Новости

Японским ястребам не по нраву пацифистская конституция

Однако половина японцев не хотят нового подъёма милитаризма в их стране

Несмотря на пропаганду «возрастающей для Японии военной опасности» в связи с проведением российскими вооружёнными силами специальной военной операции на Украине и «готовящимся захватом Тайваня Китаем», а также угрозы для Страны восходящего солнца со стороны КНДР, половина японского населения не желает отказываться от пацифизма послевоенной конституции. Такие данные получены по результатам опроса, проведенного информационным агентством «Киодо цусин» накануне отмечаемого 3 мая дня Конституции Японии.

Агентство выясняло отношение населения к планам правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) и правительства убрать из Основного закона пацифистскую 9-ю статью и, прежде всего, вычеркнуть отказ государства от обладания вооружёнными силами. Правящие круги настаивают на придании легитимности созданным в нарушение конституции Силам самообороны, которые по мощи и выделяемым на их содержание средствам занимают 5-6-е место среди армий мира.

Напомним содержание 9-й статьи Конституции Японии: «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооружённой силы как средства разрешения международных споров.

Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признаётся».

Роль японской Конституции как символа в борьбе за предотвращение новой войны признаётся мировой общественностью. Одним из подтверждений этого явилась номинация в 2014 году 9-й статьи Конституции Японии на Нобелевскую премию мира.

Считается, что конституция была составлена и навязана японцам оккупировавшими страну американцами. В известной степени это так. Однако в те годы исстрадавшиеся от войн японцы восприняли антивоенную конституцию как благо, гарантию от возврата к временам милитаризма и близкой фашизму националистической доктрине японизма. Конечно, были и реваншисты, помышлявшие о восстановлении Японии как мощной военном державы. Однако настроения в народе в те годы были не в их пользу – в стране ширилось антивоенное движение, протесты против вовлечения Японии в войну в Корее, затем во Вьетнаме, против превращения Японских островов в «непотопляемый авианосец» США. Да и американцы, помнившие милитаристскую Японию, соглашались лишь на ограниченное восстановление армии оккупированной ими страны. Однако времена меняются – сегодня среди жителей Страны восходящего солнца всё больше тех, кто впитывает националистическую риторику, требует от правительства обзавестись ядерным оружием и совместно с Соединёнными Штатами «решительно противостоять врагам».

И всё же в Японии остаются значительные силы, противостоящие возрождению милитаризма. Данные опроса «Киодо цусин» засвидетельствовали, что нация разделилась по проблеме изменения конституции надвое: 50% опрошенных высказались за внесение поправок, против – 48%. 70 процентов опрошенных не согласились с тем, что рост военной напряжённости в мире является достаточным основанием для изменения конституции.

Большое число сторонников изменения Основного закона объясняется уловками правительства, пытающегося убедить население, что речь идет лишь о закреплении факта превращения Сил самообороны в «обычные вооруженные силы». Власти убеждают народ, что они стремятся не к полному отказу от 9-й статьи, а только о придании легитимности вооруженным силам.

Ярый сторонник устранения из Конституции Японии ограничений на проведение наступательной военной политики, бывший премьер-министр, а ныне возглавляющий крупнейшую фракцию в ЛДП Синдзо Абэ заявлял, что 9-я статья конституции должна сохранить мирные принципы, но в Основном законе необходимо прописать статус Сил самообороны, которые-де пользуются доверием более 90% населения. Однако премьер-министр лукавит, умалчивая, что одобрительно о японских Силах самообороны большинство японцев судят, имея в виду их использование для ликвидации последствий частых в Японии стихийных бедствий. Японская армия нередко воспринимается населением как подобие сил российского МЧС. Что же касается направления Сил самообороны за рубеж для участия в боевых действиях, с этим соглашается гораздо меньшее число японцев.

У воссоздания в стране вооруженных сил не только де-факто, но и де-юре есть и важная экономическая цель: теряющая конкурентоспособность мирная продукция японских производителей с трудом позволяет удерживать на плаву огромный экономический корабль. Среди капитанов крупного японского бизнеса давно вынашивается мысль о том, чтобы в полном объёме воссоздать в стране военно-промышленный комплекс. После признания вооружённых сил конституционными милитаризация экономики пойдёт гораздо быстрее, этот процесс уже начался. По конституции и законодательству Япония ранее не имела права экспорта вооружений. Теперь этот запрет при кабинете Абэ был снят, стало возможно торговать оружием. И технологически развитая Япония может занять свою нишу в этой торговле. Правда, США будут позволять Японии расширять торговлю оружием лишь дозированно, пока это не создаст угрозы самим американцам.

Не выгодно американцам и развитие новых отраслей японской военной промышленности, например авиастроительной. Сейчас японцы вынуждены оснащать свои ВВС американской авиационной техникой. Хотя президент Трамп призывал японское правительство меньше полагаться на США и больше заботиться о безопасности самим, согласятся ли с этим американские поставщики вооружения, неизвестно. Американцы хотели бы видеть Японию конструкторским бюро, разрабатывающим в интересах США новейшие образцы вооружения. В последнее время появились сообщения о том, что американцы стремятся воспользоваться научно-техническим потенциалом Японии для создания гиперзвукового ракетного оружия.  

Синдзо Абэ, будучи премьером, ставил задачу добиться пересмотра конституции к 2020-2021 году. Не удалось. Не удаётся это пока и нынешнему премьер-министру Японии Фумио Кисиде, который является не меньшим, чем Абэ сторонником снятия всех конституционных ограничений на превращение Японии в мощную военную державу. Гарантированных двух третей голосов в обеих палатах японского парламента, необходимых для принятия решения о проведении общенационального референдума по вопросу об изменении конституции, пока не собирается. Да и раскол общественного мнения не позволяет правительству рассчитывать на уверенную победу на референдуме.

Премьер-министр Японии Фумио Кисида едет на танке во время визита на базу Сухопутных сил самообороны Асака, расположенную между Токио и префектурой Сайтама, 27 ноября 2021 года

Премьер-министр Японии Фумио Кисида едет на танке во время визита на базу Сухопутных сил самообороны Асака, расположенную между Токио и префектурой Сайтама, 27 ноября 2021 года

С выхолощенной 9-й статьей конституции правительство Японии продолжает идти по пути наращивания вооружённых сил, увеличения вдвое военных расходов, вовлечения в свою военную стратегию США, создания новой засекреченной Стратегии национальной безопасности и среднесрочной программы укрепления обороны.

P.S. Митинг в поддержку 9-й «мирной» статьи конституции страны, согласно которой Япония отказывается от обладания армией и от войны как средства разрешения международных конфликтов, прошёл 3 мая в центре Осаки, одного из крупнейших мегаполисов Японии, сообщил корреспондент РИА Новости. Участники митинга против пересмотра конституции, держали в руках плакаты с призывами к миру, прекращению военных действий на Украине и недопущению изменения 9-й статьи Конституции Японии.

Заглавное фото: Политобзор

АНАТОЛИЙ КОШКИН 

 

Тэги: