Новости

Восстанавливая страну: советский Станислав

9 ноября 1962 года указом Президиума Верховного Совета УССР, «принимая во внимание пожелания коллективов промышленных предприятий, колхозов, совхозов, учебных заведений и ходатайство общественных организаций», областной центр Станислав был переименован в Ивано-Франковск.

Между тем город мог быть переименован гораздо раньше: после войны его планировали назвать Сталинск Прикарпатский, Сталинград Карпатский и даже Сталинокарпатск. В итоге уже при «хитром Никите» остановились на Иване Франко, он и к городу имел отношение, и Манифест коммунистической партии Маркса на украинский перевёл.

До 1962 года город назывался Станислав. Его освободили войска 1-го Украинского фронта в ходе Львовско-Сандомирской операции 27 июля 1944 года. Он не был сильно разрушен, но хозяйственная составляющая нуждалась в восстановлении.

Вся тяжесть руководить городом и его набитыми бандеровцами окрестностями легла на плечи полтавчанина Михаила Варнаевича Слоня. С Западенщиной он познакомился до войны, когда возглавлял Тарнопольский облисполком. Потом – война. В феврале 1944 года член Военного совета 18-й армии 1-го Украинского фронта полковник Слонь остался руководить Волынской областью, а уже в конце марта он прибыл в обком Станислава.

Воевал на два фронта с разрухой и недобитками, а потому не случайно в 1954 году он станет запредом КГБ УССР.

М.В. Слонь, М.М. Козенко, И.И. Рясиченко, Ф.К. Щербак

М.В. Слонь, М.М. Козенко, И.И. Рясиченко, Ф.К. Щербак

Станиславский облисполком возглавляли: в 1945 году Максим Максимович Козенко, уроженец Екатеринославщины, потом Иван Иванович Рясиченко из Чигирина, а с 1946 по 1949 год – Филипп Кузмич Щербак из Нового Буга, что на Херсонщине. Никаких «колонизаторов из Московии», как это преподносят сегодняшние псевдоисторики, в новой власти Прикарпатья не было.

Руководили люди военные, потому многое здесь делалось смекалисто, но жёстко. Да и Москва с Киевом требовали скорейшего возвращения к миру.

В декабре 1944 года при СНК УССР был образован Совет помощи западным областям в восстановлении и возрождении этого региона. Сюда пошли деньги со всего СССР. Только в 1944 году было выделено 10 млрд рублей, а в дополнение к этому были предприятия-шефы и братские поставки техники и материалов.

7 мая 1945 года СНК УССР принял постановление «О мерах по восстановлению и дальнейшему развитию хозяйства в Львовской, Станиславской, Дрогобычской, Тернопольской, Ровенской, Волынской и Черновицкой областях УССР на 1945 год».

16 августа 1945 года в газете «Прикарпатская правда» (кстати, первой газете города, выходящей на украинском языке с 1939 года) был опубликован рассчитанный на 20 лет план восстановления Станислава и области.

Напомним, что ещё до войны (после поляков) регион был отсталым, потому разрабатывалась программа его индустриализации. Прежде всего, восстанавливались, реконструировались и усовершенствовались традиционные отрасли: нефтепромыслы и лесопилки, а параллельно начиналось развитие новой промышленности. Однако первым, как и по всей республике, всё же было восстановление транспорта.

Реконструированное здание вокзала. Современный вид

Реконструированное здание вокзала. Современный вид

Слонь распорядился начать срочное восстановление большого вокзала и Станиславских машинных мастерских, построенных ещё в 1866 году. В конце 1944 года мастерские переименовали в паровозоремонтный завод, работающий до сих пор.

В это же время возле военного аэродрома, появились первые постройки для приёма тогда ещё редких гражданских самолётов. Аэропорт и сегодня имеет двойное назначение.

Один из разрушенных мостов на Станиславщине

Один из разрушенных мостов на Станиславщине

Одним из важнейших объектов восстановления был крупнейший в области сахарный завод в Городенке, его запустили сразу в 1944 году. Через два года он разросся до комбината. Производственный план четвёртой пятилетки комбинат выполнил досрочно. Особо ценным было то, что, несмотря на голодный 1946 год, комбинат полностью работал на местном сырье.

Как вспоминал Юстин Тодорович Лычук – председатель колхоза «Перше травня» Снятынского района, сельхозартели и появляющиеся колхозы стимулировались сверху и результат трудовой заинтересованности присутствовал. Сам Лычук в дальнейшем станет дважды Героем Социалистического труда, гордостью области.

Среди быстро восстановленных производств на особом счету был станиславский спиртзавод, в котором был и цех по производству ликёра. С заводом была связана трагикомичная история 1947 года, которую помнят сторожилы. Там взорвалась цистерна со спиртом, взрыв задел здание бухгалтерии и разбросал по окрестностям тысячи купюр, которые разлетелись по улицам, плыли по Быстрице. Оцепление опоздало… Тогда местные жители шутили, что «Станислав один день  побывал в коммунизме».

Что касается новых отраслей, то внимание руководителей привлекли мастерские В. Майера и фирма «Край», работающие здесь с досоветских времен. Их объединили в весомеханический завод, производящий прессы и оборудование, а в конце десятилетия это было уже крупное производство – Станиславский машиностроительный завод, будущий «Промприбор», знаменитый на всю европейскую часть Союза. Также в городе строили радиозавод, уксусный завод, мебельную фабрику. В Калуше в 1947 году началось возведение калийного комбината, а в Коломые реконструировали сборочный цех сельхозмашин.

В 1946 году в городе появилась артель «5 декабря». Построены кондитерский, колбасный цеха и первый в регионе цех по производству мороженого. Работа была организована так, чтобы обеспечить занятостью население окрестных сёл. Со временем артель превратилась в пищекомбинат.

Главной особенностью восстановления Станиславщины было то, что её возвращение к мирной жизни шло в военной обстановке и в условиях тотального террора и диверсий, развёрнутых подразделениями УПА*. В горах Станиславщины, особенно в урочище Чёрный лес, бандеровцы создали прочную сеть опорных пунктов, откуда они совершали дерзкие вылазки. Среди них выделяется нападение на областной центр 31 октября 1945 года группировкой УПА под командованием Высыля Андрусяка, по кличке Ризун.

Командование УПА понимало, что восстановление края выбивает из-под них социальную почву. Потому, с одной стороны, они убивали тех, кто сотрудничал с Советами, запугивали сомневающихся, совершали диверсии, уничтожая построенное и восстановленное. Ответ был адекватным – мразь истербляли физически с помощью массовых облав и точечных операций. Причастных к помощи УПА депортировали. Государство объективно переламывало бандитизм.

В борьбе за новые территории и умы власть осознавала, что главной картой были национальные особенности региона.  Оттого именно на Западной Украине, как нигде в стране, в послевоенные годы занимались культурой и образованием. Причём с национальным уклоном.

Окружающие районы кишели вооружёнными бандеровцами, а в Косове на базе ткацкой мануфактуры создали первую в истории гуцулов многопрофильную промышленную школу гуцульского искусства.

Ивано-Франковский медицинский университет. Главный корпус. Современное фото

Ивано-Франковский медицинский университет. Главный корпус. Современное фото

6 октября 1945 года в Станиславе был открыт медицинский институт. Это стало уникальным событием. Ради первого вуза под его главный корпус даже отдали здание магистрата. Уже первый набор привёл в мединститут 400 студентов. Преподаватели были присланы из Киева и других городов. Потом появился Прикарпатский национальный университет имени Василия Стефаника.

Станислав. Парк культуры и отдыха им. Шевченко , 1945 год

Станислав. Парк культуры и отдыха им. Шевченко , 1945 год

Весной 1945 года к Михаилу Слоню обратились представители станиславской городской интеллигенции с просьбой помочь в восстановлении театра. Найти средства и, главное, специалистов в городе, который был окружён бандами, было сложно. Но их нашли.

Первоначально восстановили разрушенное во время войны здание музыкально-драматического театра, созданного в 1939 году как первый в Прикарпатье профессиональный украинский театр. Актёрами и актрисами стали участники бродячих театров Галичины.

Но власти пошли дальше и решили поддержать инициативу прибывшего режиссёра Татьяны Никитиной. В областной газете было напечатано объявление: «Станиславское областное отделение по делам искусств, Станиславская областная филармония объявляют набор в областной кукольный театр актёров-мужчин и женщин-актрис. Адрес конторы филармонии: ул. Красноармейская, 1. Принятые на работу обеспечиваются квартирами, столовой». Датой создания Станиславского театра кукол считают 6 марта 1945 года, а первая премьера спектакля по пьесе Н. Гернет «Гусёнок» прошла в апреле. Кстати, не имея собственного помещения, актёры и режиссёр приняли предложение властей, которое на тот момент многие считали сумасбродным – они стали ездить со спектаклями по сельским районам. Представления проходили не всегда под охраной, но зато всегда под восторженные овации людей, для которых представления были настоящим чудом.

Ещё одним чудом, доселе неизвестным жителям Станиславщины, стал краеведческий музей, под который отдали городскую ратушу, реставрированную после боёв.

Так кровью и потом советских людей Станислав возвращался к нормальной жизни. И к своему новому имени, декоммунизировать которое явно не будут. Как и не будут, увы, вспоминать, кто отстроил после войны бандеровский форпост, превратил его в развитый промышленный и культурный центр Украины. Советской Украины, разумеется.

На заглавном фото. «Спасибо великому русскому народу за наше освобождение!». Плакат был отпечатан для Западной Украины в Киеве, 1954 г. Автор – В. Карамзин. Фрагмент

Виталий Захарчук