Новости

Вступление Швеции в НАТО. Какие вызовы это несет для России

Ускоренная милитаризация

Королевство Швеция, с 2018 года участвующей в военных структурах НАТО, в этом октябре собиралось окончательно оформить эти отношения, ожидая только согласия Турции.

Задолго до начала СВО начали расти и военные расходы Швеции. В 2018 году они составляли 5, 733 миллиарда долларов, а в 2022 году – уже 7,77 миллиарда. То есть за 5 лет ассигнования на армию выросли на 35 %.

Однако уже в следующем году скандинавская страна намерена увеличить военный бюджет еще почти на 30 %, доведя его до 11 миллиардов долларов.

Первоначально достигнуть пресловутого стандарта НАТО в 2% от ВВП на военные расходы предполагалось только к 2030 году. Но теперь решено выйти на 2-процентную милитаризацию уже в 2024 году.

По данным Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), Швеция занимает 3-е место по росту военных расходов, после Финляндии и Литвы

Шведская армия также оказала значительную военную поддержку Украине, поставляя ВСУ танки, БМП, противотанковых роботов, противотанковые ракеты, артиллерийские системы и большое количество боеприпасов.

А что на сегодня представляют собой армия и флот Швеции?

Лейб-гусары и "Леопарды"

Вооруженные силы Швеции (Forsvarsmakten) насчитывают 24,3 тысячи человек постоянного состава Также в шведской армии используется временный персонал, привлекаемый во время учений и т.д, и с учетом этих военных "фрилансеров" она насчитывает 57 тысяч человек.

Во многих же русскоязычных публикациях почему-то приводится численность шведской армии в несколько раз меньше.

Принцип комплектования армии – смешанный: как профессиональный, так и за счет службы по призыву. Воинский призыв был восстановлен в 2017 году, но сегодня он имеет особый формат – из общей массы призывников отбирают наиболее подходящие кандидатуры, стараясь при этом еще и соблюсти принцип "добровольности".

На этих же основаниях призыву подлежат и женщины, составляющие уже 23% военнослужащих.

Регулярные Сухопутные силы на сегодня насчитывают 15 полков и некоторые другие части. Это Лейб-гвардии полк (Livgardet, Стокгольм), Командный полк (Ledningsregementet, Энчепинг), 4-й бронетанковый Скароборгский полк (Шевде), 7-й бронетанковый Южно-Сконский полк (Ревинге), 18- бронетанковый Готландский полк (Висбю) (боевая группа "Готланд"), 13-й пехотный Далский полк (Фалун), 19-й пехотный Норрботтенский полк (Буден), 21-й пехотный Вестерноррландский полк (Солефтео), 3-й кавалерийский Леб-гвардии гусарский полк (Карльсборг), 4-й кавалерийский Норрландский драгунский полк (Арвидсъяур), фельдъегерский корпус (Эстерсунд), 8-й и 9-й артиллерийские полки (Буден и Кристинехамн), полк ПВО (Хальмстад), инженерный полк (Екше), части РХБЗ, логистический полк и группа специальных операций (Карлсборг).

Процесс формирования новых частей идет давно – например, 18-й бронетанковый Готландский полк (боевая группа "Готланд") был воссоздан в 2018 году.

Часть из этих полков состоит из учебных и "неактивных" рот, и представляют собой своего рода "учебки" – кадрированные части. Лейб-гусары и драгуны сегодня – это не лихие всадники в ярких ментиках, но воздушно-десантные, разведывательные и егерские батальоны.

А столичный Лейб-гвардии полк включает батальон военной полиции и целый батальон контрразведчиков.

В военное время на основе существующих кадрированных подразделений предполагается развернуть еще 2-ю и 3-ю бригады. В состав каждой мобилизационной бригады будут входить по три бронетанковых, механизированных и мотострелковых батальона, артдивизион и другие подразделения.

Можно предположить, что по плану мобилизации большинство существующих армейских полков одно-двух батальонного состава могут быть развернуты до штатов полноценных бригад.

К 2030 году сухопутные войска Швеции панируют значительно увеличить. На основе действующих полков и мобилизационных бригад будет развернута 1-я дивизия в составе - 1-й пехотной Лейб-гвардии бригады, 4-й механизированной Скараборгской бригады, 7-я механизированной Сконской бригады, 19-й механизированной Норрботтенской бригады.

Кроме четырех новых бригад, будет также существенно расширена боевая группа "Готланд" – до 9 механизированных и егерских батальонов, и других частей. Группа "Готланд" по своему составу также будет приближается к дивизии. А с учетом форсированного увеличения военного бюджета, формирование этих новых соединений может быть завершено не к 2030 году, а значительно раньше.

Например, в 2024-2025 годах.

Также по всей Швеции имеется около 60 батальонов и групп ополчения (территориальной обороны), включая гренадерские и "лейб-гусарские".

На вооружении Сухопутных сил состоят 120 танков Strv 122, являющийся лицензированной версией "Леопарда 2А5", свыше 500 БМП Strf 9040 шведского производства, БТР Patgb ("Паси") разных модификаций финского производства, 155-мм САУ AS 06, американский ПТУР "Тоу", РПГ "Карл Густав", и другие системы.

В ПВО Сухопутных сил имеется более 20 ЗРК Patriot, HAWK и IRIS-T, 30 ЗСУ Lvkv 90 и переносные ЗРК RBS-70.

Стрелковое оружие шведов – автоматический карабин АК-5 (на базе бельгийской штурмовой винтовки FN FLS), немецкая автоматическая винтовка "Хехлер и Кох" (G3), канадские модификации винтовок М4 и М16.

Многоцелевые "Грифоны" и корветы-"невидимки"

В ВВС Швеции есть 118 боевых многоцелевых истребителей-бомбардировщиков 4-го поколения JAS 39 Gripen. Истребитель "Грифон" вооружен, в числе прочего, и крылатыми ракетами типа "Таурус" с дальностью поражения свыше полутысячи километров.

ВВС Швеции также располагает самолетом РЭБ "Гольфстрим IV" (участвовал в операции НАТО в Ливии), многоцелевые вертолеты UH-60 "Блэк Хоук", Agusta AW109 и другой авиационной техникой.

Швеция обладает также достаточно серьезными Военно-морскими силами (Svenska marinen). Королевский флот включает 5 подводных лодок типа "Готланд" и "Седерманланд", 5 корветов типа "Висбю", корветы типа "Гетеборг" – 4 в строю и 2 в резерве, 15 (по другим данным – 20) минных тральщиков, до 265 сторожевых, десантных, патрульных и других вооруженных катеров, 1 корабль радиотехнической разведки, 17 вспомогательных и учебных кораблей, 1 самолет ПЛО CASA С 212-200.

В состав флота входит отряд морского спецназа, амфибийный полк (береговая оборона), включающий батальон морской пехоты. Всего в шведском флоте на сегодня – три десантных батальона.

"Готланд" и "Седерманланд" – дизель-электрические подводные лодки с минно-торпедным вооружением, тяжелые торпеды Bofors позволяют поражать корабли на дальности до 20 км. На "Готландах" также впервые в мире была установлена автоматическая система боевого управления с подключением к интернету.

Корветы типа "Гетеборг" уже относят к устаревшим, но сейчас они проходят модернизацию. Современные корветы типа "Висбю" – первые в мире боевые корабли, построенные по технологии "Стелс".

Корпус этого новейшего корвета выполнен из композиционных материалов. Теоретически он может оставаться "невидимым" и для РЛС, и для гидроакустических средств, и в ИК-диапозоне. "Висбю" способен развивать скорость до 35 узлов, и нести палубный вертолет.

К 2014 году шведские корветы-"невидимки" прошли модернизацию по "Версии-5", включившие в вооружение не только 57-мм пушки "Бофорс", 127-мм бомбометы и торпеды, но и противокорабельную ракету RBS-15 Mk.2 "Сааб" с дальностью поражения целей до 70 км.

Корветы типа "Гетеборг" и "Висбю" поступали на вооружение ВМС еще в 90-е годы. Это свидетельствует о том, что уже тогда Швеция переходила от концепции оборонительного "шхерного флота" – к флоту "открытого моря". И готовилась выполнять международным миссии в рамках Североатлантического альянса.

Корветы типа "Висбю" ныне принимают активное участие в учениях НАТО на Балтике.

Тотальная "оборона" – в киберпространстве, в космосе и в Арктике

В соответствии с докладом Комиссии по обороне Швеции "Устойчивость: концепция тотальной обороны и строительство гражданской обороны на период 2021–2025 годы", предполагается мобилизация всех военных и гражданских ресурсов в течение недели.

Отмечается уязвимость сфер энергоснабжения, финансовых транзакций, транспорта и бесперебойного снабжения товарами, к которому привыкли жители королевства. Указывается, что сложности могут возникнуть из-за приватизации многих ранее государственных секторов.

Предлагается учитывать и серьезное воздействие на общество информационных цифровых коммуникаций, и угрозы кибер атак. В связи с этим предполагается включить частные предприятия в планировании тотальной обороны, применять закон о строгом нормировании необходимого, обеспечить использование наличных денег.

При этом "информационная защита" общества, точнее – война, отнесена к компетенциям шведской армии.

В "Перспективном исследовании" оборонной комиссии 2022 года, говорится: "В обозримом будущем Россия будет представлять собой самую большую угрозу в нашем регионе".

Основой действий ВС признается общевойсковой бой, но вооруженная борьба будет дополнена активным использованием "некинетических средств" в киберсфере, в информационной среде и в электромагнитном спектре.

Одной из областей ведения войны определен и космос. Подчеркивается, что благодаря своему географическому положению Швеция имеет хорошие условия для эксплуатации спутников и ведения космической разведки. Особое внимание предлагается уделить ведению боевых действий в Арктике, субарктической зоне и на морских островах, и совместным операциям с союзниками по НАТО.

Войсковая тактика предполагает, в соответствии с актуальной доктриной альянса, снижение риска обнаружения и поражения за счет действий небольшими подразделениями и высокой мобильности. Основным соединением определена бригадная тактическая группа, усиленная средствами ведения боя на дальней дистанции и ПВО.

Что касается Королевского флота, то с организацией 3-го дивизиона корветов ему ставится задача ведения боевых действий на нескольких операционных направлениях. Большое значение придается приобретению и применению подводных и надводных беспилотных аппаратов, также внедряются и корабельные робототехнические комплексы.

В шведских ВВС закуплена новая модульная платформа для специальных авиаполетов, при чем в докладе открытым текстом говорится: "Для ведения радиоэлектронной разведки за ВС РФ".

Слишком реальные учения

Швеция согласно концепции "рамочных наций" входит в северную группировку НАТО, которую курирует Великобритания. Соответственно, ее войска будут действовать в тесном взаимодействии с англичанами и прибалтийскими членами альянса.

В случае военной ситуации не только флот, но и армия Швеции может быть использована на нескольких операционных направлениях. Первым из них может быть нанесение удара вместе с ВС Финляндии и Норвегии – в направлении на Гаджиево, базу атомных подводных ракетоносцев Северного флота РФ, и Мурманск.

Например, для действий в условиях Заполярья в настоящее время готовится бригада "Норрланд" (пока еще – 4-й Норрландский драгунский полк).

Вторым направлением может стать Санкт-Петербург, Ленинградская область, Карелия и другие территории РФ, где шведская армия также будет действовать совместно с финнами и силами Передового присутствия НАТО.

Третье гипотетическое направление – усиление группировки НАТО в прибалтийских государствах, с последующим действиями против Калининградской области РФ, возможно – и союзной Белоруссии.

Шведской авиации и ВМС может быть поставлена задача по нейтрализации Балтийского флота РФ.

Что касается боевой группы "Готланд", то ее целью была обозначена оборона этого стратегически важного острова. Но батальоны расширенной группы "Готланд", наряду с другими соединениями, в случае необходимости, могут быть привлечены и к экспедиционным операциям в ту же Литву, Латвию и Эстонию.

В том числе и с помощью закупаемых ныне 6 военно-транспортных самолетах С130J "Геркулес" (позволяет перевозить 92 пехотинца, в версии С130J-30 – 128 пехотинцев).

О подобной конфигурации возможных военных действий говорят и состоявшиеся в апреле этого года учения "Аврора-23", крупнейшие в Швеции за последние 25 лет.

В ходе этих 12-дневных маневров шведские Вооруженные Силы совершенствовали взаимодействие с армиями 12 государств НАТО, а также Украины и нейтральной Австрии. Одними из составных частей учений была отработка поражения кораблей противника и действия британских и польских десантных подразделений.

Учения проходили на севере Швеции и в ее южной части: на условной параллели Ленинградская область – Прибалтика.

Георгий Василевский