Новости

Высокопоставленные украинские чиновники опасаются, что «контрнаступление» может не оправдать шумихи вокруг него

Ажиотаж вокруг "контрнаступления" выйдет Киеву боком, пишет The Washington Post (США). Зеленский боится не соответствовать ожиданиям спонсоров, ведь превосходство на поле боя сейчас у России. Читатели издания сомневаются в победе ВСУ. По их мнению, шансов "вернуть" Крым у Киева нет.

Киев, Украина — ВСУ больше года сражаются с российской армией, превосходя имевшиеся ожидания. Но теперь высшее украинское руководство опасается, что результат предстоящего «контрнаступления», направленного на то, чтобы переломить ход военного конфликта с Россией, не оправдает связанного с ним ажиотажа.

«Ожидания от нашей будущей контрнаступательной кампании в мире переоценены», — заявил министр обороны Украины Алексей Резников в интервью на прошлой неделе.

«Большинство людей... ждут чего-то грандиозного», — добавил министр, что, как он опасается, может привести к «эмоциональному разочарованию».

Запланированная «контратака», становящаяся для Киева возможной благодаря поставленному западному оружию и обучению войск, может стать наиболее важной фазой боевых действий, когда Украина стремится занять подконтрольные России территории и доказать, что она достойна постоянной американской и европейской поддержки.

Наступательные военные операции, как правило, требуют подавляющего преимущества, а поскольку российские войска буквально вгрызлись в хорошо укрепленную оборону по всему фронту протяженностью в 1500 километров, трудно оценить, как далеко продвинется Украина в своих «контратаках».

Наращивание сил перед «контрнаступлением», подробности которого остаются в секрете, заставило украинских руководителей задуматься над трудным вопросом: какой результат будет достаточным, чтобы произвести впечатление на Запад, особенно на Вашингтон?

Некоторые эксперты опасаются, что если украинцы потерпят неудачу, Киев лишится международной военной помощи или столкнется с новым давлением, требующим не продолжать боевые действия, а начать с Москвой переговоры, которые наверняка будут проходить на условиях России, что Украина назвала неприемлемым.

«Я считаю, что чем больше у нас побед на поле боя, тем больше людей поверят в нас, а значит, мы получим больше помощи», — сказал президент Владимир Зеленский в понедельник в интервью The Washington Post в своем сильно укрепленном здании правительственного штаба.

Киев стремится совершить быстрый прорыв в той ситуации, когда, по сути военные действия на востоке и юге страны превратились в изнурительное артиллерийское сражение, в котором ни одна из сторон не добивается значительных территориальных успехов. Эксперты говорят, что будет сложно, если вообще возможно, оттеснить русских на их позиции до начала спецоперации 24 февраля 2022 года, когда Москва занимала лишь части Луганска и Донецка, а также Крымский полуостров.

По словам Резникова, западные партнеры сказали ему, что им нужен «пример успеха, потому что мы должны продемонстрировать его нашим народам ... Но я не могу вам сказать, каковы будут масштабы этого успеха. Десять километров, 30 километров, 100 километров, 200 километров?»

Крупный успех мог бы обеспечить бо́льшие поставки западных вооружений и боеприпасов, необходимых Украине для продолжения борьбы, и обеспечить столь необходимый моральный подъем для гражданского населения, которое воодушевлялось стойкостью украинских сил против попыток России захватить Киев весной прошлого года, а затем их неожиданным осенним наступлением на Харьковщине.

Но сейчас преимущество на местности, также в личном составе вооруженных сил — у России. По словам Резникова, в настоящее время на украинском театре военных действий сосредоточено около 500 000 российских военнослужащих, из которых не менее 300 000 находятся собственно на территории Украины.

Одной из ключевых задач Киева и, возможно, начальным признаком успеха, может стать разрушение «сухопутного моста» между материковой Россией и Крымом, перекрытие важнейших путей снабжения российских войск в Запорожской области и изоляция российских баз на полуострове.

Еще одним важным императивом является восстановление контроля над чрезвычайно ценными объектами критической инфраструктуры, включая Запорожскую АЭС, крупнейшую в Европе атомную электростанцию, расположенную в городе Энергодар, и Каховскую ГЭС на юге Херсонской области.

Признавая огромные препятствия для осуществления этого, украинские лидеры продолжают требовать от сторонников на Западе дополнительных материальных средств.

Украина будет готова начать штурм, «как только будет полностью поставлено то вооружение, которое было согласовано с нашими партнерами», — заявил Зеленский. Сроки «контрнаступления» также могут зависеть от погоды из-за не по сезону влажной почвы вдоль линии фронта страны.

Резников отметил, что «первое штурмовое формирование» Украины более чем на 90% готово к началу операции, но некоторые выделенные подразделения все еще заканчивают программы обучения за границей.

Огромная линия фронта создает множество потенциальных направлений для атаки ВСУ.

Украина могла бы сосредоточить усилия на юге и попытаться захватить город Мелитополь, который Россия сделала областной столицей Запорожья, а затем продвинуться вперед, пытаясь перерезать «сухопутный мост».

Украина также может атаковать сам Крым, вероятно, с помощью военно-морских операций и, возможно, даже с десантированием войсковых подразделений на берег. Однако на спутниковых снимках видны обширные траншеи, вырытые российскими войсками для подготовки к возможному нападению.

По другим сценариям, украинцы могут атаковать на восток через ожесточенно сражающийся город Бахмут или из города Купянск, стремясь восстановить контроль над районами в Луганской области.

Другим вариантом для украинцев может быть атака российских позиций через южный город Угледар в направлении Мариуполя на Азовском море.

Зеленский заявил, что считает повторный захват любой занятой русскими украинской территории «успехом».

«Я не могу вам сказать, какие города, какие границы являются для нас значительным успехом, а какие средними... только потому, что не хочу готовить Россию к тому, как, в каких направлениях, и где и когда мы будем действовать», — подчеркнул украинский лидер.

В идеале, по словам Резникова, в ходе «контрнаступления» ВСУ должны не только отвоевать села и города, но и «перерезать логистические цепи российских войск» и «снизить их наступательные возможности».

Западные лидеры настаивают на том, что Украина хорошо подготовлена к предстоящей борьбе.

Но оценки американской разведки, раскрытые в массовой утечке секретных документов на форуме Discord, выявили опасения США относительно способности Украины добиться значительного прогресса этой весной, отчасти из-за предполагаемых «недостатков в обучении и поставках боеприпасов».

«Сейчас мы проигрываем в небе», — заявил Зеленский в интервью The Post в Киеве. Президент Украины выступает за получение американских F-16. Президент США Джо Байден демонстративно отклонил запрос, заявив, что Зеленскому не нужны самолеты.

Зеленский заявил, что Украина не будет ждать истребителей, чтобы начать «контрнаступление», но ей «было бы намного легче», будь у ВСУ американские самолеты.

И хотя Украина недавно получила систему противоракетной обороны Patriot американского производства, «мы также должны помнить, что само по себе одно это название не защищает людей», — сказал Зеленский.

Усиление противовоздушной обороны является «приоритетом номер один», подчеркнул Резников.

Генерал Ричард Бэрронс, бывший командующий Объединенными силами Великобритании с 2013 по 2016 год, сказал, что есть опасения, что все еще истощенная система противовоздушной обороны Украины может столкнуться с массированными ударами российских ракет, как только начнется «контрнаступление».

По его словам, Вашингтону, возможно, придется отдать Киеву свои собственные системы ПВО, чтобы преодолеть эту уязвимость. «Способность Украины контролировать воздушное пространство вызывает сомнения», — сказал Бэрронс, добавив, что в течение всей зимы российской тактикой была попытка вывести из строя украинскую систему ПВО, которая в основном состояла из комплексов российского или советского производства.

По мере того, как украинское «контрнаступление» приближается, Киев призывает Запад к передаче ему более дальних ударных возможностей. Партнеры Украины уже давно выражают опасения, что подобные вооружения могут быть использованы для нанесения ударов внутри России, что может спровоцировать серьезную эскалацию со стороны Москвы. Но, по мнению Зеленского, отсутствие такого оружия ставит Украину в невыгодное положение.

«Откровенно говоря, я не совсем понимаю, почему мы не можем получить дальнобойные ракетные системы», — сказал он, сославшись на заверения в том, что Украина не будет использовать такую технику для нанесения ударов по территории России, чего опасаются некоторые союзники.

По словам президента Украины, из-за отсутствия такой техники ВСУ после взятия южного города Херсона в ноябре не смогли вытеснить российские войска с территории, которую они контролируют прямо за Днепром.

«Оттуда они могут взять войска и двинуть их на восток или на юг. Таким образом они усиливают свои позиции, — сказал Зеленский. — Почему? Потому что они знают, что мы не можем до них добраться... и мы страдаем каждый день, потому что у них есть возможность стрелять по нашей территории».

Российские силы в Херсоне знали, что Украине не хватает средств для нанесения ударов на дальние расстояния, поэтому «они отвели все свои командные пункты, склады горючего, склады боеприпасов более чем на 120 километров», — отметил Резников.

«Вот почему нам нужно что-то существенное с дальностью полета 150 километров, — добавил он. — Русским стало сложнее логистически. Но нам нужно бить по ним все глубже и глубже».

Авторы: Шиобхан О’Грэйди (Shiobhan O’Grady), Изабель Куршудян (Isabell Khurshudyan)

источник