Новости

Выиграет ли Трамп или нет, Европа должна идти на сближение с Россией

Если Дональд Трамп выиграет переизбрание на пост президента, будет ли Европа ныть и жаловаться на него ещё 4 года, не имея, как сейчас, сколько-нибудь твёрдой, определённой стратегии по противостоянию ему и его внешней политике?

Есть шанс, что Трамп преподнесёт сюрприз политическому истэблишменту, как в прошлый раз, и победит. Европа не может и дальше жевать мякину, надеясь, что его пагубные фортели во внешней политике в ближайшее время прекратятся. Может быть так, а может, и нет.

Комментаторы из официозных СМИ говорят, что Европе всё равно некуда деваться. Она должна подчиняться американским интересам, даже в ущерб собственным. Она должна безропотно нагромождать новые и новые экономические санкции против России. Она молчит, когда Трамп отказывается договариваться о сокращении ядерного оружия России и США.

Трамп аннулировал прошлые ключевые договоры об ограничении ядерных вооружений, но Европа вела себя как тряпка, не возразив и не сумев возглавить оппозицию, в которую вошли бы почти все члены НАТО. Она согласилась и с расширением НАТО до границ России, угрожая ей и нарушив обещания, данные Горбачёву.

Европа должна занять жёсткую позицию по отношению к американской политике в том, что касается не только России, но и Китая – начав с сопротивления давлению на Huawei и запрету продаж технологии 5G европейским странам; должна перестать поддакивать Трампу, обвиняющему Китай в распространении коронавируса; наоборот, ей стоило бы подчёркивать, что принятые Китаем меры привели к тому, что жертв среди его 1.4-миллиардного населения немного.  Действительно, при таком поразительном успехе это Китай имеет право советовать Америке, как избавиться от вируса.

Кроме того, Европе необходимо противостоять склонности Америки раздувать военную угрозу, якобы создаваемую оккупацией Китаем спорных островков и рифов в Южно-Китайском море. В конце концов, всё это по большей части защитная реакция на провокационные шаги США с их операциями вблизи китайского побережья. Что бы почувствовал Вашингтон, если бы китайские самолеты летали у американского побережья?

Европе пришлось смириться с ролью США в поставке современного оружия саудитам в их безжалостной войне против йеменских повстанцев. Европа почти не оспаривала политику США в Афганистане, где продолжается самая долгая война в истории Америки.

Европа заранее капитулировала перед решением Трампа разорвать ядерную сделку с Ираном. Разговоры о поиске путей в обход американских санкций, значительно подорвавших иранскую экономику, так и остались разговорами. Европейцы знают, что раздражённый Иран это риск для мира на Ближнем Востоке, и, тем не менее, они капитулировали перед угрозой США наказывать европейские компании и банки, ведущие бизнес с Ираном.

Европейцы не вмешались, когда Трамп укрепил власть израильского премьера Беньямина Нетаньяху и ослабил палестинцев. Решение о создании двух государств сейчас не рассматривается и, вероятно, никогда рассматриваться не будет.

При Трампе никакого мира на Ближнем Востоке не будет. Не потому ли, несмотря на все свои разговоры о прекращении «бесконечных войн», он сохраняет огромное присутствие (80 000)  американских военных на Ближнем Востоке?

Дорогой читатель, не качай головой, если читаешь это в Париже, Берлине, Мадриде или Стокгольме, как будто ни твоя страна, ни ЕС ничего не могут поделать. Если Трамп будет переизбран, ситуация станет еще хуже, а может, и намного хуже. Что-то делать нужно.

Я предлагаю Европе сделать несколько шагов на Восток, по направлению к России и прочь от США. Это возмутительно? Не думаю. Известный и весьма уважаемый Джордж Кеннан сказал, что расширение НАТО было самой большой политической ошибкой со времён Второй Мировой войны. Он хотел видеть более дружественные отношения с Москвой, а со временем и членство России в Европейском Союзе.

Збигнев Бжезинский, бывший советник по национальной безопасности президента Джимми Картера и крупный политолог, говорил мне, что политика США помешала президенту Путину продвинуть в Россию в направлении вступления в ЕС, чего он когда-то хотел (как и Горбачёв, который рассуждал о создании «европейского дома»). Он говорил мне также, что если бы Дж.У.Буш не проиграл свой второй срок Клинтону, США продолжали бы политику сближения с Россией, что позволило бы Москве более уверенно сближаться с Европой. Клинтон со своей экспансионистской политикой уничтожил эту надежду.

История Европы показывает, что наши общие корни с Россией глубоки. В IV веке христианство процветало в Византии, Восточной Римской империи, со столицей в Константинополе, в то время как его позиции в Западной Империи были очень шаткими. Когда в 1453 году турки штурмом взяли Константинополь, центром Восточной (Православной) церкви стал Киев, а впоследствии Москва — «Третий Рим». Русская Православная церковь вдохновляла русских на сопротивление войск татар-мусульман.

Действительно, если бы русские в конце XV века не победили татар, Европа сегодня была бы, наверное, мусульманской, что означало бы совершенно другую историю для  мира.

В своей любви к классической музыке, балету и опере, Россия в культурном отношении это часть Европы, а европейская культура переплетается с русской. Россия дала ряд величайших писателей, поэтов и композиторов. Всех их вдохновляли достижения европейских коллег, а они, в свою очередь, глубоко повлияли на Европу. Конечно, и  США внесли свой вклад в высокое искусство, но он не идёт ни в какое сравнение с вкладом России, хотя в США население вдвое больше.

Западных туристов, приезжающих в Москву или Санкт-Петербург, поражает, насколько эти города «европейские». Американские города совершенно другие, они более безлики, менее блестящи, в них меньше открытых пространств и меньше уличной жизни. Крупные российские города богаты прекрасными зданиями старой архитектуры. Жители одеваются по-европейски и, если не касаться политики, то образованный класс, особенно в западной части страны, думает как европейцы.

Есть ли у нас в Европе принципиальное расхождение с Россией, достаточно серьезное, чтобы это стоило серьёзной конфронтации? Коммунистическая диктатура мертва и похоронена. Излишне говорить, что Европа, которая обращает больше внимания на права человека, включая свободу прессы и честность выборов, отличается, но это то, в чём мы хотели бы повлиять на Россию посредством более дружеских отношений, а не конфронтации.

Европа, победит ли Трамп или нет, должна идти на сближение с Россией, закопать топор войны и побудить Россию повернуться к ней. Это способ избежать грядущих раздоров, даже войны, в Европе. Не с помощью НАТО под руководством США, а путем установления глубоких культурных, политических, научных, религиозных и экономических связей.

Jonathan Power

Перевод Мария Мышкина