Новости

Япония: Абэ умер, но дело его живёт

Гибель политика может ускорить превращение Японии в военную державу

Убийство бывшего премьер-министра, видного политического деятеля Японии Синдзо Абэ потрясло японцев. Из чувств сострадания и соболезнования даже люди, не разделявшие политические взгляды бывшего лидера страны, пошли на избирательные участки и отдали свои голоса за кандидатов возглавлявшейся Абэ долгое время Либерально-демократической партии (ЛДП). В результате  в верхней палате советников парламента лагерь сторонников устранения из Конституции страны  ограничений на обладание вооружёнными силами и отказа от права ведения войн увеличился до двух третей от состава палаты. Теперь большинство в две трети есть в обеих палатах парламента, что позволяет проголосовать за проведение общенационального референдума, который должен дать ответ, сохранит ли Страна восходящего солнца уникальный пацифистский Основной закон или нет.

Напомним, как сформулирован торжественный отказ японского народа от армии, авиации и военно-морского флота в 9-й статье Конституции Японии: «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооружённой силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признаётся».

Покинувший этот мир Абэ был одним из наиболее ярых сторонников отказа от этих ограничений и превращения Японии, как он говорил, в «нормальное государство», то есть государство, обладающее мощными вооружёнными силами.

На первом этапе политик требовал легализации давно воссозданных в нарушение конституции японских «сил самообороны», устранения эвфемизма, прикрывающего вооруженные силы страны, уже сейчас  входящие в первую десятку сильнейших армий мира. А по бюджетным ассигнованиям на «запрещённые» армию, авиацию и флот Токио тратит суммы, сопоставимые с расходами и даже превышающие расходы на военные нужды таких ядерных держав, как Великобритания, Франция и даже Россия.

Абэ действовал последовательно и напористо. Для начала он преобразовал управление «сил самообороны» в полновесное министерство обороны, затем стал создавать военно-морской флот, строя под видом вертолетоносцев запрещенные как наступательные средства ведения войны авианосцы. На введенных в строй легких авианосцах будут использованы полученные Японией от США новейшие F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. На вооружение японской армии поступили новые типы тактических и крылатых ракет с дальностью более 1000 км, то есть «достающие» до территории КНДР, Китая и России. Заговорили о создании космических и кибернетических войск.

Придя к власти, Абэ ежегодно увеличивал оборонный бюджет, доведя его за девять лет, к 2021 году, до рекордного показателя 52 миллиардов долларов. А теперь опять-таки не без участия бывшего премьера правительство намерено увеличить военные расходы ещё в два раза, доведя их до 2% ВВП, то есть до 100 миллиардов долларов. При Абэ активизировались призывы привести военную мощь страны в соответствие с ее экономической мощью. Учитывая, что Япония является третьей экономической державой мира, получается, что Токио замыслил вывести на этот уровень и свои вооруженные силы.

Абэ в период нахождения у власти удалось протащить в парламенте поправки, разрешающие японским вооруженным силам действовать за рубежом, обеспечивая  «коллективную оборону», в первую очередь с армией и флотом США. Именно при нем в 2018 году была сформирована амфибийная бригада быстрого развертывания – элитное соединение морской пехоты, по сути, силы быстрого реагирования, которые можно использовать в любой «горячей точке» мира, в том числе в территориальных конфликтах.

Предстоит задуманное еще при Абэ изменение стратегии и военной доктрины японского государства. Именно при нем сначала глухо, а затем все более открыто заговорили о ядерном вооружении страны. А недавно Абэ выступил с предложением начать обсуждение вопроса о легальном размещении на Японских островах американского ядерного оружия, что по сей день формально запрещено «тремя неядерными принципами» Японии. Хотя ввоз ядерного оружия США в Японии давно является секретом Полишинеля.

Получив сведения о победе ЛДП и ее союзников на выборах и гарантированных двух третей сторонников пересмотра Основного закона, премьер-министр Японии Фумио Кисида тут же заявил, что дискуссия в парламенте о внесении изменений в конституцию будет активизирована. «Это одно из тех направлений, на котором мы хотим сконцентрироваться», – подчеркнул он. Глава политического совета ЛДП Санаэ Такаити, представляющая правое крыло этой партии, также подтвердила намерение «продолжить ускоренное продвижение идеи изменения конституции страны, активным сторонником которой был покойный Абэ». Как сообщает японское информационное агентство «Киодо цусин», сторонники конституционных перемен указывают на то, что мир с окончания Второй мировой войны изменился и Японии необходимо самой обеспечивать свою безопасность, не полагаясь на США.

Однако сомнительно, что, даже создав мощный военно-промышленный комплекс, о чем сейчас всерьёз задумываются японские правящие круги, Японии удастся обрести такую военную мощь, с которой можно было бы противостоять России и Китаю. Поэтому, несмотря на риторику, курс Токио на теснейший союз с США, а последнее время и с НАТО, останется прежним. 

Не все так просто и с форсированным изменением Конституции Японии. Те, кто из сострадания проголосовали за партию погибшего Абэ, вовсе не обязательно проголосуют и на референдуме о пересмотре Основного закона страны, согласятся с курсом на создание военной державы, воспримут политику правящих кругов «пушки вместо масла». На сегодняшний день мнения по поводу отказа от пацифистской статьи конституции разделились почти поровну. К тому же среди согласных на изменения нет единства в отношении того, устранить всю 9-ю статью или пересмотреть ее лишь частично, узаконив «силы самообороны».

Это признают и в США, где внимательно следят за происходящими в Японии политическими процессами. Как комментировал итоги выборов американский канал CNBC, премьер-министр Японии Фумио Кисида не обладает необходимым «политическим капиталом», чтобы продавить пересмотр послевоенной конституции, несмотря на убедительную победу на последних выборах в верхнюю палату парламента. По мнению старшего научного сотрудника по Азии аналитического Центра американского прогресса Тобиаса Харриса, «учитывая инфляцию, а также то, что рейтинги Кисиды падали в течение всей избирательной кампании,  он не будет чувствовать, что у него есть такой политический капитал».

С этим можно согласиться. Форсировать проведение референдума по конституции при отсутствии большинства сторонников ее изменения и бурных протестов оппозиции для Кисиды и всей ЛДП рискованно. Проигрыш на референдуме надолго снимет вопрос об одобрении народом курса на воссоздание Японии в качестве военной державы. Хотя, как показывает  развитие политических процессов в Стране восходящего солнца, превращение японского государства в такую державу может происходить и при сохранении фактически выхолощенной пацифистской статьи Основного закона.

АНАТОЛИЙ КОШКИН