Новости

Ветер дует с Востока

Исламская Республика Иран стала полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Этот факт особо отмечен в Нью-Делийской декларации, подписанной всеми девятью странами-участницами. Процесс, начатый ещё в 2021 году, триумфально завершился. Почему именно сейчас? Вероятнее всего, в прежние годы основатели ШОС — Россия и Китай — не форсировали процесс интеграции Тегерана, беспокоясь о глобальном равновесии. Иран, яростный противник США (или США — противник Ирана?), мог быть слишком сильным раздражителем для Вашингтона. Его членство в ШОС как бы смещало баланс, превращало блок в чуть ли не антиамериканский.

Однако курс на конфронтацию со всеми, кто не является сателлитом США, раскрученный Западом в 2010-е годы, сделал щепетильность Москвы и Пекина неактуальной. «Большой сатана», как метко определил Америку лидер Исламской революции в Иране имам Хомейни, остался верен своей роли глобального поджигателя и жандарма. Провоцирование войны на Украине, подготовка горячего конфликта на Тайване убеждают мир в необходимости консолидации всех, кому такие сценарии не по душе. В том числе и на площадке ШОС. Следующая за Ираном — Белоруссия. Меморандум, подписанный по итогам саммита в Индии, предусматривает её полноценное членство уже в 2024 году.

Кстати, Батька в своём выступлении на саммите сформулировал, пожалуй, самое масштабное видение будущих мировых процессов. Он предложил идею развития незападных стран через создание большого евразийского партнёрства, основанного на сопряжении форматов ШОС, БРИКС и ЕАЭС «в широком контексте». Вот это масштаб! По сути, речь идёт об альтернативном проекте глобализации, ядром которого станет объединение континентальных государств. Настало время подумать о разработке концепции дальнейшего расширения ШОС на среднесрочную перспективу, отметил, в свою очередь, лидер Таджикистана Эмомали Рахмон. Ветер дует с Востока...

«Мы рассматриваем ШОС не как расширенное соседство, а как большую семью. Безопасность, экономическое развитие, взаимосвязанность, единство, уважение суверенитета и территориальной целостности... являются столпами нашего видения», — заявил индийский премьер Нарендра Моди, призвав коллег осознать их новое единство, выходящее за пределы географической близости. Действительно, все страны ШОС формируют на карте мира огромный монолитный блок (ну разве что Монголия с Афганистаном пока выпадают), раскинувшийся почти по всей Евразии. Большой Восток предпочитает решать свои жизненные вопросы сам, без вмешательства Запада.

Формат ШОС позволяет успешно преодолевать известные противоречия между странами-членами, включая оставленные им в наследство западными колонизаторами. Индия и Пакистан теперь предпочитают договариваться, а не враждовать... Помогает общение в рамках ШОС и лидерам других государств. Частные трения между Индией и Китаем, Киргизией и Таджикистаном и, что греха таить, между Узбекистаном и Казахстаном снимаются в процессе координации развития организации при участии России и Китая. 

Не зря ШОС в своём наименовании содержит понятие «сотрудничество» (cooperation). Особенность восточного менталитета, противоположная западной «конкуренции».

Даже самые острые вопросы вроде украинского конфликта и связанного с ним глобального противостояния участники ШОС не обошли стороной, но при этом сделали это так ловко, что вызвали понятную зависть наблюдателей. «Близость или совпадение оценок текущей региональной и международной повестки дня», констатированная в индийской декларации, по сути означает, что такие мощные игроки мировой политики, как Индия и Китай, вполне официально заявили на всю планету, что их оценки ситуации на Украине «близки или совпадают» с российскими. Солидаризовались с Москвой. В том числе и по своим собственным причинам.

Растущий политический вес ШОС толкает организацию играть всё большую роль в самых масштабных, глобальных вопросах. Например, в реформе международных институтов. О важности изменений в ООН заявил Моди. В декларации была отмечена необходимость по-прежнему придерживаться оонооцентричной модели согласования интересов в мире. Такой подход — центральная роль ООН при расширении прав и возможностей крупных держав, не входящих в пятёрку постоянных членов Совбеза, вполне согласуется с позицией Москвы, на которой все последние годы эрозии международного права настаивают наши дипломаты.

Моральный авторитет в совокупности с экономическим потенциалом стран ШОС позволяет замахнуться и на такой столп международной торговли, как ВТО. Государства-члены выразили намерение «последовательно отстаивать и укреплять открытую, транспарентную, справедливую, инклюзивную, недискриминационную и многостороннюю торговую систему», а также «содействовать развитию открытой мировой экономики, обеспечению справедливого доступа на рынки». Когда голос справедливости звучит в исполнении столь мощного хора стран — бывших колоний, а ныне растущих экономик мирового масштаба, многим на Западе становится неуютно.

Конкретным воплощением этой справедливости может стать постепенный отказ от доллара в расчётах между странами — участницами ШОС. Именно такое предложение было высказано президентом свежепринятого в организацию Ирана Ибрагимом Раиси. Он не стал ходить вокруг да около, а чётко объяснил свою идею политическими обстоятельствами: доллар — инструмент гегемонии Запада. А поскольку Запад настроен к странам ШОС враждебно, незачем поддерживать его экономическую систему. Резонно. Свежая кровь, влившаяся в ШОС, немедленно дала результат. Не терпится узнать, какие предложения выдвинет в следующем году принятая в ШОС Белоруссия.

Сергей Аксёнов