Новости

Возможные итоги технического саммита НАТО в Вильнюсе

Встреча президентов и премьеров из стран Североатлантического наступательного блока состоится 11-12 июля, но её итоги в общих чертах уже известны.

На конференции, посвященной предстоящим переговорам в «верхах», ещё 4 июля Даля Грибаускайте довольно скептически оценила декларацию саммита: «...будет много красивых выступлений, но по сути - ничего нового не появится. Речь пойдёт только о реализации договорённостей 2022 года в Мадриде».

Судя по нервной реакции министра обороны Арвидаса Анушаускаса и президента Гитанаса Науседы, бывшая глава прибалтийской республики ударила по больному. Её оппоненты тут же заявили, что «текст заключительного документа может быть доработан в любой момент».

Глава МО позволил себе, что называется, надуть щёки. Мол, не стоит брать во внимание критику, исходящую от непосвященных в детали. Науседа заявил о готовности использовать право вето на текст, «если предложенные решения и формулировки будут расходиться с интересами безопасности Литвы».

Политическое и военное руководства Литвы задумывали саммит 2023 года как исторический. Планировалось, что именно в Вильнюсе случится расширение альянса за счёт вступления Украины и Швеции. Важным шагом в укреплении трансатлантического сообщества планировалась договорённость участников об обязательных отчислениях в союзный бюджет в размерах не менее 2% от национальных ВВП.

На предварительных консультациях по вопросам региональной и европейской безопасности литовские адвокаты террористической организации «Украина» утверждали:

«Киев и его армия укрепят и усилят организацию, поскольку уже сейчас защищают не только свободу своей страны, но свободу и демократические ценности всей Европы».

Этот заезженный аргумент в качестве главного звучал из разных уст на всех международных уровнях, но наталкивался на германо-французское сомнение в необходимости таких действий, «пока идёт война». С позицией Берлина и Парижа согласился генсек НАТО – для Киева на данном этапе штаб-квартира сделала максимум.

Но оторвавшиеся от народа руководители Украины считают, что повторение политики открытых дверей уже недостаточно для его отношений с Брюсселем. Шеф украинской миссии при альянсе Наталия Галибаренко на протяжении весны подчёркивала:

«Мы хотели бы в Вильнюсе объединить два направления: практическое сотрудничество и политические рамки. По первой позиции рассчитываем на расширенный комплексный пакет помощи - больше финансирования и больше сосредоточенности на среднесрочных и долгосрочных проектах. С политической стороны хотели бы иметь чёткий путь вперёд к нашему будущему членству».

В ответ литовцы усиленно искали «формулы для более глубокого политического внедрения Киева в структуры и процессы трансатлантического блока». Однако на фоне надвигающегося военного разгрома этого оказалось мало. За пять дней до саммита киевский стендап-комик в интервью CNN молил Джо Байдена уже не о членстве, а хотя бы о незамедлительном официальном приглашении.

Обращение лично к президенту США идеально иллюстрирует общую ситуацию в НАТО: трансатлантический блок  не союз равноправных стран, а подконтрольная Вашингтону организация. Именно в Овальном кабинете решали и решают актуальные вопросы трансатлантической военно-политической повестки. Пока из-за океана Зеленскому ответили «нет».

Однако окно возможностей для Киева ещё не захлопнулось. За три дня до встречи в «верхах» литовец Науседа, поляк Анджей Дуда и латыш Эгилс Левитс в очередной раз попросили Столтенберга пересмотреть решение по Украине. Однако российский удар по дислоцированным во Львове наёмникам и танкам английского производства, скорее всего, не оставил генсеку выбора. Можно предположить, что 10, 11 и 12 июля налёты на украинские тылы продолжатся и окажутся эффективными демотиваторами для других участников саммита.

Пока окончательно не решён вопрос со вступлением Стокгольма. Анкара против, Будапешт отложил ратификацию документа до осенней сессии национального парламента. Тем не менее Столтенберг призвал Турцию и Швецию «искать консенсус». Ситуация висит в воздухе.

Что же касается планов Вильнюса относительно взносов в бюджет альянса в размере 2% от ВВП, это вопрос непростой. Сегодня только пять стран альянса позволяют себе военные расходы в два или больше процентов от ВВП. На саммите, конечно, могут и проголосовать за двухпроцентную «обязаловку». Но не заинтересованные в этом Германия, Франция, Италия, и тем более крошечный Люксембург попытаются в порядке исключений оттянуть срок вступления договорённости в силу до 2027, а то и до 2030 года.

Дискуссии о деньгах не породят больших споров, в отличие от частного вопроса об особых оборонных планах для стран Балтии. Президент Литвы на правах хозяина площадки требует от союзников не только проголосовать за, но и представить «дорожную карту». Он сообщил: «Ситуация с безопасностью стран Прибалтики не улучшается, как это утверждают некоторые чиновники в брюссельской штаб-квартире».

Науседа имеет в виду председателя военного комитета НАТО американского адмирала Роберта Бауэра. Флотоводец убеждён: «Балтийские амбиции альянса не должны доминировать над амбициями других европейских регионов». Степень защиты Италии с её нелегальными мигрантами не может отличаться от уровня защиты Литвы, Латвии с Эстонией. Сконцентрировав все силы здесь, НАТО оголит другие болевые точки континента, заявил адмирал в докладе о ситуации в Европе.

По словам Бауэра, российская угроза носит глобальный характер, цитируем стенограмму заседания:

«Россия везде – в космосе, в Арктике, Атлантике, Африке, Средиземном море, в киберпространстве. Подходы НАТО к обороне обязаны носить максимально широкий характер и не сводиться к точке зрения отдельно взятой деревни».

Прибалты не отступают: появление в Белоруссии российского тактического ядерного оружия и ЧВК «Вагнер» кардинально изменили в регионе архитектуру безопасности. Рига, Таллин и Вильнюс подвергаются огромной опасности и требуют от Брюсселя дислокации в каждой из стран Балтии полноценных мотопехотных бригад НАТО со средствами усиления на постоянной основе. Насколько известно, ответных серьёзных дискуссий в ведущих государствах блока не было.

В отличие от Вильнюса с его претензиями на исключительность саммита (он будет проходить в 26 километрах от границы с Белоруссией и в 270 км от Калининградской области РФ с её комплексами «Искандер»), встреча в верхах для западных столиц – событие рутинное. По европейской прессе видно, что президентам и премьерам просто не до Вильнюса. Во Франции беспорядки, в Великобритании волнения, в немецкой Тюрингии на выборах верх взяла партия, которую причисляют к «пророссийской», а за океаном всё внимание концентрируется на предстоящих президентских выборах.

При таких настроениях вильнюсская встреча – мероприятие проходное. Если не случится чуда на берегах реки Нерис, таковой она и получится. 

ПОВИЛАС ИГНАТАВИЧЮС