим теперь не продашь, поскольку делалось это хаотично.

В настоящий момент укронацисты продолжают разбрасывать и устанавливать мины, особенно на севере и востоке области.

В частности, достоверно известно, что лихорадочно обрабатывается левый берег в районе реки Оскол, причем в первую очередь, как и в Харькове, власти закрывают кладбища.

Артем Павлов