Новости

Вымирающая профессия «врач»

Украинский министр прогнозирует коллапс системы здравоохранения.

Недавно назначенный министром здравоохранения Украины Максим Степанов оказался смельчаком - он попытался забить тревогу по поводу неадекватной реформы, которая проводится в настоящее время в местной системе здравоохранения. На фоне пандемии инициатива, начатая еще с легкой руки Ульяны Супрун (в народе «Доктор смерть») в августе 2019 года, грозит небывалыми бедами стране, которая может остаться без новых врачей.

«После того, как начался второй этап реформы, возникли проблемы с доступом работников клинических кафедр к предоставлению медицинской помощи в учреждениях здравоохранения», — заявил Степанов.

Министр рассказал, что на Украине более десяти тысяч сотрудников медицинских вузов работают в системе здравоохранения и оказывают профессиональные услуги, в том числе профессора и доценты. И после 1 апреля, когда стартовал второй этап реформы, у них практически полностью нет доступа к пациентам «и они не могут предоставлять медпомощь». Более того, после проведения реформы клинические кафедры высших учебных заведений, которые располагаются в медучреждениях, вынуждены платить огромные суммы аренды. «Тот финансовый груз, который ложится на них, просто не позволяет арендовать им эти помещения. Чтобы вы понимали, что происходит в цифрах, то для вузов это доходит до 80-90 млн гривен ($2,9-3,3 млн) в год», — уточнил Степанов, добавив, что похожие проблемы наблюдаются и в учреждениях последипломного образования. И если их не решить, то на Украине скоро не будет врачей — выпускников отечественных вузов.

Кадровый дефицит — не единственная проблема, которая актуальна для системы здравоохранения Незалежной. Не менее важный момент — производственный крах. Промышленные предприятия, как показывает практика, не в состоянии удовлетворить потребности Украины в оснащении клиник оборудованием, не говоря уже о производстве лекарств и средств защиты. И лавры в этом деле, естественно, принадлежат украинским властям. Свидетельством деструктивных процессов в мозгах местных политиков является и тот факт, что единственный в стране завод, способный выпускать ИВЛ, в ближайшее время уйдет с молотка. Государственное предприятие «Буревестник», которое производит аппараты искусственной вентиляции легких Бриза, признано «неликвидом», и в самый разгар пандемии коронавируса Укроборонпром собирается его продать.

«Завод находится в очень затруднительном положении. С той точки зрения, может ли завод быть производственным комплексом в будущем — я думаю, что, скорее, нет», —сообщил на днях заместитель гендиректора Укроборонпрома Мустафа Найем.

В настоящий момент производство на предприятии полностью остановлено, а все имущество арестовано, так как долги насчитывают 100 млн гривен. Видимо Киеву проще закупать импортные аппараты или уповать на милостыню из-за океана, нежели производить собственные. Хотя в этом случае какие могут быть вопросы, если украинские медики уже научились заменять аппараты ИВЛ обычными полиэтиленовыми пакетами. Еще в начале апреля украинские СМИ рассказывали о прекрасной альтернативе аппаратам ИВЛ, которую нашли местные умельцы. Этому способу спасения тяжелых пациентов позавидовал бы даже изобретатель Илон Маск. Назвали ноу-хау на английский манер — технологии Bubble-CPAP (пациент дышит в пакете, а выдох идет через шланг в отдельную емкость). Более того, как выяснилось, этот метод активно использовали еще 20 лет назад. Тогда пакеты спасли не одну жизнь. К сожалению, они нередко рвались и сложно было найти прозрачные и без запаха, вспоминают украинские врачи. Но уже сегодня ситуация абсолютно другая. Украинские медики учатся проводить манипуляции с пакетами быстро и эффективно, чтобы дать шанс на выживание как можно большему количеству пациентов.

Впрочем, смех смехом, а ситуация в стране катастрофическая. Мало того, что Незалежная не в состоянии обеспечить своим гражданам вменяемое лечение, в этом государстве игнорируют помощь, которую пытаются передать из РФ. Так, на российско-украинской границе застряли более двух тонн гуманитарной помощи, которая предназначена для насельников Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. Ее собрали российские верующие, и включает она, в первую очередь, необходимые лекарства и средства защиты.

В результате уполномоченному по правам человека в России Татьяне Москальковой пришлось обратиться к украинскому омбудсмену Людмиле Денисовой с просьбой о содействии в передаче безвозмездной пасхальной помощи. «Помощь носит исключительно гуманитарный характер. Однако этот жизненно необходимый груз может попасть по принадлежности только в случае специального разрешения министерства социальной политики Украины», — написала Татьяна Москалькова.  

Соответственно, в адрес министерства было направлено несколько запросов, но «ответа заявители до сих пор так и не получили». Хуже всего, что собранные лекарства не могут храниться длительное время. Поэтому российский омбудсмен просит у украинского омбудсмена помощи и содействия с тем, чтобы получить разрешение на передачу гуманитарного груза. Но Денисова также не реагирует на просьбу, как и украинские чиновники.

Анна Пономаревa