Новости

Вовремя предать...

 

Низкий результат Петра Порошенко в первом туре президентских выборов уже породил массу конспирологических версий о том, что часть заметных членов его команды готова "переобуться на лету", начав переговоры о своем будущем с командой Владимира Зеленского, опередившего его по числу голосов вдвое. Готовность политической элиты перекрашиваться при смене власти — довольно бородатый тренд. И в независимой Украине их было с лихвой еще в Оранжевую революцию, во времена прихода к власти Виктора Януковича и после победы Евромайдана.

Гораздо экзотичнее на фоне политиков выглядят действующие правоохранители и судьи, которые становятся флюгерами под ветром перемен. При этом их роль в процессе сохранения или передачи верховной власти в стране гораздо важнее, чем у политического истеблишмента. Сегодня именно демарши силовиков и Фемиды становятся лакмусовой бумажкой избирательного процесса.

Опрос "Вестей" почти сотни действующих сотрудников прокуратуры и полиции об их политическом выборе 31 марта свидетельствует: большинство людей в погонах из руководящего звена отдают предпочтение действующему главе государства. Хотя в кулуарах ширятся версии о массовой "фронде" и оппозиционных настроениях в силовых структурах. "Вести" попытались разобраться, кто и по каким причинам был готов еще до первого тура выборов пойти против Порошенко.

"Все на низком старте и ждут"

Каста правоохранителей и судей в Украине является довольно закрытой. А большинство из тех, кому удалось вступить в нее, никогда не дают своих комментариев публично. По крайней мере таких, которые расходятся с линией партии. Сегодня даже сторонники Порошенко предпочитают не афишировать свои политические предпочтения.

Причины очевидны: подкованные юристы из правоохранительной системы четко осознают политические риски. С учетом предвыборной гонки большинство из них старательно избегают подобных бесед даже на правах анонимности. Андрей Портнов, бывший замглавы Администрации президента, в разговоре с "Вестями" объясняет, почему так происходит.

"Если действующая власть думает, что судьи выступают на ее стороне, то тут стоит напомнить: Януковича судили судьи из числа тех, кого он назначал, и те, кто присягал ему на верность. То есть утопией является предположение, будто судьи "приватизированы" государством навсегда. На следующий же день после того, как ситуация переменится, они сменят позицию и побегут к новым блюстителям. Принцип крепостного права здесь не работает", — говорит Портнов.

Схожая ситуация наблюдается и среди правоохранителей. Невзирая на люстрацию, сотни тех силовиков, которые "кошмарили" активистов Евромайдана, до сих пор в строю. И, памятуя о массовых преследованиях отдельных своих коллег образца 2014–2019 годов, перестраховываются.

Никто сегодня не скажет, какая часть людей в погонах, несмотря ни на что, "топят" за Порошенко. Равно как и невозможно подсчитать количество тех, кто уже сегодня готов взять под козырек в случае прихода на Банковую кандидата Зе.

"Держим нос по ветру, а хвост пистолетом, — иронизирует в беседе с "Вестями" на этот счет один из начальников отдела столичной прокуратуры. — После событий последних лет нас трудно чем-то удивить, поверьте — хуже просто не может быть в любом раскладе. Поэтому лезть на рожон сейчас никто не спешит, все на низком старте и ждут окончательных итогов второго тура".

Впрочем, у этого правила невмешательства совсем недавно появились яркие исключения. И они связаны исключительно с личными интересами.

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

Брат за брата

В системе судопроизводства первым начал бунт глава Конституционного суда Станислав Шевчук, который заявил, что может отказаться приводить новоизбранного президента к присяге, если тот сфальсифицирует выборы. Демарш связан с тем, что не состоялась его "сделка" с действующим президентом, говорят аналитики. За месяц до этого по инициативе Шевчука КСУ отменил статью Уголовного кодекса о незаконном обогащении. По ней НАБУ и САП взяли за жабры десятки народных депутатов, членов правительства и руководителей центральных органов власти.

После этого на судей хлынула лавина критики со стороны Запада и украинских оппозиционных политиков, а в стенах Верховной Рады заговорили, что такое решение в КСУ принимали в угоду Банковой. Мол, команда Порошенко в случае поражения на выборах хочет избежать ответственности при новой власти.

"Шевчуку в обмен на обеспечение вынесения "правильного" вердикта в истории с незаконным обогащением было обещано возвращение под контроль его брата (Дениса Шевчука, сменившего имя и фамилию на Рулава Одда. — Ред.) предприятия "Укртрансхимаммиак" и закрытие уголовного дела в отношении должностных лиц этой компании", — рассказывает "Вестям" собственный источник в системе хозяйственных судов.

Речь идет о ряде финансовых нарушений со стороны менеджмента госпредприятия, которыми занимается Генпрокуратура с лета 2017 года. Согласно версии следствия, руководители "Укртрансхимаммиака" и ООО "Украинская морская транспортная компания" сознательно занижали тарифы на транспортировку аммиака для российского "Тольяттиазота".

В результате только за 2017 год государственное предприятие "Укртрансхимаммиак", где Рулав Одд является советником главы правления, недополучало прибыли на 800 млн грн, подсчитали следователи ГПУ. В схеме участвовала "Украинская морская транспортная компания", соучредителем которой является брат судьи КСУ.

История с махинациями всплыла почти сразу после избрания Шевчука главой Конституционного суда. Братья тогда синхронно опровергали какие-либо подозрения в свой адрес и настаивали на невиновности Одда.

Впрочем, Генпрокуратуру эти доводы не убедили. Как гласят материалы судебного реестра, уголовное дело до сих пор не закрыто и действия Одда следствие квалифицирует по статье "Присвоение и растрата имущества" в особо крупных размерах в составе преступной группы (ч. 5 ст. 191 УК Украины).

"Шевчук сделал все, что от него требовалось, взял на себя весь поток негатива за отмену незаконного обогащения. Естественно, взамен ожидал свои "стулья". Но в ГПУ ничего не выполнили, дело по-прежнему висит в ЕРДР. Точно не могу сказать: сознательно главу Конституционного суда развели на Банковой или в штангу сыграл генпрокурор Юрий Луценко. Главное, что по "Укрхимтрансаммиаку" ничего не нарешали — вот Шевчук и оскорбился", — описывает подоплеку скандала вышеупомянутый собеседник "Вестей" в системе судопроизводства. 

Он говорит, что именно вследствие такого "кидка" глава КСУ открыто обвинил людей из ближайшего окружения Порошенко в организации уголовного преследования и попытках дискредитации через СМИ его брата и одновременно начал активный поиск новых союзников. Как далеко готов зайти в своем автономном плавании Шевчук, станет ясно уже в конце апреля. Пока же руководителя Конституционного суда коллеги-судьи обвинили в целом ряде злоупотреблений и потребовали его ухода с должности.

 

 

Куликовская битва

Покинул свой пост, хотя пока временно, уйдя на больничный, герой еще одной истории о перебежчиках из команды власти — Константин Кулик, замглавы департамента международно-правового сотрудничества ГПУ. Буквально за пару дней до выборов Кулик, как считают некоторые политологи, с подачи главного на сегодня оппонента Порошенко Игоря Коломойского выдвинул подозрения в рамках дела опального Сергея Курченко целому ряду людей, связанных с действующим президентом.

Среди них экс-глава АП Борис Ложкин, действующий замглавы президентской Администрации Алексей Филатов, а также бывшая руководитель НБУ и совладелица близкой к главе государства инвестиционной компании ICU Валерия Гонтарева. ГПУ тут же усмотрела в действиях Кулика процессуальные нарушения.

Однако топовый прокурор стал известен задолго до этого скандала. Он является одним из первых фигурантов уголовных дел о незаконном обогащении, начатых НАБУ. Кулика, тогда еще военного прокурора, обвинили в том, что он не внес в декларацию несколько квартир и земельных участков.

Очередное слушание по этому делу должно было состояться 2 апреля. С учетом подоспевшей вовремя отмены этой статьи УК Украины Конституционным судом с прокурора должны были бы снять обвинения. Однако этого не случилось из-за накладки по времени — один из членов судебной коллегии во время слушания по Кулику оказался занят в другом процессе.

Посвященные в нюансы правоохранители видят причины демарша Кулика именно в этом. Хотя сегодня эти скандалы пытаются объяснять даже теориями заговора. Согласно одной из них, прокурор помогает своему шефу Юрию Луценко бороться против американской демократизации Украины. Свой ход Луценко сделал, обвинив посла США в Украине в том, что она спустила список "неприкосновенных" — тех, кому нельзя предъявлять обвинения. 

Впрочем, у силовиков со стажем есть более трезвая трактовка "самоволки" Кулика.

"Мой жизненный опыт подсказывает, что подобное уже когда-то было. При генеральном прокуроре Геннадии Васильеве начальник отдела прокуратуры Киева уже возбуждал "необоснованно", и если не ошибаюсь, "накануне перемен" уголовное дело по министру Александру Лавриновичу", — рассказывает "Вестям" Вадим Максимов, бывший прокурор Волынской области, ранее работавший в системе надзорного органа столицы.

 

Слова Максимова подтверждают и другие прокурорские сотрудники, причем с деталями. С их слов, тропинку, на которую в 2019 году вступил Кулик, еще 12 лет назад протоптал его бывший шеф в системе органов Военной прокуратуры — замглавы ГПУ, а ныне главный военный прокурор страны Анатолий Матиос.

В последние месяцы он прямо или опосредованно педалировал скандалы, которые больно ударяли по имиджу Банковой. Например, как писали "Вести", Матиоса называли причастным к сливу информации о масштабном хищении государственных средств в оборонном секторе Украины. Якобы эта информация у него была с ноября 2017 года, но он "продал ее заинтересованным лицам".

 

 

Один из бывших высокопоставленных прокуроров Киева вспоминает кульбиты Матиоса еще во времена Оранжевой революции.

"Тогда был политический кризис, шла речь о перевыборах. Ну и он подмахнул в интересах БЮТ завести дело на Лавриновича, — рассказывает источник "Вестей". — Приезжал прокурор Киева Евгений Блаживский, и "постанову" Матиоса завернули. Толик тогда спрятался в больнице с якобы сердечным приступом. Как "вылечился" — перевелся в СБУ. Не удивлюсь, если и в истории с Куликом он может выступать режиссером этого погорелого театра. Здесь явная аналогия".

Получить комментарий по поводу причастности Матиоса к инсценировкам Кулика "Вестям" не удалось — номер главного военного прокурора отключен. Да и к "Вестям" у него особое отношение — захватом офиса с журналистами он руководил лично. Но сегодня ни для кого уже не является секретом стремление Матиоса держаться на плаву при любой власти.

Так или иначе громкие выпады Кулика и главы КСУ Шевчука — лишь первые ласточки целого косяка "перебежчиков" из стана судей и силовиков, который ожидают политологи. В случае если действующий президент и дальше будет терять шансы на победу, схожим образом поведут себя и прочие чины в генеральских лампасах. Другой вопрос, готов ли будет "принять" их в свои ряды кандидат Зе, в случае если займет пост главы государства.

Автор: Дмитрий Егоров