Новости

Всё интересное только начинается

Ну что ж, первый этап переформатирования европейских энергетических рынков, который злые языки на Старом континенте уже успели окрестить «путинским переходом», а у нас принято в сокращённом от экономического начальства виде именовать как «схема газ за рубли», можно считать вполне себе состоявшимся. И, несмотря на то что тот же «Газпром», как известно, в последние дни мая перестал поставлять газ сначала компаниям Gasum в Финляндию и GasTerra в Нидерланды, а потом, чуть позже, начиная с 1 июня текущего года ещё и Shell Energy Europe в Германию и Ørsted Salg & Service в Данию, можно смело констатировать, что темпы закачки после серии отказов европейских компаний от оплаты за российский газ по новой схеме в целом не снизились.

 

Да и, по-хорошему, даже не могли снижаться.

 

Просто законы рынка.

Да, есть определённая волатильность при прокачке как по первому «Северному потоку», так и через украинскую ГТС. В эти выходные (после весьма солидных объёмов будней) с утра субботы объём уменьшился почти на 9% — с примерно 7 млн кубометров в час до 6,4 млн кубов по «Северному потоку». И примерно на 3,6% через украинскую ГИС «Суджа». Но это скорее говорит о нормализации, чем о падении. И связано не с выпадением объёмов из-за серии отказов из Европы, а в большей степени с удачной неделей для производства энергии из возобновляемых источников. Так, к примеру, выработка ветрогенерации в Европе к концу недели выросла в два раза — с 5,6% в понедельник до 12,2% в субботу. И да, хотя пока это меньше среднемесячного показателя мая, составившего аж 14,25%, но в нашем случае не представляет серьёзного интереса. Напомним, зелёную энергию невозможно хранить — таких возможностей нет просто чисто технически.

И значит, надо сразу же потреблять.

Тут интереснее другое.

Закачка газа в европейские ПХГ идёт достаточно хорошими темпами, а исключений в схеме оплаты уже не предусмотрено. То есть схема оказалась в целом вполне рабочей и прямо и непосредственно сейчас проходит обкатку на практике.

После чего мы вправе ожидать много интересного и по другим секторам.

И не обязательно по энергетическому, кстати. Хотя то, что происходит сейчас, к примеру, в нефтянке, требует отдельного и очень обстоятельного разговора. Там мы связаны с рядом партнёров отдельными и весьма взаимовыгодными обязательствами, поэтому движения в этом секторе куда заковыристее. Но в общем и целом можно констатировать: о переходе к взаиморасчётам в национальных валютах сейчас крепко задумались даже обыкновенно намертво завязанные на доллар арабские шейхи.

А это, простите, много о чём говорит.

А ведь есть ещё рынок зерна.

Тут всё довольно просто: даже если зерновое ограбление Украины пройдёт, как было задумано (российское руководство тут ни на что чужое не претендует), проблемы дефицита на продовольственных рынках оно вообще ни разу не решит.

А значит, предложенная Путиным и прошедшая обкатку на практике схема взаиморасчёта в рублях теоретически вполне возможна и в этом, весьма чувствительном секторе поставок сырьевых товаров.

А есть ещё никель. Неон, который сейчас является остродефицитным. Да и много чего ещё. Но, признаться, и в довольно узкой газовой сфере всё самое интересное пока только начинается.

Один короткий пример. Как пишет в минувшие выходные германская Welt am Sonntag (и у нас нет основания им в данном конкретном случае не доверять), ответные российские меры только (!) в отношении компании Gazprom Germania и её дочерних структур могут привести к дополнительным расходам германского бюджета, немецких налогоплательщиков и потребителей газа в размере порядка €5 млрд в год.

И тут всё тоже довольно просто.

Поскольку правительство ФРГ передало немецкую дочернюю компанию российского концерна «Газпром» под внешнее управление, «Газпром», естественно, ещё 11 мая прекратил отгрузки в адрес искомой Gazprom Germania и её дочерних структур. По святому, что называется, принципу «не доставайся же ты теперь никому».

И вот теперь в офисе немецкого канцлера неожиданно загрустили: из-за необходимости для Германии срочно закупать газ возникают, мягко говоря, серьёзные дополнительные расходы. Нет, некоторые из них могут быть, конечно, переложены на поставщиков энергии. А следовательно, за них заплатят конечные потребители. Это-то как раз нормально и никого особенно не волнует: на рядовых бюргеров там всем давно наплевать, обстоятельства обязывают. Noblesse, простите, oblige. Ну помоются чуть пореже, свитерок поплотнее наденут и поспят под двумя одеялами. Не в Сибири, в общем, живут.

Тут гораздо хуже другое. Федеральный бюджет федеративной республики, как выясняется, тоже столкнётся с весьма серьёзной и незапланированной нагрузкой. Да и вообще (скажите, какая неожиданность!) газохранилища тоже требуют очень высоких затрат. А время — вещь весьма в нынешних обстоятельствах значимая — уходит, утекает песком сквозь пальцы. Необходимо как-то со всей этой красотой успеть до следующей зимы — иначе просто беда.

Раньше, кстати, если сталкивались с такими вот непредвиденными трудностями, всегда обращались к русским. Сейчас — попробуй вот обратись.

И таких, казалось бы, непродуманных мелочей на европейском континентальном пространстве будет вылезать всё больше и больше. Тут недавно канцлер Австрии тоже (не напомните?) что-то про газохранилища говорил. А есть ещё и весьма любопытный пункт в путинском указе, говорящий об изъятии при определённых обстоятельствах равных объёмов экспортируемого газа у покупателей после перепродажи в недружественные страны. Так что тут вот полякам с болгарами самое время задуматься. Да и немцам, столь активно русским газом барыжащим, тоже имеет смысл, честно говоря.

Этот пункт, конечно, может быть применён, а может и нет. Но полёт фантазии безграничен.

А о том, что «русские всегда приходят за своими деньгами», немцы (те, кто пообразованней) знают прекрасно. Им об этом ещё Отто фон Бисмарк как-то в порыве откровенности говорил.

А Бисмарк в таких вещах вообще редко ошибался.

Германии ли об этом не знать.

Дмитрий Лекух