Новости

ВМС США: утрата гегемонии, как расплата за ошибки

Дональд Трамп, став президентом США провозгласил программу восстановления военно-морского флота США. Уже давно нет Великого флота из 600 вымпелов Рональда Рейгана, но программа, разработанная в Пентагоне сегодня, подразумевает постепенное увеличение боевого состава кораблей с нынешних 300 единиц до 350. Правда, это особо не скажется на боевых возможностях в еще недавнем прошлом абсолютного морского мирового гегемона.

Продолжение. Начало:

Россия стремится к морскому паритету на море: гегемонии США приходит конец

Гегемонии США приходит конец: морской китайский дракон показывает зубы

13 марта в США была представлена их новая военно-морская стратегия, под названием «Стратегическая кооперация для морской силы в XXI веке». Документ довольно реалистичный. Если с ним разобраться, то выходит, что речь уже больше не идет о тотальном превосходстве ВМС США на море. Основной задачей американского военно-морского флота является превосходство над любым другим по силе флотом мира и выигрыш любой морской кампании.

Итак, закат военно-морской мощи уже признан официально.

Кстати, когда происходил закат военно-морской мощи Великобритании, они перешли от концепции глобального доминирования к концепции превосходств над двумя следующими за ними флотами. Как видим, США поставили сегодня для себя гораздо более скромную планку.

Вообще сравнивать ВМС США с другими странами крайне сложно в виду абсолютно разных концепций их применения. Именно поэтому, если в теории американский флот самый сильный в мире, то в реальности, где надо учитывать силы береговой обороны других стран, он сегодня уже давно не в состоянии выполнять свои задачи в значительной части критически важных для себя территорий.

Именно поэтому ВМС США мы рассмотрим не традиционно, перечисляя число и мощь кораблей, а с привязкой к концепции их применения. Это нам пригодится далее.

 

Авианосный и десантный флот

Списочный состав ВМС США очень специфический. В отличие от любого другого флота в мире, в нем значительную часть составляют авианосцы и большие десантные корабли, главной задачей которых на сегодня является нанесение ударов по береговым целям и обеспечение высадки и действий десанта на побережье противника.

Для этого ВМС США располагает 11 атомными авианосцами и несколькими десятками больших десантных кораблей. Чтобы было понятно, что основной задачей авианосцев все-таки является обеспечение проведения десантных операций (кроме закатывания в асфальт поселений аборигенов), достаточно разобраться в корабельном составе американского флота.

Когда в строю ВМС США было 12 авианосцев, они располагали 12 универсальными десантными кораблями, 12 десантными кораблями-доками и 12 универсальными кораблями транспортами (не считая скоростных транспортных кораблей, задачей котрых было снабжение войск на удаленных ТВД). Первые обеспечивали завоевание превосходства в воздухе и поддержку на поле боя сил десанта. Вторые выгрузку батальона МП (почти 2 тыс. чел.) и его тяжелого вооружения. Третьи и четвертые предназначались для снабжения морских пехотинцев на поле боя, при отсутствии необходимой портовой инфраструктуры. Причем если у первых был сделан больший уклон на количество средств выгрузки, а значит и скорости, то у вторых на больший размер трюмов.

Как видим все авианосные и десантные корабли строились в четкой взаимосвязи друг с другом (потому я их и объединил в один пункт). Как только у американского правительства возник план сокращения авианосцев до 10, то и все «компоненты» десантного флота также подверглись сокращению (в кластере УДК даже до 9, так как у США возникли проблемы при строительстве новой серии таких кораблей типа «Америка»). А после недавнего решения увеличить количество авианосцев до 11, то и десантные эскадры, также решено было подтянуть до этого числа. 

Основными представителями «ударного» звена постепенно будут становиться авианосцы тип «Джеральд Р. Форд» и УДК тип «Америка». Детских болезней у первых пока так много, что второй корабль серии даже не закладывают. И вообще не исключено, что корабль повторит судьбу своего «боевого» товарища, эсминца «Зимволт», которых первоначально планировали построить аж 32 единицы, а затем сократили серию до трех (меньше уже было нельзя, так как корабли были заложены). Причем все три корабля будут считаться кораблями не совсем боевыми, а их главным предназначением будет «отработка» перспективных технологий. Понятно, что все это делается, чтобы скрыть свои провалы, но лучшего выхода американские адмиралы себе не придумали.

Дорогой испытательный полигон получается. Программа «Зимволта»  и «Форда» это десятки миллиардов долларов. Фактически коту под хвост.

С УДК «Америка» все более менее неплохо, так как ничего революционного на нем придумать не успели. Правда основа авиапарка, это злополучные F-35, а потому и тут «традиция» тотальных «перемог» американского флота сохранена.

 

Ударные надводные корабли (эсминцы и крейсера)

Количество задач, которые решают эти корабли очень велико. Они должны защищать в море ударные авианосные и десантные соединения, конвои, наносить удары по береговым и надводным целям, а в последнее время на них сделало основную ставку американское агентство по ПРО.

С учетом резко возросшего круга задач и нового курса Вашингтона было принято решение об отмене обамовского решения о досрочном вывода в резерв 10 крейсеров УРО тип «Тикондерога», которых в составе ВМС США на 2017 год числилось 22 единицы. Более того, сегодня с учетом явного недостатка кораблей эскорта рассматривается вопрос о продлении срока эксплуатации крейсеров этого типа минимум на 5 и даже на 10 лет.

Последние «Тикандероги», согласно новых планов руководства Пентагона вообще должны служить до 50 лет и будут списаны аж в 2045 году.

И это несмотря на то, что они обладают явными конструктивными проблемами.

Собственно именно это и стало причиной досрочного вывода из «эксплуатации» в 2004-05 годах пяти первых крейсеров серии.

Дело в том, что эти корабли имеют очень слабую остойчивость и их живучесть на поле боя вызывает большие вопросы. Это стало причиной невозможности размещения на мачте корабля дополнительного оборудования, что резко снижает возможности по его модернизации. Вот для наглядности борт о борт стоят крейсер типа «Тикондерога» (слева) и эсминец типа «Орли Берк» (справа).

 

Как видим, столкнувшись с проблемами остойчивости, американские корабелы полностью переделали корпус корабля и сделали «Берк» ниже и шире. Вообще решение продлить сроки эксплуатации крейсеров, несмотря на то, что они буквально расползаются по швам (в среднем за время службы каждый корабль имел по 100 трещин корпуса) и имеют массу иных недостатков, говорит о том, что ситуация с надводными эскортными кораблями у американцев просто аховая.

И не в последнюю очередь это связано с провалом программы «Зимволт». Первоначально он должен был стать идеальным кораблем для распила бюджетных средств. Масса новшеств, начиная с орудия главного калибра, основанного на новом физическом принципе выстрела, революционный корпус и прочие «достоинства» позволяли обосновать его гигантскую стоимость.

Свыше 3 млрд. долларов за единицу, плюс 4 млрд. долларов за 35 лет эксплуатации. 

И так бы все и было, если бы уже головной корабль не столкнулся с массой чисто технических проблем. Все боевые  ноу-хау корабля оказались «сырыми». Супер-современной пушки нет, а стрельба управляемыми снарядами из обычного орудия, делает такие эксперименты на вес золота. А для того, чтобы «возить» «Томагавки» через океан никаких революционных решений на сегодня не нужно.

Именно поэтому вместо серии из 32 кораблей будет достроено только три, которые станут фактически опытными кораблями для отработки новых технологий (а значит и дальнейшего попила бюджетов). И чтобы компенсировать нехватку ударных надводных кораблей в ВМС США, и было принято решение продлить сроки службы крейсеров тип «Тикондерога» и построить дополнительно девять эсминцев тип «Орли Берк».

Вообще эсминец «Орли Берк» стал законодателем морской моды конца ХХ века. Оценив достоинства подобной концепции эсминца (даже с учетом его больших «личных» проблем), многие флоты мира начали пополнять свой состав подобными кораблями. Стоит признать, что от привычной концепции эсминца осталось только название. Сегодня они все больше напоминают крейсера, способные не только постоять за себя и за эскадру, но и наносить мощные ракетные удары по противнику.

Надо понимать, что названия типов кораблей сегодня во многом обманчивы. Первоначальные задачи эсминца (начало ХХ века), наносить удары по кораблям противника мощнейшим на свое время вооружением (тогда торпедами), сегодня возложены на корветы и ракетные катера, а вторая задача (середина ХХ века и вторая его половина), охрана эскадр и конвоев постепенно перекочевала к современным фрегатам УРО.

К чему все это сказано. Надо понимать, что желание иметь унифицированный флот и масса денег на это, позволила американцам отказаться от недорогого и очень нужного класса кораблей. Фрегаты УРО тип «О.Х. Перри» был по своему неплохим решением для охраны АУГ в море. Оснащение таких кораблей новыми типами систем ПВО и ПЛО позволило бы США иметь вместо одного универсального корабля («Орли Берк»), два узко-специфических, но для их флота всегда необходимых.

Почему это так важно сегодня. Около половины всех американских эсминцев и крейсеров просто охраняют свои АУГ. Передача этих функций более дешевым кораблям позволила бы им за те же деньги иметь гораздо больше кораблей в составе флота, а значит и получить то, чего они сегодня пытаются добиться вложением колоссальных средств и продлением сроков эксплуатации явно не слишком удачных кораблей.

По итогу, корабли, многие из которых не прослужили и 20 лет были списаны, проданы, отправлены в утиль, или разбиты на учениях в качестве мишеней, а флот сегодня остался без кораблей.

Сегодня в составе американского флота имеется 65 «палочек выручалочек» типа «Орли Берк» из заказанных 75. Вероятно, серия и далее будет продолжена, так как обжегшись на «Зимволте», американцы решили больше экспериментов в этом классе не проводить.

Итого на сегодня США имеют в строю 87 кораблей типа эсминец-крейсер УРО, с перспективой увеличения их числа примерно на 1 единицу в год в ближайшие годы. Затем, если не будут приняты новые решения, количество этих кораблей стабилизируется на цифре 95-100 единиц. Это дорого, но в нынешней ситуации у Вашингтона просто нет иного выбора.

 

Подводный флот

На сегодня американский подводный флот считается самым сильным в мире. Правда, новые технологии ДЭПЛ уже очень скоро могут поставить это господство под сомнение.

ПЛАРБ «Огайо» в количестве 14 единиц и с ракетами «Трайдент-2» на борту до сих пор считаются американским командованием вполне боеспособными. Правда достижения противника в области подводного флота не были им проигнорированы и им на смену разрабатывается новая лодка, строительство которой должно быть начало в 2020-х годах. Главной задачей, которую ставят перед собой американские конструкторы, является уменьшение шумности. Это становится крайне важным, так как «Огайо» успешно «перехватывались» российскими подводниками еще в 1990-х годах. А с выходом в море российских лодок нового поколения устойчивость этого части ядерной триады США вызывает большие сомнения.

При этом сама ракета «Трайдент» военных вполне устраивает и замена ее на новой лодке не предполагается.

А вот с остальными компонентами подводного флота есть проблемы. Четыре подводных ракетных крейсера из переделанных лодок «Огайо», это просто носители большого числа «томагавков». Для борьбы на море они не предназначены от слова совсем.

Такое себе дополнение к «колониальному флоту».

ПЛАРК типа «Лос-Анджелес» (чисто торпедных лодок у США уже не осталось) постепенно выводятся из состава флота и в связи с этим у США есть большие проблемы. Дело в том, что после распада СССР состав ВМС США считался избыточным. После строительства трех уникальных «Сивулфов» в 1990-х, было принято решение разработать новую дешевую лодку.

Ими стали лодки тип «Вирджиния», первую из которых заложили в 1997 году. Но темпы строительства явно отставали от темпов выводы из состава флота старых субмарин. Сегодня это привело к быстрому количественному сокращению подводного флота США.

В 2016 году было выведено из состава флота сразу четыре лодки, а взамен получена только одна.

Чтобы оставить численность подводного флота хотя бы на нынешнем уровне (более 50 единиц), за следующие десять лет нужно построить 30 новых подводных кораблей. Такой темп на сегодня считается излишне обременительным для бюджета США. Даже строительство ежегодно двух новых лодок тип «Вирджиния» уже стал для него значительной нагрузкой, а потому специалистами ВМС была разработана программа по продлению сроков службы 18 ПЛАРК «Лос-Анджелес» на 12 лет, что позволит удержать численность подводного флота на нынешнем уровне, пусть и благодаря устаревшим кораблям.

Но на этом испытания для американского подводного флота не окончились.

 Дело в том, что ставка на атомный подводный флот, логичная и оправданная в конце ХХ века, сегодня уже устарела. Новые неатомные ПЛ, как показали «учения» с привлечением в качестве противника шведской лодки с воздухо-независимой энергетической установкой не оставляют американскому флоту никаких шансов. Малошумные и практически незаметные современные неатомные лодки способны просто перестрелять американские корабли на выходе из мест постоянного базирования или в местах патрулирования.

ВМС США решили проинспектировать свой Тихоокеанский флот. В 2005 году в Калифорнию была переброшена шведская ПЛ нового поколения «Готланд» имеющая воздухонезависимую энергетическую установку (ВНЭУ). Результат поверг их в трепет… Вначале «Готланд» выследил и  «условно» потопил атомную лодку защищающую АУГ, а затем принялся за надводные корабли. Согласно результатов учений, «Готланд» так и не был обнаружен, а его боевые успехи завершились вместе с запасом торпед. АУГ США была разгромлена наголову. Все ее корабли во главе с авианосцем «Рональд Рейган» были условно потоплены.

Подробно об этом и других «тонкостях» современного подводного противостояния здесь.

 

Выводы

Как видим, американский флот, сегодня уже и так утративший изрядную долю своей боеспособности продолжает скатываться вниз. И дело тут даже не столько в его все время сокращаюшейся численности (это как раз решаемо), сколько в том, что американскими адмиралами были приняты неправильные решения. И уже очень давно. Ими они по сути сами способствовали уничтожению своего флота и загнали его в нынешний тупик.

Отказ от целых классов кораблей, сегодня ударил по бюджету, и приводит к технологическому отставанию. Гипертрофированное развитие десантного колониального флота, бессмысленное и съедающего массу средств (последней большой десантной операцией ВМС США была Вьетнамская война) и сегодня не дает флоту развиваться.

Но в этой истории есть и еще одно «дно». Автор прекрасно понимает, что прямого столкновения между флотами России Китая и США в ближайшей перспективе не будет. Но все дело в том, что выбранная американцами неверная концепция развития своего флота привела к тому, что уже сейчас ВМС США не могут диктовать свою волю и гораздо более слабым флотам мира, а значит и правительствам этих стран. Как так вышло? Об этом мы поговорим в следующей части нашей истории.

Тэги: