Новости

А я всегда говорю: бабы и водка доведут до цугундера!

В 1842 году посредственная актриса нескольких небольших лондонских театров Элизабет Энн Говард (подлинное имя - Элизабет Энн Херриэт), семнадцати лет, познакомилась с офицером Её Величества королевской гвардии Фрэнсисом Маунтджоем Мартином.

Отсюда и начинается та череда событий – сугубо интимных и геополитических, что и привела весь мир к двум мировым войнам, противостоянию сверхдержав в годы холодной войны и сегодняшнему бардаку многополярности. Корреляция, конечно, не прямая. Но взаимозависимость случайного, на первый взгляд – ничего не значащего и глобального заставляет задуматься.

Любовники наслаждались (а майор был, на минуточку, женат), родили сына, Элизабет блистала в свете. Первой леди светского Лондона и законодательницей мод ей позволило стать то обстоятельство, что влюбленный по уши майор предложил ей великолепный дом в Сент-Джонс-Вуде и свое состояние, которым управляло множество опекунов.

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

И в один из вечеров 1846 года наша ветреная героиня оказалась в салоне лорда и леди Блессингтон д'Орсе. Там её представили субъекту маленького роста, с мутным взглядом… В общем, этот мужчинка имел довольно потрепанный вид, был до синевы пьян и слегка выбрит.

Новым знакомцем мисс Говард оказался не кто иной, как сам Шарль Луи Наполеон Бонапарт – племянник великого Императора Франции Наполеона Карловича Бонапарта.

Шалун Луи к этому времени уже успел наделать порядочно косяков в политической жизни Франции. Был арестован за попытку государственного переворота в 1836 году. А в 1840 году его даже упекли в крепость Гам (на пожизненное заключение без лишения гражданских прав). Ему там так тяжко сиделось, что он смог зачать двух бастардов - Александра, впоследствии граф Лабенне, и Эжена, впоследствии граф Оркс — от своей горничной и швеи Эленоры Верго.

А потом и вовсе сбежал. В Англию. Но без любимой горничной.

В общем, Луи хотелось праздника для души и тела. А у мисс Говард начинали летать бабочки в животе от одной мысли, что этого подвыпившего и слегка б\у недоимператора мог нянчить на своих коленях сам великий Наполеон.

Элизабет поняла, что новое знакомство может привести её к невиданным высотам. Поэтому Луи (ну, если и не весь, то какая-то его часть) очень быстро оказался в нежных и проворных рука мисс Говард. Сам племянник был очень даже не против.

С майором деликатно переговорили. Надавив на благородство. Переговоры были столь удачными, что галантный Френсис не только согласился не бить по лицу Луи, но и оставил своей бывшей возлюбленной её состояние, владения, скромный домик, драгоценности и конный выезд. (Не насосала, а подарили!)

И все завертелось!

Луи, лелеявший свои мрачные мысли о будущей монархии и империи во главе с самим собой, очень обрадовался наличию первоначального капитала. А Элизабет, очень обрадовавшаяся планам своего нового любовника – управлять Вселенной, стала поддерживать того материально.

Тут как раз случился очередной французский майдан образца 1848 года. Луи вернулся во Францию и стал заправским политиком. Клято выступал на митингах, издавал прокламации, печатался в газетах. Обещал удовлетворить всех – независимо от политической ориентации. А мисс Говард для финансирования возрождения бонапартизма продала свои конюшни и драгоценности. И племянник таки выиграл выборы! И стал первым и самым молодым президентом Франции (пока этот рекорд не перебил еще более молодой Макрон аж в 2017 году).

Дело пошло легче. Луи стал мутить политическую воду в национальных масштабах на деньги своей фаворитки – Элизабет заложила дом и продала оставшиеся драгоценности. Уж очень ей хотелось стать императрицей. Наивная!

И 2 декабря 1851 года случился переворот. Республика была ликвидирована. А принятая 14 января 1852 года конституция давала Наполеону почти монархические полномочия. Новоиспеченный император покинул Елисейский дворец и поселился в Тюильри. Все мгновенно почувствовали: демократия закончилась. Он приказал отчеканить монеты, у которых на реверсе сохранялась надпись "Французская Республика", зато на аверсе был его профиль и имя "Луи-Наполеон Бонапарт".

Взойдя на императорский трон, Луи стал оглядывать высокомерным взглядом Глобус – нет ли где возможности устроить коротенькую, но победоносную войну для великой Франции? Возможности не было. Австрия, Россия и Пруссия пребывали в то время в Священном союзе, устроенном аккурат для поддержания международного порядка и противодействия возможным французским поползновениям на геополитический бардак. Англия хранила холодное молчание. (Там не любили союз великих государств и ждали удобного момента)

Тогда Наполеон III попросил турецкого султана даровать ему титул «защитника христиан Оттоманской империи». Порта, пребывавшая в состоянии упадка и измученная проводившимся АТО против сепаратиста Муххамеда Али Египетского, увидев новые геополитические горизонты, согласилась.

В Лондоне сказали: «О’кей!».

 

 

Государи начали волноваться. Особенно Николай I – Россия всегда считала Балканы зоной своих исключительных интересов. Константинополь и проливы прилагались к этим интересам. Заявив, что «этот нелегитимный выскочка сел не в свои сани», российский самодержец стал требовать и для себя подобного статуса – на равных с Францией.

Султан наотрез отказал русскому эмиссару, Россия послала… в смысле - разорвала с Турцией дипломатические отношения.

Англия – на всякий случай! – двинула свои корабли в залив Бесика у выхода из Дарданелл.

Поняв, что это ж-ж-ж-ж… в смысле – этот военно-морской бардак не спроста, Россия – тоже, на всякий случай! - оккупировала княжества Молдавию и Валахию (современная Румыния).

Пока Австрия предлагала как-то договориться, Англия отправила свой флот к самому входу в Черное море.

Турция объявила войну России. Английские корабли начали боевые действия против российского флота.

27 марта 1854 года Англия и Франция объявили войну России.

Австрия, поначалу считавшая себя нейтральной, быстро выпала на измену. Там очень опасались - как бы Наполеон III чего не учудил с австрийскими владениями в Италии. Кроме этого, в Австрии начало волноваться славянское население.

Когда британская и французская армии осадили Севастополь, Австрия предъявила царю ультиматум с требованием ухода России из Молдавии и Валахии.

На костерок прибежали Сардинское королевство, Королевство Пруссия и даже Шведско-Норвежская уния. Подтянулись Черкесы и Абхазское княжество. Мегрельское княжество и Королевство Греция.

Война, прозванная историками «бессмысленным мероприятием» полыхала локальными сражениями от Черного моря и Кавказа до Камчатки – где малоросс по происхождению Василий Степанович Завойко раздавал знатных пендюлей англо-французской морской пехоте.

К концу 1855 года всем всё надоело, боевые действия практически остановились и страны-участницы стали готовить новое мирное соглашение. Подписали Парижский трактат 18 марта 1856 года.

Но не вернулось всё на круги своя.

Австрия выбросила за борт Николая I. А заодно и постоянную, прочную дружбу с Россией со времен наполеоновских войн. Россия, освобожденная от обязательств Священного союза и его ценностей, взяла курс на независимую дипломатию. Основанную лишь на практических соображениях. И резко разошлась с Австрией по поводу будущего Балкан.

Прогрессирующий «фюрер головного мозга» и жадность разрушившего европейские понятия Наполеона III, как и необдуманная политика Австрии, развязали руки и Пруссии. Там почувствовали себя зело самостоятельными. Расправили плечи. Достали из чулана дремавший два столетия (благодаря кардиналу Ришелье) хуторской национализм. Взяли разбег (остановились только в мае 1945 года)… И Отто Фердинандович Бисмарк к 1871 году быстренько слепил объединенную Германскую империю. И стал её первым канцлером. Железным.

Но перед этим товарищ Бисмарк выиграл Франко-прусскую войну и пленил самого Наполеона III – в 1870 году. Луи влез в эту заварушку «благодаря» бурной и кипучей деятельности своей супруги. Нет - не мисс Говард. К тому времени Наполеон III уже был в законном браке с Евгенией Монтихо - урождённая Эухения Палафокс, графиня де Монтихо. Из солнечной Испании.

Побыв в плену у Бисмарка, свергнутый и во Франции, Луи перебрался в Англию. Где и умер в 1873 году.

 

 

А отвергнутая по династическим соображениям, так и не состоявшаяся императрица, не принятая французским двором мисс Говард была вынуждена уехать в Англию (в 1853 году).

Покидая Францию, она, наверное, даже и не подозревала - благодаря и её усилиям глобальный порядок в мире начал меняться. Мир изменился. Изменился навсегда.

А все началось в Лондоне - хмурым, туманным вечером 1842 года. В штанах у майора Её Величества королевской гвардии Фрэнсиса Мартина.

Алексей Куракин

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.