Новости

«Владычица морей»

Как получилось, что у греков самый большой в мире торговый флот.

Когда-то англичане с гордостью восклицали: «Правь, Британия, морями!», потом хвалились своими флотами США и Япония. Однако на самом деле самая могучая морская держава мира, если говорить о торговом флоте, – крохотная Греция. Согласно опубликованному недавно ежегодному отчету Союза греческих судовладельцев, греки более чем удвоили общий тоннаж своего флота в период с 2007 по 2018 год. И это несмотря на все разговоры об охватившем Грецию остром экономическом и финансовом кризисе. Торговый флот обеспечивает примерно 20% ВВП Эллады, будучи крупнейшей отраслью экономики страны.

В сообщении говорится, что грузоподъемность судов, принадлежащих Греции, выросла на 6,63% в годовом исчислении. Корабли, принадлежащие греческим судовладельцам, составляют почти 21% глобального тоннажа торгового флота всего мира и 53% тоннажа Европейского союза, с 4936 судами тоннажем свыше 1000 брутто-тонн и общей вместимостью 389,69 млн тонн дедвейта. На принадлежащие греческим судовладельцам суда также приходится 31,99% от общей вместимости танкеров, 23,12% сухогрузов и 15,17% вместимости химических веществ и нефтепродуктов.

Согласно аудиторской проверке компании Clarksons Shipbrokers, проведенной в апреле 2014 года, торговый флот Греции составлял тогда 4894 судна (291 735 318 длинных тонн и 168 922 455 брутто-регистровых тонн), что по суммарному тоннажу вывело Грецию на первое место в мире: 1217 танкеров (118 621 414 длинных тонн и 64.347 957 брутто-регистровых тонн), 1878 балкеров (145 484 209 длинных тонн и 78 843 115 брутто-регистровых тонн), 62 газовоза (5 395 499 длинных тонн и 6 400 927 брутто-регистровых тонн). С тех пор торговый флот Греции вырос еще больше.

Однако, если посмотреть на мировую статистику общей численности судов торгового флота по странам, то первые места давно занимают уж совсем крохотные Панама и Либерия. Но на самом деле у этих государств судов, которые принадлежали бы их национальным судовладельцам, практически нет.

Дело в том, что во всем мире уже давно распространена практика так называемого «удобного флага», согласно которой те же греки регистрируют свои торговые суда не под флагом Эллады, а той же Панамы, Либерии или Кипра, что позволяет им существенно экономить на налогообложении и уменьшить эксплуатационные расходы.

Приток денежных средств от судовладельцев в Грецию, в 2018 году составил 16,629 миллиарда евро, что на 14,89% больше, чем в 2017 году. Эта цифра была бы намного выше, если бы не так называемые «удобные флаги». Вот почему, несмотря на все финансовые трудности греческого государства, огромные долги и экономические проблемы, благодаря своему флоту греки живут совсем неплохо.

У России же количество единиц морского транспортного флота на 1 февраля 2019 года составило, говорится в пресс-релизе АО «ЦНИИМФ»,
1394 судна, что на 4% больше по сравнению с годом ранее. Суммарный дедвейт судов подрос на 3,2% до 21,8 млн тонн. Но, как видно, до маленькой Греции нам еще далеко.

Как разграбили наш флот

Одна из причин – развал нашего торгового флота в 90-х годах, после распада СССР. Если на момент раздела Советского Союза у России было 799 судов торгового флота и она занимала пятое место в мировой табели о рангах, то после 1991 года и начала приватизации их осталось потом всего не более двухсот. Хаотичная приватизация привела к тому, что большое число судов было выведено за границу и там продано с аукционов. Причем множество наших сухогрузов и судов на подводных крыльях оказалось в той же Греции.

Была отработана мошенническая схема вывода наших судов за границу. Сначала создавалось совместное предприятие с целью «работать более эффективно». После этого на выбранном для увода судне поднимался флаг Кипра, Либерии или другой «удобной» державы, где не надо платить налоги и оно отправлялось в плавание.

Но потом «случайно» оказывалось в порту той страны (например, Греции или Китая), которой его прежний владелец – российское пароходство крупно задолжало (за ремонт, за топливо и т.п.). В результате местные власти его тут же арестовывали за неуплату. А когда оказывалось, что наше пароходство платить не в состоянии, его продавали с аукциона за половину, а то и за треть его реальной стоимости. Но о таком аукционе знали только организаторы махинации, которые сами же и покупали судно, а потом тут же перепродавали с солидным «наваром». Именно по такой нехитрой схеме в те годы ушли за бесценок за границу многие десятки российских судов.

Балтийское морское пароходство, например, было крупнейшим в мире – имело 180 судов. Однако после такой «приватизации» их осталось у него всего несколько. От этого чудовищного разграбления нашего флота стране пришлось оправляться с большим трудом.

Почему же греки?

Однако самый большой в мире торговый флот оказался именно у греков совсем не случайно, а исторически. Дело в том, что легендарная греческая цивилизация – морская. Причем такой эта страна с тремя тысячами островов в Эгейском море стала с самого начала своей истории – фундамент закладывался еще в крито-микенскую эпоху. Жители Крита контролировали тогда все Эгейское море. Искусство античного кораблестроения достигло своей высшей точки с изобретением триеры. А на Кикладских островах появились первые в Европе изображения кораблей, которые датируются серединой III тысячелетия до н. э.

Если в гомеровский период греческие общины жили изолированно, то в VIII—VI веках до н. э. устанавливаются интенсивные связи через море между различными полисами, расположенными в отдаленных областях Средиземноморья, в Сицилии или в Причерноморье. В захваченные колонии везли вино, оливковое масло, керамику, металлические изделия, оружие, а получали в обмен лес, кожу, хлеб, рабов.

В новогреческий период от 1870 года до Первой мировой войны развитие торгового судоходства в Греции происходило во многом благодаря России.

Одесса на Черном море стала главным пунктом отправки российского зерна и других товаров в Европу, причем перевозили его греческие судовладельцы. Об этом свидетельствует рост водоизмещения греческого торгового флота с 250 тыс. т в 1875 до 500 тыс. т в 1911 году и свыше 1 млн т в 1915.

Почти все особняки в центре Одессы принадлежали тогда грекам. Именно поэтому и возникла потом знаменитая песня о том, как «шаланды полные кефали в Одессу Костя привозил». Кефаль – по-гречески головастик, шаланда – лодка, а легендарный «Костя» на самом деле наверняка был греком Костасом. Да и сама Одесса была основана в античные времена теми же греками.

Под Андреевским флагом

Кроме того греческие торговцы еще до того, как Греция стала самостоятельным государством и томилась под игом Османской империи, предпочитали использовать (с разрешения России) наш голубой Андреевский флаг. Завидев его, турки опасались трогать их суда. А потом именно этот цвет греки, когда освободились от турецкого ига благодаря победам русского оружия, использовали при создании своего национального флага.

На острове Спецес и сегодня проживает множество греков, которые носят фамилию Орлов, которую они взяли, подражая отважному русскому флотоводцу, отправленному Екатериной «воевать турок» в Средиземноморье. В новые времена одним из самых популярных греков был во всем мире легендарный греческий судовладелец Аристотель Онассис, сумевший создать огромную судовую империю.

О том, что Греция – именно морская держава говорит сегодня в Элладе многое. Чуть ли не в каждой семье кто-то работает на судах или в порту, служит в греческом Военно-морском флоте. А греческий порт Пирей – крупнейший в Южном Средиземноморье.

До сих пор под Рождество и Новый год в греки ставят под елку изображение кораблика, его же рисуют и на поздравительных открытках.

Однако времена неумолимо меняются. Стремительно укрепляет на морях свои позиции Китай и другие страны Азии и Востока. Недавно поступило сообщение, что в рамках государственной программы приватизации в Греции контрольный пакет акций порта Пирей купила китайская компания. А частный остров Онассиса в Эгейском море Скорпиос, где похоронен сам легендарный судовладелец, купил у его наследников российский магнат Рыболовлев. 

Владимир Малышев